Идентификация истинной природы успокоения и постижения
Определяя истинную природу успокоения и постижения[37], («Самадхинир-мочана-сутра») сообщает:
Тот, кто живет в уединении, ведя ум ко внутренней чистоте, медитирует на ранее проанализированных аспектах реальности. Такое чувствующее существо не переставая устремляет свой ум вглубь, добиваясь состояния успокоения и способности достигать этого состояния как можно чаще, тем самым приобретает совершенную легкость тела и ума. Сказано, что это состояние есть «пребывание в спокойствии.»
Тот же текст говорит:
Получив такого рода легкость, надлежит оставаться в этом состоянии, отказываясь от всех мыслительных форм, а потом переходить к анализу объекта сосредоточения созерцательного погружения. «Постижение» – это процесс исследования целиком всего созерцательного погружения, с намерением правильно и в совершенстве разглядеть действительность этого знания. Это достигается при помощи различения, наблюдения, размышления, выносливости и стремления.
«Ратнамегха» говорит:
Успокоение – это однонаправленная концентрация.
Постижение – это аналитическое всестороннее рассмотрение.
«Сутраламкара» говорит:
Знайте следующее: сущность Дхармы заключена
В путях успокоения и постижения.
Исследование этих путей
Порождает постижение.
Этот же текст добавляет:
Ум, покоящийся в своей чистоте,
Находится в состоянии успокоения.
Анализ сего состояния
Есть постижение.
Мастер Васубандху говорит в комментарии к этому тексту:
Ум, пребывающий в гармонии за счет медитационного погружения, находится в состоянии успокоения. Анализ данного состояния приводит к постижению. Без медитационного погружения не может быть успокоения и постижения. Таково описание этих двух состояний.
В общем, успокоение достигается путем фиксации ума на каком-либо объекте так, чтобы удерживать его без рассеяния. Постижение характеризуется как мудрость, анализирующая действительность знания. Успокоение достигается сосредоточением ума на объекте и поддержанием его в этом состоянии до тех пор, пока, в конечном счете, он не направится в единый поток внимательности и равновесия. Постижение возникает благодаря общему и детальному рассмотрению реальности и систематическому применению интеллектуального различения.
«Бодхисаттвабхуми» сообщает:
Фокусируя ум на его невыразимой сущности и на аспектах реальности, поддерживают осознавание, свободным от суждений и рассеяния. Наслаждаясь всеми ментальными образами, фокусируют ум на отметине внутреннего погружения, поддерживают его и устремляют в поток внимательности и спокойствия. Благодаря этим методам добиваются состояния успокоения, свободного от суждений и рассеяния. Когда распознают все аспекты медитации, начиная с фиксации ума на знаках внутреннего медитационного транса и поддержания погружения, и кончая интенсивным сведением его в единый поток и достижением медитационного транса, такое состояние называется успокоением.
Тот же текст продолжает:
Что такое постижение? Постижение достигается, когда медитатор, добившийся успокоения, теперь созерцает различные стороны ума, и правильно и в совершенстве анализирует его обусловленную и необусловленную реальности. Он таким образом обретает умение исследовать и применять мудрость.
Что касается ментальных характеристик успокоения и постижения, успокоение – вне концепций[38]. Оно просто фокусируется на каком-либо данном объекте в отсутствии двоственности. Постижение есть возвышенное восприятие, исследующее природу ума.
«Самадхинирмочана-сутра» сообщает:
Майтрея: О Просветленный Победитель[39], как много существует форм успокоения?
Будда: Есть только одна, и она – вне концепций.
Майтрея: Сколько существует восприятий постижения?
Будда: Только одно, и оно – понятийное восприятие.
Майтрея: Как много существует восприятий их обоих?
Будда: Есть восприятие множественности феноменального мира [успокоение], и есть достижение медитационной цели [постижение].
«Праджняпарамитападеша» комментирует:
Успокоение – это непонятийное восприятие феноменов, которое не различает ни их многообразия, ни их точной природы. Постижение – это понятийное восприятие феноменов, различающее их многообразие и точную природу.
Второй трактат «Бхаванакрамы» добавляет:
Успокоение так называется потому, что, усмирив рассеянность, всегда с радостью, естественно и без нарушений фокусируются на внутреннем образе, и вместе с тем сохраняют совершенную легкость ума. Постижение изучает природу такого состояния успокоения, пока оно продолжается.
Если это так, то что следует называть успокоением и постижением, когда они не сопровождаются совершенной легкостью? Тогда их определяют, как имеющие вид успокоения и постижения.
«Самадхинирмочана-сутра» сообщает:
Майтрея: О Просветленный Победитель, как мы можем назвать ментальное упражнение бодхисаттвы, который внутренне фокусируется на уме, еще до того как достиг совершенной легкости?
Будда: Майтрея, это не идеальное успокоение, но имеющее вид успокоения, созданное сильным стремлением к успокоению.
Майтрея: Просветленный Победитель, прежде чем бодхисаттва обрел совершенную легкость, как можно назвать его созерцание восприятий ума, которые он постоянно исследует, до тех пор пока не достигнет совершенной легкости?
Будда: Майтрея, это постижение не настоящее, но имеющее вид постижения, созданное сильным стремлением.
Подобным же образом «Праджняпарамитаподеша» сообщает:
Бодхисаттва, живущий в уединении и созерцании, отказывается от концептуальной деятельности и беспрестанно медитирует на таких восприятиях ума. Эта медитация имеет вид успокоения. Настоящее успокоение получается только, когда бодхисаттва достигает состояния совершенной легкости тела и ума.
«Праджняпарамитаподеша» продолжает:
Достигнув совершенной легкости, бодхисаттва поддерживает это состояние и с сильным стремлением исследует свои восприятия существа реальности, которую он проанализировал. Пока нет переживания совершенной легкости, такая медитация остается только поверхностной; но стоит ему достичь этой легкости, возникает постижение.
Как достичь совершенного пути успокоения и постижения? Сказано, что успокоение достигается, когда удалены вялость и сонливость, между тем как постижение достигается, когда удалены чувственное побуждение и сожаления.
Самадхинирмочана-сутра говорит:
Майтрея: О Просветленный Победитель, когда достигается совершенный путь успокоения?
Будда: Майтрея, тогда, когда полностью устраняют вялость и сонливость.
Майтрея: О Просветленный Победитель, когда достигается совершенное постижение?
Будда: Майтрея, тогда, когда полностью устраняют чувственное побуждение и сожаления.