Метод объединения успокоения и постижения
Могут поинтересоваться относительно средств соединения успокоения и постижения. Существуют методы объединения успокоения и постижения на каждой стадии медитации, предшествующих девятой. Что касается союза окончательного успокоения и постижения на девятой стадии: то, после того как за счет устранения тупости и чувственного побуждения достигнуто совершенное спокойное погружение, стараются прийти к постижению, распознающему все аспекты реальности. И тогда естественным образом вовлекаются в состояние постижения, где больше нет надобности в напряжении, ибо достигнуто состояние, не требующее усилий, что является признаком девятой стадии. Это чистое и совершенное постижение сливается с успокоенным умом достигая соединения, и тем самым успокоение и постижение становятся нераздельными.
В «Шравакабхуми» спрашивается:
В кокой момент успокоение и постижение смешиваются, и по какой причине это называется путем соединения? Когда достигают девятой стадии созерцательного погружения, пройдя девять стадий успокоения, тогда стремятся к запредельной мудрости, коя различает все аспекты реальности, тем самым естественно и без усилий втягиваются на путь различения аспектов реальности. Как и успокоение, на этом уровне постижение не требует усилий. Оно – совершенно и чисто, похоже на умиротворение и блаженство успокоения. На данной стадии успокоение и постижение смешиваются в созерцательном погружении. Отсюда обозначение «соединение успокоения и постижения.»
Третий трактат «Бхаванакрамы» сообщает:
Когда ум естественно находится в спокойном погружении, свободный от тупости и чувственного побуждения, он ярко воспринимает свою истинную сущность. На этой стадии следует ослабить напряжение, поддерживая ровное состояние, и осознать, что теперь достиг союза успокоения и постижения.
«Праджняпарамтоподеша» говорит, что после этого сосредоточиваются на образе различающего мышления. Когда испытывают их вместе [успокоение и постижение] в течение длительного созерцания, это называют соединенным путем успокоения и постижения [Тиб.: зунг-дрел]. Слог «зунг» относится как к успокоению так и к постижению, тогда как «дрел» означает их взаимоотношение. «Образ различающего мышления» относится к постижению.
Обычно считают, что отсутствие концепций – это ментальный образ в медитации успокоения, тогда как понятийность – ментальный образ в медитации постижения. На основании этого некоторые медитаторы даже думают, что в успокоении ничего не созерцают, тогда как в постижении единственно занимаются мыслями. Данное утверждение неправильно. Будь это так, было бы невозможным существование медитации успокоения на каких-либо создаваемых образах, вроде визуализируемых форм. Почему? Потому что тогда бы пришлось принять то, что когда занимаешься медитацией успокоения с визуализируемой формой Будды, то, ни визуализируешь этот образ, ни анализируешь его. А потому как они заявляют, что в медитации успокоения ничего не созерцают и не анализируют, то исключается всякая возможность соединения успокоения с постижением, поскольку, как они утверждают, успокоение – вне концепций, а постижение – понятийное. Согласно такой позиции, совместимость между концептуальной и неконцептуальной [медитациями] – невозможна. Будь это так, с точки зрения логики это было бы нелепым. Если они говорят, что образ просто видится воспринимающему уму, но не является различающим мышлением, эта видимость оказалась бы бессмысленной, если не была обозначена различающим мышлением. Сказано, что что бы ни появлялось, так является потому, что каждый ментальный образ, включая визуализацию, есть результат такого обозначения.
Их утверждение, будто все постижения концептуальны – неверно, ведь «Бхаванакрама» упоминает постижение без ментальной активности[47]. А кроме того, неконцептуальное осознавание – это реальность, воспринятая через постижение, что является совершенным постижением!
К тому же их позиция отрицала бы возможность успокоения, наделенного различающей мудростью, так как они придерживаются мнения, что успокоение, сопровождаемое различающим мышлением, невозможно. Для них успокоение необходимо должно быть абсолютно неконцептуальным. Вместе с тем данное утверждение противоречит тому, что в успокоение входят четыре вида ментальной активности. В соответствии с их точкой зрения, невозможно упражнять внимание и бдительность в медитации на успокоение, поскольку ум в успокоении не занимается ментальной деятельностью.
Можно было бы спросить, согласно вышесказанному, зачем тогда предписывать ментальные образы успокоению и постижению? До сих пор о них говорились лишь общие слова. Тем не менее, даже в частных случаях, таких как визуализация форм медитационного божества, присутствуют два аспекта:
1. Успокоение, при котором ум ясно визуализирует такой священный образ
2. Постижение, при котором ум анализирует присущую этому ментальному образу реальность
Аналогично, успокоение – это состояние ментального сосредоточения на отдельном визуализируемом ментальном образе, без размышления о чем бы то ни было еще. Постижение – это то, что исследует природу такого успокоения, вместе с тем вполне осознающее отсутствие реальной сущности у этого состояния и распознающего его мышления.
В результате, они оба [постижение и успокоение] сливаются нераздельно в единосущную реальность, располагающую двумя аспектами. Таково соединение успокоения и постижения!