Медитация устранения загрязнений ума
Медитационное противоядие от искажений ума имеет два относительных уровня – грубый и тонкий. Оба фокусируются на мирах желания, форм и бесформенности – последнее включает в себя отсутствие сознания. Они распределяются в порядке убывания грубости – с желанием на грубом конце спектра и бессознательным на тонком конце.
Медитацию на четырех благородных истинах надо расширить, чтобы дополнить ее шестнадцатью подразделениями[59]. Четыре благородные истины – это истина о страдании, его причине, его устранении и пути. Понимание первых двух благородных истин ослабляет корни ментального загрязнения, в то время как понимание последних двух удаляет его. Хотя предшествующие медитативные визуализации являются общими для медитаций успокоения и постижения, большинство [учителей] включают их в главу об успокоении, что они считают существенным для устойчивости ума. Но как бы то ни было, в медитации успокоения сперва фокусируют ум на [выбранном] объекте, и затем, таким образом сформированный ментальный образ, удерживается без различения и изучения.
Разные медитации для различных требований
«Шравакабхуми», цитируя «Намдрю Шюпе До» сообщает:
Если монаха-йогина, созерцающего внутреннюю природу, одолевает вожделение, ему надо сфокусировать свой ум на неприглядности [тела]. Если его одолевает ненависть, ему следует фиксировать свой ум на сострадании. Если его одолевает запутанность, ему надлежит исследовать закон взаимозависимой активации, как он соотносится с его запутанностью. Если он подвержен самомнению, ему следует рассмотреть анализ на области элементов [психофизических скоплений]
[Снова, «Шравакабхуми» сообщает:]
Если он теряет способность различения, ему, взамен, надо фокусироваться на выдыхании и вдыхании воздуха, и потом концентрироваться на приятном предмете созерцания.
Что касается применения различных искусных визуализаций для разных людей, «Нимдрю Шюпе Дхо» говорит:
Если монах-йогин запутан относительно особенностей всех ментальных событий, самости, чувствующих существ, жизни, рождения, средств к существованию и субстанциональности личности, ему следует сосредоточить свои исследования на [пяти] психофизических скоплениях. Если запутан относительно их причин, ему надо изучить [взаимодействие восемнадцати] элементов. Если он запутан относительно их условий, ему надо изучить [двенадцать] динамических чувственных образований[60]. Если запутан относительно непостоянства, страдания и бессамостности, ему надо исследовать взаимозависимое происхождение, которое всегда дает соответствующие и никогда несоответствующие результаты.
Касаясь созерцания и устранения ментальных загрязнений применительно к потребностям разных людей, «Нимдрю Шюпе Дхо» сообщает:
Если монах-медитатор хочет быть свободным от страсти плана желания, ему следует анализировать как грубое созерцание плана желания так и тонкое созерцание плана формы. Если он хочет быть свободным от страсти плана формы, ему следует изучить грубое созерцание плана формы и тонкое созерцание бесформенного плана. Если он желает освободиться от всех восприятий эго [на основе] преходящих психофизических агрегатов, ему надлежит исследовать реальности страдания, их причины, устранение и средства.
Человек, одинаково поддающийся [разным] эмоциям, или который не столь уж страстен, может выбрать любую одну из этих медитаций упомянутых ранее; об этом говорится в «Шравакабхуми»:
Человек, которого одинаково одолевают [разные] эмоции, должен попытаться стабилизировать свой ум при помощи того, что доставляет ему удовольствие [спокойное созерцание], нежели посредством анализа. Менее страстным людям надо поступать подобным же образом.
Визуализация на начальных стадиях практики [успокоения]
Который – из всех этих упомянутых образов – следует визуализировать сперва? Как бы ни был хорошо знаком человек с визуализацией выбранного им образа, для тех, кто склонен к беспорядочному мышлению, важно медитировать на дыхании. Чтобы стабилизировать ум, за основание сперва надо взять единичный объект.
«Бодхипатхапрадипа» комментирует:
Установи ум подобающим образом
На каком-либо одном выбранном объекте визуализации.
Благородный Арьясура[61] сообщает:
Стремись добиться устойчивости ума, концентрируясь на одном воспринимаемом ментальном образе; воздерживайся от сосредоточения на разных ментальных образах, дабы они не возмутили ум.
Для начальной медитации на успокоение не рекомендуется никаких особенных объектов [визуализации].
Мастер Бодхибхадра[62] говорил:
Существует два вида успокоения: один – достигаемый за счет концентрации направленной внутрь и другой – наружу. К первому относится визуализация тела и вещей связанных с ним. Эта визуализация включает в себя восприятие тела или в форме медитационного божества или в какой-либо отталкивающей форме, вроде скелета, или же визуализацию его в виде священных предметов, таких как кхатванга[63]. Существует пять видов визуализаций вещей связанных с телом. Они состоят из методов сосредоточения ума:
1. на дыхании
2. на крошечном воображаемом символе[64]
3. на мысленно спроектированной сфере
4. на спектре света
5. на радости и блаженстве
Что касается внешней визуализации, она бывает обычного и специального типов. В последнем случае – это священный образ или слог.
Есть такие, кто возражают против использования концентрации на камне, куске дерева или сфере света, и кто не применял данную систему медитации. Вместе с тем, в большинстве текстов по медитации рекомендуется устанавливать ум на форме Татхагаты. Такой объект – наилучший, потому что благодаря подобного рода медитации можно достичь великой цели, например, возрастания благополучия, накопления заслуги и удаления осквернений.
«Самадхираджа-сутра» говорит:
Вселенский Защитник [Будда] совершенной красоты,
Его священная форма золотая.
Сказано, что Бодхисаттва, фокусирующийся на этом образе,
Достигнет спокойного равновесия.
Третий трактат «Бхаванакрамы» поясняет:
Йогин должен сперва попытаться реализовать успокоение фиксируя свой ум на священной форме Татхагаты, в точности такой, какой он ее видел или слышал о ней.
Если достигают внутренней устойчивости и жесткой концентрации зафиксировав ум на ментальном образе объекта, то можно направить ум на любую из изложенных прежде визуализаций.
Первый трактат «Бхаванакрамы» сообщает:
Когда достигают устойчивости ума, фокусируются всесторонне на [психофизических] компонентах, составляющих их элементах, и так далее.