Четыре ментальных применения этих принципов

Чтобы достичь упомянутых выше девяти стадий успокоения, следует кроме того использовать четыре ментальных применениями. Они таковы:

1. Применение напряжения концентрации

2. Применение с перемежающимися паузами

3. Применение без пауз

4. Естественное и спонтанное применение

Достижение первой и второй стадии требует огромного усилия; отсюда ударение на применение напряжения концентрации. Применение с перемежающимися паузами надлежит использовать тогда, когда стадии успокоения с третьей по седьмую невозможно поддерживать из-за вмешательства тупости или беспокойства. Восьмую стадию успокоения, не возмущаемую тупостью или страстью, можно поддерживать применением без пауз. На девятой стадии добиваются спокойного погружения естественным и спонтанным применением.

«Шравакабхуми» сообщает:

Знайте, что для того, чтобы реализовать девять стадий успокоения, надо задействовать четыре ментальных применения. Эти ментальные применения используются дабы достичь различных стадий успокоения. Применение сконцентрированного усилия выводит на первую и вторую стадии успокоения. Применение с перемежающимися паузами относится к стадиям с третьей по седьмую, таким как (3) фиксированная внимательность посредством отвлечения внутрь, (4) более интенсивная внимательность, (5) укрощение ума, (6) усмирение ума и (7) полное усмирение ума. Применение без пауз дает возможность реализовать непрерываемое успокоение восьмой стадии. Применение стадии без усилий приводит к достижению полного погружения.

Названия девяти стадий успокоения данные здесь [основанных на «Шравакабхуми»] отличаются немного от названий перечисленных ранее, но по существу они те же. Опять, ментальное напряжение с перемежающимися паузами применяется к первой и второй стадиям успокоения. Напряжение также применяется к пяти следующим стадиям. В чем разница? Термин «ментальное напряжение» используется для первых двух стадий, потому что ум, большей частью, не пребывает в спокойном погружении; отсюда необходимость напряжения. Термин «ментальное напряжение с перемежающимися паузами» используется потому, что, хотя ум, большей своей частью, и находится в спокойном погружении, однако, напряжение необходимо, когда такое успокоение пропадает. В стремлении к успокоению, если допустить рассеянию вмешаться в медитацию, оно [успокоение] не будет достигнуто даже спустя тысячу лет. С другой стороны, если стараются обрести все благоприятные условия, какие положено, и работают постоянно без перерывов или отвлечений, сказано, что вскоре достигнут успокоения.

«Бодхипатхапрадипа» сообщает:

Когда нарушены условия для успокоения,

То не имеет значения, насколько великолепна медитация,

Успокоение не будет достигнуто

Даже через тысячу лет.

«Праджняпарамита-самучаягатха» сообщает:

Старайтесь достичь спокойного погружения

Путем непрерываемоемого созерцания

Внутренней чистоты.

Как невозможно вызвать искры

Делая долгие паузы между

Ударами двух кремней друг о друга,

Так и медитация от случая к случаю

Не приведет к успокоению.

Не останавливайтесь пока совершенство не достигнуто!

На этом заканчивается разъяснение медитации успокоения.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

СТАДИИ УСПОКОЕНИЯ И ПОСТИЖЕНИЯ

ЧАСТЬ II: ПОСТИЖЕНИЕ

Медитация постижения описывается в двух главных частях:

1. Общая медитация постижения

2. Методы достижения сущностного видения: перечисление методов используемых буддийскими школами для получения такого видения

ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ ПОСТИЖЕНИЯ

Есть три вида постижения:

1. Постижение на мирском уровне

2. Постижение на сверхмирском уровне

3. Постижение в традиции Махаяны

Первое постижение поверхностным образом воспринимает внешнюю форму успокоения, второй вид воспринимает постижение, которое, фокусируясь на четырех благородных истинах, главным образом устраняет «я», а последний – это постижение наших медитаций.

«Самадхинирмочана-сутра» упоминает три постижения:

1. Постижение, происходящее из восприятий, относится к постижению, являющемуся результатом проникающего анализа этих восприятий посредством различных аспектов мудрости

2. Постижение, возникающее в ходе исчерпывающего исследования, имеет отношение к мудрости, проливающей свет на понимание доктринальной точки зрения, рассматривающей неизвестную внутренне присущую реальность

3. Постижение, происходящее в результате анализа реальностей по отдельности, означает постижение, которое возникает благодаря сияющей мудрости, в совершенстве изучившей всю реальность. Это относится к практикам медитации, которым следуют уже достигнув вполне определенного видения реальности.

«Самадхинирмочана-сутра» и «Абхидхармасамуччая» дают список четырех постижений, происходящих в результате:

1. Общего распределения реальностей при помощи мудрости, изучающей всевозможные обусловленные реальности, включая созерцательное восприятие ментальных осквернений

2. Совершенного различения при помощи мудрости, которая находит в точности характеристики истинной природы реальностей

3. Расширенного изучения, имеющего отношение к интеллекту, который в целом отличает относительную природу феноменов и их окончательную природу

4. Проникающего анализа, имеющего отношение к совершенной мудрости, проводящей тонкое разграничение разных реальностей и их абсолютной природы.

«Шравакабхуми» упоминает:

Существует шесть способов того, как обрести постижение, и они включают в себя остальные методы. Шесть методов, посредством которых добиваются постижения суть изучение концептуального значения реальности, ее субстанциональности, ее характеристик, пространства и времени, и – логическое исследование.

Этот отрывок показывает средства раскрытия постижения путем исследования [видимой и абсолютной] реальностей.

«Сутраламкара» сообщает:

Изучай постоянно

Проявления ума.

Дроби на составляющие их аспекты.

Выдели единый привкус мыслей

И их неопределяемую природу[68].

Мастер Васубандху[69] дает подробный комментарий к «Сутраламкаре»:

Эти четыре строки иллюстрируют одиннадцать назначений интеллекта. Они таковы: (1) исследовать все, что концептуально, (2) неконцептуально, (3) что не является ни концептуальным ни исследуемым, (4) сфокусироваться на успокоении, (5) созерцать постижение, (6) созерцать и успокоение и постижение в объединении, (7) изучать посредством логики ментальные восприятия, (8) созерцать основную причину успокоения, (9) созерцать основную причину безмятежности, (10) постоянно созерцать действия ума и (11) созерцать объекты почитания.

Это были одиннадцать путей к постижению. Из них первые несколько суть средства распознания видения абсолютной реальности]. Средние суть медитации на полученном видении реальности, а последние несколько методов ведут к усилению видения. Коротко говоря, сутры и трактаты по медитации говорят, что, раскрывая постижение сперва полагаются на мудрость, дабы изучить и расположить отдельно видимую и абсолютную природу психофизических скоплений и мыслей. Точно так же как огонь возникает в результате трения двух прутьев, так и интеллектуальное изучение [дуалистического восприятия] приводит к зарождению постижения. Раз дерево сгорело, пламя гаснет. Таким образом, когда постижение рассветает, то и образ изучающего и изучение образа исчезают. Подобные комментарии были сделаны Дипанкарой Атишей[70]. Очень важно достичь такого видения абсолютной реальности в медитации постижения.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СУЩНОСТНОГО ВИДЕНИЯ:

Наши рекомендации