Описание подготовительных упражнений данного медитативного пути
Есть два типа людей, ищущих глубокий смысл пути. Обязательным требованием является ясное сознание необходимости передачи глубочайшего пути предуготовленным ученым искателям мгновенно, и постепенно – начинающим. «Капей Сарньинг» (ранний и поздний «Ахапраманасамьяк») формулирует:
Сообразно различным уровням интеллекта,
Есть люди склонные или к последовательному или же к мгновенному пути.
Великое лекарство для искателей на постепенном пути
Становится ядом для искателей – мгновенного.
Великое лекарство для мгновенного просветления
Становится ядом для постепенного просветления.
Людям с врожденными созидательными способностями надо показывать
Мгновенный путь,
Между тем как молодые умы следует вести
Постепенным путем.
Рассматривая способ передачи глубочайшего пути [Махамудры], преподобный Гампопа считал, что тот является независимым от тантр путем. Поэтому Гампопа не сделал эзотерическое посвящение обязательным условием получения учений Махамудры. Он говорил о том, как вести последователя прямо к присущей уму реальности. Этот [простой] метод состоит из принятия прибежища в гуру и трех драгоценностях, поднесения им символического космоса [мандалы], отчета за все губительные поступки, и обращение к ним [гуру и драгоценностям] с сильной преданностью и благоговением. Данные практики включают медитацию на любви, сострадании и просветленном отношении [бодхичитте]. В этом смысле, тем, кто обладает изумительным интеллектом склонным к мгновенному пути, следует заниматься вначале процессом раскрытия видения внутренне присущей реальности, а затем приведением ума в спокойное погружение, подобно современной подготовке Махамудры четырех слогов. Людям с меньшим интеллектом, предрасположенным к последовательному пути, надлежит пройти через практику успокоения, ведущую к медитации постижения, что подобно современной подготовке посредством так называемого «сочетания с совозникающим осознаванием»[155]. Понятно, что оправдание для [двух путей] надлежит искать в его [преподобного Гампопы] письменных комментариях, устном завете, ответах, и его устном завещании, записанном Пал Пхагмо Друпой[156] и Дже Дюсум Кхьенпой[157] в соответствующих собраниях их трудов.
Позже последователи данного медитативного ордена приспособили Махамудру к практике тантрического мистицизма. Известная как «Махамудра в пяти частях»[158], она включает в себя, среди всего прочего, развитие просветленного отношения, возвышение ума до чистейшего состояния через медитацию на медитационном божестве [йидаме], на гуру, а также медитацию Махамудры, всякий раз она заканчивается посвящением заслуг ради освобождения других. В начале, прежде чем объяснять другие трактаты по Махамудре, такие как «Лхенчик Кьеджор» и «Йиге Шипа», в качестве средств актуализации медитации, предписываются четыре вступительных упражнения. К этим упражнениям относятся медитация на непостоянстве, визуализация Ваджрасаттвы, за которой следует повторение мантры, совершение подношений космоса [мандалы], и согласование своего ума с совершенным осознаванием гуру. Поскольку эти медитации Махамудры содержали тантрические элементы, практикующему было необходимо получить подробное либо сокращенное посвящение, как средство активации своего внутреннего потенциала. «Махамудра-тилака» поясняет:
Без посвящения через инициацию нельзя добиться самореализации,
Это было бы все равно, что давить песок, желая выжать масло.
«Буддхакапала» сообщает:
Все равно как нельзя играть на арфе без струн,
Пусть даже и присутствуют все остальные составные части,
Так же нельзя реализовать мистическую мантру и медитативное погружение
Без получения полномочий (посвящения).
С другой стороны, если следовать системе преподобного Гампопы – разъяснения только Махамудры, то практикующим необязательно давать посвящение. Согласно его системе надо придерживаться практик, предписанных им подготовительных, не включая туда тантрической медитации Ваджрасаттвы, произнесения мантры, преобразования себя в йидама и визуализации гуру в форме Будды Ваджрадхары, источника мистического посвящения.
В связи с этим можно спросить, происходит ли из тантрического мистицизма упражнение по подсчету ритма дыхания и задержки его, которое включено в медитацию успокоения. Ответ – нет. Потому что подсчет и сосредоточение на ритме дыхания и многие подобные упражнения предписываются так же для достижения медитативного успокоения согласно экзотерической сутре.
В теперешнем веке, Махамудра и мантраяна [тантрический мистицизм] смешаны и их медитируют вместе, для того чтобы усилить реализацию. Многие тантрические элементы также введены и в подготовительные практики. Для тех кто желает действовать таким образом, посвящение для актуализации внутренних возможностей, конечно, необходимо. Надо получить или подробное или краткое посвящение, основанное на подлинной тантре, связанной с реализационным божеством, таким как Чакрасамвара с его супругой, например. Такая традиция должна сохраняться живущими мастерами духовной линии, ибо они – источник благословения.