Определение медитационной системы нашей школы
Многое можно понять из предыдущего объяснения постижения, распознавания видения реальности и способов его поддержания, а также из комментариев по доктрине и логике. Сказано, что реализация видения пустоты происходит при достижении стадии просветления (illumination). Здесь же я займусь единственно тем видением, что соответствует интеллектуальному уровню простых человеческих существ. Особенно важно установить видение пустоты, или через аналитическую медитацию или в медитации концентрации. Сутры сообщают, что нереализованные видение и медитация не могут уничтожить корни существования [сансары].
«Бодхичиттавиварана» замечает:
Те, кто находятся в неведении относительно пустоты,
Не могут достичь освобождения.
Эти запутанные умы блуждают
В тюрьме шести миров.
Бесполезно практиковать, когда нет раскрытия безошибочного видения реальности. Наропа, в труде «Дристисамксепта», поясняет:
За счет безошибочного видения,
Медитация и действие вполне согласуются,
Достигается просветление,
Подобно тренированной лошади, умело двигающейся в нужном направлении.
Если видение – не в истинном согласии [с внутренней реальностью],
Медитация и действие возьмут неправильное направление,
И ничего ценного не будет достигнуто.
Это подобно слепому человеку, идущему на ощупь без проводника.
Достижение осознавания путем медитации существенно для успешного определения истинного видения. Простого интеллектуального понимания, возникающего из слушания иразмышления, не достаточно. Все сутры, тантры и просветленные наставления согласны, что абсолютная медитация есть медитация, которая концентрируется на уме и доходит до высшей точки в реализации.
«Гухьясамаджа-тантра» сообщает:
Если ум до конца изучить,
Оказывается, что он является источником всех реальностей.
Этот феномен есть пространство неразрушимости,
В котором двойственность феноменов и присущей им природы отсутствует.
«Ваджрапанджара» далее устанавливают:
Драгоценный ум – это динамическая сила; ум, настроенный на медитацию, достигает просветления.
«Ланкаватара-сутра» разъясняет:
Не познавай внешнюю реальность просто полагаясь на ум. Выйди за ограничения ума, фокусируясь на таковости [пустоте]. Установи ум на нереальности феноменальной видимости. Йогин, который осознал нереальность видимости, правильно поймет Великую Колесницу.
«Сутраламкара» заключает:
Знай, что ничего не сущесвует кроме ума.
Осознай сам ум, как лишенный истинной реальности.
Сараха говорит:
Ум скован, если опутан привязанностью;
Если путы разорваны, источник заблуждения устраняется.
Основанная на «Ланкаватаре-сутре», система Двух Великих Колесничих[108], «стадии медитации» и «наставления по запредельной мудрости» предписывают практики для достижения непонятийного состояния при помощи сосредоточения (1) на уме, (2) на осознавании таковости [пустоты], или (3) на восприятии нереальности феноменов. Когда устанавливают видение реальности через медитацию в соответствии с сутрами или тантрами с разъясняющими наставлениями, обязательно применение распознающей мудрости. Об этом сказано в третьем трактате «Бхаванакрамы»:
Все реальности в сущности – пустота, кою нельзя понять не прибегая к аналитическому интеллекту.
Однако сам этот интеллект в конце концов должен быть успокоен, предвещая появление непонятийного состояния.
«Кашьяпапариварта» сообщает:
Будда: Кашьяпа, когда под ударами ветра два дерева трутся друг о друга, вспыхивает пламя. В огне затем сгорают эти деревья. Подобно этому, Кашьяпа, из совершенного аналитического интеллекта рождается мудрость пробужденного, в пламени которой потом сгорает интеллект.
Второй трактат «Бхаванакрамы» объясняет:
Огонь истинного понимания абсолютной реальности возникает из различающего интеллекта. В этом огне сгорает интеллект, как деревья в пламени. Таковыми были слова Лучезарного Победителя.
Анализ [постижения] – не понятийных взглядов – должен происходить во время пребывания в медитативном погружении. Сутра подтверждает такой подход:
Понимания чистой истины можно добиться только в медитации погружения.
«Бхаванакрама» соглашается:
Совершенное осознавание рассветает только тогда, когда ум – жестко установленный в успокоении – применяет мудрость и исследует его.
На этом уровне, истинное видение внутренней реальности – это рассвет непонятийного осознавания, лишенного всякой сущности. Он происходит, когда успокаиваются различающие способности. Сутра говорит подтверждая:
Совершенное постижение – это невосприятие феноменов.
«Бхаванакрама» добавляет:
Что такое постижение истинной реальности? Это невосприятие феноменов.
На данной стадии следует успокоить ум, приведя в непонятийное, не воспринимающее состояние, свободное от какого бы то ни было дуалистического мышления или сознания, невозмущаемое пеленой тупости или чувственного побуждения.
Сутра заявляет:
На внутренней реальности, как таковой, фокусируется ум с аналогичной природой. Непередаваемый опыт засияет в одном. Такое состояние характеризуется как равновесное погружение.
Атиша говорит:
Установи ум без различения в непонятийном протяжении реальности.
И далее добавляет:
Бесконечность реальности не имеет центра и горизонта. Наблюдай ее глубоким непонятийным умом, незатуманенным и тенью тупости или чувственного побуждения.
«Мадхьямакопадеша» Атишы заключает:
Таким образом, прошлые мысли прекратились, будущие пока не появились, а настоящему трудно проникнуть. Будучи несубстанциональным и подобным пространству, ум не имеет цвета и формы. Он ни одна ни много сущностей. Его природа – нерожденная [пустота] и ясное осознавание. Вооруженный логикой изучая ум, постигаешь его нереальность.
Ни две стороны ума [осознавание и пустая природа ума] ни распознающий интеллект не состаят ни из какой сущности. Например, огонь, возникающий в результате трения двух кусков дерева, уничтожает дерево, которое-то и родило его; когда дерево сгорит, огонь потухнет. В тот момент, когда мудрость устанавливает нереальность всего воспринимаемого и понятийного дуализма, медитатор осознает, что сама мудрость – это ясность и пустота, не затуманенная восприятием двойственности и не отвлекаемая тупостью и чувственным побуждением. Ум должен быть избавлен от таких недостатков, как тупость, чувственное побуждение, цепляние, вспоминание и другие ментальные действия. Медитатор должен сохранять непонятийное состояние, до тех пор пока оно не будет украдкой прервано вороватым восприятием или различением.
Это можно объяснить проще. Когда, сначала, медитатор добивается совершенного видения, он устанавливает, что ум является источником всех дуальностей. Затем открывается, что ум не имеет сущности. Эти исследования проводятся по следующему логическому рецепту, известному как: три входа времени, взаимное исключение одного и многих, несуществование абсолютных происхождения, прекращения и течения, и ясная, пустая природа ума. Устанавливают, при помощи [вышеупомянутого] логического исследования, что ум лишен всякой субстанциональности. Так же [устанавливается, что] аналитический интеллект нереален. Аналитический интеллект в конце растворяется в недвойственном, лучезарном состоянии, подобно тому, как дерево сгорает в огне.
Так достигается совершенное видение. Раз оно возникло, ум должен всецело концентрироваться на реализованном взгляде, если оно не прерывается восприятиями или различением. В период погружения ум должен быть очищен от любых поползновений тупости или чувственного побуждения. Не следует позволять появляться различению, привязанности, сознанию двойственности, или другим ментальным действиям.
«Бхаванакрама» советует:
Созерцай несубстанциональность всех феноменов. Устрани даже это самое представление о несубстанциональности при помощи непонятийной мудрости. Медитируй на таком непонятийном состоянии, которое выходит за рамки дуализма, как существования так и не существования.
Есть такие, которые стремятся поддерживать видение реальности через медитацию и которые тем самым хотят согласовать успокоенное состояние с аналитическим постижением пустой природы феноменов, несуществования сущности, или несуществования я. Они получат несомненное понимание, созерцая смысл этих цитат.
Многие рассуждения говорят о необходимости непонятийной медитации, коль скоро совершенный путь был установлен. «Самадхираджа» сообщает:
Мудрое понимание обусловленной и необусловленной реальности,
Уничтожение воспринимаемой двойственности,
И успокоение ума в недвойственном состоянии
Приведут к постижению пустой природы всех феноменов.
«Бхаванакрама» цитирует «Арья Ратнамегху»:
Тщательное исследование понимания ума приведет к осознанию его пустотности. С этим знанием, медитатор должен уйти обратно в чистое состояние недвойственности. Понимание несуществования сущности ума посредством аналитического постижения – это погружение в состояние недвойственности.
Второй трактат «Бхаванакрамы» продолжает:
Когда искатель истины до конца при помощи мудрости изучит [ум] и откажется от цепляния к присущей ему природе, как абсолютной сущности, он тогда достигает непонятийного погружения.
Камалашила в комментарии на «Авикальпаправеша-дхарани» объясняет:
В заключение изучения ум должен быть успокоен в непонятийном состоянии.
«Бодхипатхапрадипа» подтверждает это:
При помощи доктрины и логики
Сперва установи, что у феноменов
Нет самоприроды и абсолютного состояния.
Потом медитируй на совершенной непонятийности.
На этом завершается общее разъяснение об устранении сомнений, касающихся видения и медитации. Оно было написано как общее толкование, дабы послужить руководством ко многим методам реализации состояния погружения в соответствии с сутрами, тантрами и просветленными наставлениями.
КНИГА ВТОРАЯ