Сжатое изложение глубинного смысла сутр и тантр
Было сказано, что все учения сутр и тантр, изложенные победоносным Буддой, являются средством осознания этовости[138] [присущей всем вещам реальности]. Смысл всех этих [учений] сконцентрирован в этовости, на которой держится факт абсолютности [окончательности] данной практики. Она также является тем направлением, к которому бескрайние и глубокие учения неизбежно должны привести искателя. Сутра определяет данную точку зрения:
Все учения Татхагаты сконцентрированы в этовости; они покоятся на ней и ведут к ней.
Второй трактат «Бхаванакрамы» сообщает:
Учения Просветленного Победителя были в совершенстве изложены с целью непосредственно или косвенно объяснить этовость, и все они сфокусированы на этом.
Дипанкара Атиша говорит:
Все восемьдесят четыре тысячи учений Дхармы[139],
Изложенные Буддой, сводятся к этовости.
Никакие другие сутры и тантры,
Не относящиеся к методам осознания пустой природы реальности,
Не излагались.
Панчакрама утверждает:
Концепция этовости, изложенная во множестве сутр и тантр, знаменует собой ничто иное, как внутренне присущую пустоту.
В похвале Просветленному Победителю в «Ниваранавискамбхи»[140] говорится:
Ты изложил Дхарму о том, что
Изначально спокойно и не происходит.
Ты привел в движение колесо учения,
Показывающее то, что вне всех несчастий [сансары].
Таким образом были изложены два пути, как средства осознания пустоты. Глубина пути сутр обычно включает в себя три причины, а именно, слушание, изучение и медитацию, и, в частности, практику шести принципов запредельной мудрости. Все они сосредоточены в медитации на пребывающей реальности.
«Ваджрасамадхи-сутра» сообщает:
Когда не отступают от осознавания пустоты,
Тогда осуществляют все шесть принципов совершенства.
«Кхьепар Семкьи Чжюрай Дхо» определяет:
Недвойственность значит щедрость;
Неисключение – нравственность;
Неразличение – терпение;
Неприятие и отказ – старание;
Непривязанность – спокойное погружение;
Непонятийность – мудрость.
Сараха заключает:
Это непонятийное осознавание читает, всесторонне рассматривает и медитирует, а также лелеет Дхарму.
«Рапту Минепе Гую» сообщает:
Питаясь пищей, которая натуральна и неизменена[141],
Можно удовлетворить все школы и учения,
Ибо все появляется в свете ментальных характеристик.
Лишь невежественный, неразвитый ум полагается на общепринятые слова.
К тому же объяснения созидательных применений на двух медитационных стадиях, составляющих сокровенную глубину эзотерического пути, давались, для того, чтобы реализовать непонятийное осознавание, ведь высшая цель [Будды] – это обретение такой абсолютной простоты. «Дордже Кхандо» («Вадж-радакини-тантра») поясняет:
Для того чтобы осознать вид внутренней чистоты, медитатор применяет созидательный процесс, такой как медитация и повторение священных слогов. Однажды осознав вид внутренней чистоты, практикующему внешние созидающие процессы не следует далее применять их. Точно так же как некто пересекая реку на лодке, оставляет лодку, достигнув другого берега, так и медитатору следует прекратить созидательные процессы.
Комментарий «Хеваджра-пиндартха» на «Ваджрахридаю» сообщает:
Тот, кто связан дуалистическими мыслями и скрытыми впечатлениями,
Должен вначале использовать ритуалы дуалистического измерения.
По достижении осознания сокровенной природы дуализма,
Ему следует подниматься к непонятийному состоянию.
По этой причине говорится, что смысл мистических практик по актуализации сокровенной чистоты неотъемлем от этовости [пустой природы] непонятийного осознавания. «Такньи» («Хеваджра-тантра») снова повторяет:
На присущей непонятийному состоянию природе
Покоится значение святых слогов
И высших иллюзорных форм.
Тот же текст добавляет:
Оно [непонятийное осознавание] олицетворяет [суть] повторения священных слогов, аскетизма, огненных подношений,
И собрания высших форм и дворцов.
Короче говоря, ум воплощает единство всех форм.
«Амритагухья-тантрараджа» говорит:
Для того, кто раскрыл присущую уму природу,
В этом [состоянии] воплощены все различные действия и ритуалы,
Такие как поклоны, подношение хлебов [торма], и т.п.
Было сказано, что для реализации чистого осознавания, существенны ключевые наставления по Махамудре. Без них тяжело достичь реализации Махамудры, как ясного осознавания истинной реальности, следуя по пути сутр и тантр. Сараха сообщает:
Отказавшихся, таким образом, от мира, этих преданных давших обет безбрачия людей,
Называют полностью оперившимися монахами, старшими и младшими.
Некоторые учат сутрам,
Некоторые ловят один аромат природы ума,
В то время как другие используют учения Махаяны как причину [освобождения].
Эти учения проистекают из классических трактатов о концептуальных признаках [реальностей].
А другие медитируют на высшем космическом измерении и собрании божеств [мандала].
Некоторые проясняют значение четвертого посвящения;
Другие созерцают элемент пространства;
Другие же видят пустоту.
Большинство пустились на путь разногласий [ведущий в неблагоприятном направлении].
Кто бы ни созерцал природу нирваны
Не имея самопроизвольного осознавания,
Не реализует окончательного.
Тилопа поддерживает данную позицию:
Объясняя ли тантрический мистицизм,
Запредельную мудрость, священный канон и краткие высказывания,
Или следуя различным классическим трактатам
И концептуально определенным доктринам,
Нельзя реализовать Махамудру, как ясное осознавание.
Сказано, что истинную реальность можно легко осознать, если следовать ключевым наставлениям по Махамудре, абсолютной реальности. «Абхидхана-тантра» настаивает:
Тот, кто посвящает себя медитации Махамудры,
Добьется непосредственного медитативного пробуждения,
А также достигнет совершенного освобождения и просветления[142].
«Сурьячандра-садхана» комментирует:
Искатели с высоким интеллектом должны следовать
Махамудре истинной реальности;
Овладевая невозмущаемой концентрацией,
Им упорно надо медитировать
В течение трех лет и трех месяцев[143]
На недвойственном состоянии блаженства и пустоты.
Они добьются высшей реализации; так об этом сказано.