Применение анализа и концентрации к успокоению и постижению
Некоторые люди полагают, что чередуя медитацию фиксированного внимания с исследованием, невозможно реализовать успокоение. Они настаивают на том, что медитация успокоения неизменно должна быть фиксированным состоянием и считают, что анализ, использующий распознающую мудрость, – в медитации постижения – вызывает прекращение этого постижения. Такие взгляды неверны.
Если бы вышеупомянутая точка зрения на фиксированную внимательность, выражаемая некоторыми людьми, была бы правильной, то такие медитации, как «исчерпывающий анализ»[82], «углубленное изучение, имеющее целью устранение загрязнения»[83], и т.д. нельзя было бы употреблять в качестве объектов медитации успокоения. Отсюда следовало бы, что применение распознающей мудрости и твердой бдительности при овладении успокоением было бы столь же ошибочным. Такая точка зрения истолкователя постижения противоречила бы традиционному взгляду о том, что при завершении анализа анализирующий интеллект в конце концов спокойно сам устанавливается [в состоянии успокоения]. Согласно позиции толкователя, непонятийное и не возмущаемое постижение, упоминаемое в «Бхаванакраме», невозможно. Более того, по его мнению медитационный анализ и успокоение, постижение и фиксированное внимание взаимно исключают друг друга. Этот взгляд предполагает, что анализ является полностью интеллектуальным различением, а успокоение совершенно неконцептуально. Считается, что состояние постижения прекращается, когда переходят к медитации фиксированного внимания. Следовательно, постижение непременно должно быть прикреплено к распознающему интеллекту. Справедливость подобных утверждений означала бы невозможность объединения успокоения и постижения, и отрицала бы сродство между непонятийным восприятием и постижением. Это очень большое заблуждение.
Как же тогда следует практиковать? На ступени успокоения медитируют в основном на фиксированной внимательности, согласно методам изложенным в девяти стадиях успокоения ума. Но и тогда необходимо применять анализ, коль скоро установлено спокойное равновесие.
Первый трактат «Бхаванакрамы» сообщает:
Когда в уме преобладает полный покой, используй обстоятельный анализ ко всем психофизическим скоплениям и элементам [своего потока бытия].
Существует множество рекомендуемых аналитических методов практики на ступени успокоения. Например, созерцание уродства в качестве противоядия от вожделения, созерцание любви против ненависти, и созерцание закона взаимозависимой активации – от неведения. Подобно этому, в медитации постижения преобладают исследования при помощи трех или четырех методов. Постижение не пропадает, когда анализирующий интеллект в конце успокаивается; так что не остается и следа двойственности. Это успокоение аналитического интеллекта является стадией чистого постижения, на которой необходима медитация фиксированного внимания.
«Кашьяпапариварта-сутра» говорит:
В огне, возникающем при трении двух кусков дерева,
Затем сгорают оба куска;
Подобно этому, распознавание двойственности питает мудрость,
Коя затем уничтожает оба [дуалистических представления].
«Муламадхьямакаватара» объясняет:
Люди связаны дуалистическими концепциями;
Йогины, которые преодолевают дуализм, достигают освобождения.
Плод совершенного анализа есть
Обратное к различению.
Так говорят мудрые.
Раз объединение успокоения и постижения достигнуто, основное медитационное усилие полагается направлять на фиксированное внимание, и время от времени на аналитическое исследование[84]. Ниже будут процитированы авторитетные сочинения. Для обычных последователей рекомендуются следующие методы. если тебя одолевает внутреннее отвлечение[85], происходящее из-за чрезмерного анализа, медитируй успокоение; медитируй постижение, если одолевает депрессия, обусловленная чрезмерной медитацией фиксированного внимания и успокоения; медитируй на безмятежности, не требующей усилий, сочетая успокоение и постижение.
Первый трактат «Бхаванакрамы» сообщает:
Тупость, если ее не устранить, полностью поглотит ум, направляя его в темную сферу лишенную постижения. В тот момент, когда ум впадает в тупость, он должен быть очищен. Случается, что в ходе постигающей медитации интеллект достигает большой чуткости, это приводит к тому, что ум становится беспокойным. Его восприятие истинной реальности становится зыбким, подобно мерцанию масленого светильника на ветру. Этот ум не способен воспринимать внутренне присущую реальность. Лекарством в такой ситуации является медитация успокоения. Как только успокоение стабилизируется, медитация распознающей мудрости должна возобновиться.
Стоит медитатору гармонично сочетать успокоение и постижение, он должен поддерживать это единство без чрезмерного напряжения так долго, пока тело и ум могут выдержать это состояние. Раз успокоение и постижение соединены, то вместо того чтобы перемежать это состояние с исследованием, ум должен покоиться в сконцентрированном равновесии.
«Самадхинирмочана-сутра» комментирует:
Майтрея: На какой стадии успокоение и постижение смешиваются и имеет место их гармоническое единство?
Будда: Это происходит, когда ум покоится в однонаправленной концентрации.
Майтрея: Что значит однонаправленный ум?
Будда: Это простое осознование воспринимаемого образа в погружении, которое надлежит сохранять.
Мастер Джнянагарбха[86], в своем комментарии на «Самадхинирмочану», объясняет:
Путь успокоения неотделим от пути постижения, поскольку первый есть концентрация на уме, который потом становится объектом исследования для последнего. Ум является единственным объектом обеих этих визуализационных медитаций. Когда медитация успокоения делает ум устойчивым, постигающая медитация анализирует его. И визуализация и визуализирующий суть лишь тождественные характеристики ума. Следовательно, они – не раздельные сущности.