Четыре ментальных применения этих принципов
Чтобы достичь упомянутых выше девяти стадий успокоения, следует кроме того использовать четыре ментальных применениями. Они таковы:
1. Применение напряжения концентрации
2. Применение с перемежающимися паузами
3. Применение без пауз
4. Естественное и спонтанное применение
Достижение первой и второй стадии требует огромного усилия; отсюда ударение на применение напряжения концентрации. Применение с перемежающимися паузами надлежит использовать тогда, когда стадии успокоения с третьей по седьмую невозможно поддерживать из-за вмешательства тупости или беспокойства. Восьмую стадию успокоения, не возмущаемую тупостью или страстью, можно поддерживать применением без пауз. На девятой стадии добиваются спокойного погружения естественным и спонтанным применением.
«Шравакабхуми» сообщает:
Знайте, что для того, чтобы реализовать девять стадий успокоения, надо задействовать четыре ментальных применения. Эти ментальные применения используются дабы достичь различных стадий успокоения. Применение сконцентрированного усилия выводит на первую и вторую стадии успокоения. Применение с перемежающимися паузами относится к стадиям с третьей по седьмую, таким как (3) фиксированная внимательность посредством отвлечения внутрь, (4) более интенсивная внимательность, (5) укрощение ума, (6) усмирение ума и (7) полное усмирение ума. Применение без пауз дает возможность реализовать непрерываемое успокоение восьмой стадии. Применение стадии без усилий приводит к достижению полного погружения.
Названия девяти стадий успокоения данные здесь [основанных на «Шравакабхуми»] отличаются немного от названий перечисленных ранее, но по существу они те же. Опять, ментальное напряжение с перемежающимися паузами применяется к первой и второй стадиям успокоения. Напряжение также применяется к пяти следующим стадиям. В чем разница? Термин «ментальное напряжение» используется для первых двух стадий, потому что ум, большей частью, не пребывает в спокойном погружении; отсюда необходимость напряжения. Термин «ментальное напряжение с перемежающимися паузами» используется потому, что, хотя ум, большей своей частью, и находится в спокойном погружении, однако, напряжение необходимо, когда такое успокоение пропадает. В стремлении к успокоению, если допустить рассеянию вмешаться в медитацию, оно [успокоение] не будет достигнуто даже спустя тысячу лет. С другой стороны, если стараются обрести все благоприятные условия, какие положено, и работают постоянно без перерывов или отвлечений, сказано, что вскоре достигнут успокоения.
«Бодхипатхапрадипа» сообщает:
Когда нарушены условия для успокоения,
То не имеет значения, насколько великолепна медитация,
Успокоение не будет достигнуто
Даже через тысячу лет.
«Праджняпарамита-самучаягатха» сообщает:
Старайтесь достичь спокойного погружения
Путем непрерываемоемого созерцания
Внутренней чистоты.
Как невозможно вызвать искры
Делая долгие паузы между
Ударами двух кремней друг о друга,
Так и медитация от случая к случаю
Не приведет к успокоению.
Не останавливайтесь пока совершенство не достигнуто!
На этом заканчивается разъяснение медитации успокоения.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СТАДИИ УСПОКОЕНИЯ И ПОСТИЖЕНИЯ
ЧАСТЬ II: ПОСТИЖЕНИЕ
Медитация постижения описывается в двух главных частях:
1. Общая медитация постижения
2. Методы достижения сущностного видения: перечисление методов используемых буддийскими школами для получения такого видения
ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ ПОСТИЖЕНИЯ
Есть три вида постижения:
1. Постижение на мирском уровне
2. Постижение на сверхмирском уровне
3. Постижение в традиции Махаяны
Первое постижение поверхностным образом воспринимает внешнюю форму успокоения, второй вид воспринимает постижение, которое, фокусируясь на четырех благородных истинах, главным образом устраняет «я», а последний – это постижение наших медитаций.
«Самадхинирмочана-сутра» упоминает три постижения:
1. Постижение, происходящее из восприятий, относится к постижению, являющемуся результатом проникающего анализа этих восприятий посредством различных аспектов мудрости
2. Постижение, возникающее в ходе исчерпывающего исследования, имеет отношение к мудрости, проливающей свет на понимание доктринальной точки зрения, рассматривающей неизвестную внутренне присущую реальность
3. Постижение, происходящее в результате анализа реальностей по отдельности, означает постижение, которое возникает благодаря сияющей мудрости, в совершенстве изучившей всю реальность. Это относится к практикам медитации, которым следуют уже достигнув вполне определенного видения реальности.
«Самадхинирмочана-сутра» и «Абхидхармасамуччая» дают список четырех постижений, происходящих в результате:
1. Общего распределения реальностей при помощи мудрости, изучающей всевозможные обусловленные реальности, включая созерцательное восприятие ментальных осквернений
2. Совершенного различения при помощи мудрости, которая находит в точности характеристики истинной природы реальностей
3. Расширенного изучения, имеющего отношение к интеллекту, который в целом отличает относительную природу феноменов и их окончательную природу
4. Проникающего анализа, имеющего отношение к совершенной мудрости, проводящей тонкое разграничение разных реальностей и их абсолютной природы.
«Шравакабхуми» упоминает:
Существует шесть способов того, как обрести постижение, и они включают в себя остальные методы. Шесть методов, посредством которых добиваются постижения суть изучение концептуального значения реальности, ее субстанциональности, ее характеристик, пространства и времени, и – логическое исследование.
Этот отрывок показывает средства раскрытия постижения путем исследования [видимой и абсолютной] реальностей.
«Сутраламкара» сообщает:
Изучай постоянно
Проявления ума.
Дроби на составляющие их аспекты.
Выдели единый привкус мыслей
И их неопределяемую природу[68].
Мастер Васубандху[69] дает подробный комментарий к «Сутраламкаре»:
Эти четыре строки иллюстрируют одиннадцать назначений интеллекта. Они таковы: (1) исследовать все, что концептуально, (2) неконцептуально, (3) что не является ни концептуальным ни исследуемым, (4) сфокусироваться на успокоении, (5) созерцать постижение, (6) созерцать и успокоение и постижение в объединении, (7) изучать посредством логики ментальные восприятия, (8) созерцать основную причину успокоения, (9) созерцать основную причину безмятежности, (10) постоянно созерцать действия ума и (11) созерцать объекты почитания.
Это были одиннадцать путей к постижению. Из них первые несколько суть средства распознания видения абсолютной реальности]. Средние суть медитации на полученном видении реальности, а последние несколько методов ведут к усилению видения. Коротко говоря, сутры и трактаты по медитации говорят, что, раскрывая постижение сперва полагаются на мудрость, дабы изучить и расположить отдельно видимую и абсолютную природу психофизических скоплений и мыслей. Точно так же как огонь возникает в результате трения двух прутьев, так и интеллектуальное изучение [дуалистического восприятия] приводит к зарождению постижения. Раз дерево сгорело, пламя гаснет. Таким образом, когда постижение рассветает, то и образ изучающего и изучение образа исчезают. Подобные комментарии были сделаны Дипанкарой Атишей[70]. Очень важно достичь такого видения абсолютной реальности в медитации постижения.
МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СУЩНОСТНОГО ВИДЕНИЯ: