Причина успокоения и постижения

«Самадхинирмочана-сутра» сообщает:

Сияющий Победитель, что является причиной успокоения и постижения?

Будда: Майтрея, успокоение происходит вследствие чистоты нравстаенного поведения, постижение благодаря слушанию и размышлению.

Уважаемый Гампопа говорил об этом похожим образом.

Успокоение, как сказано, возникает в результате духовного благословения гуру, взаимодействия благоприятных причины и условия, всевозрастающей добродетели и очищения осквернений. То же применимо и к постижению.

Вторая «Бхаванакрама» перечисляет шесть причин успокоения, происходящего благодаря:

Гармоничному окружению, обузданию желаний, чувству меры, ограничению активности, поддержанию моральной дисциплины, и устранению беспорядочных мыслей.

Постижение происходит благодаря таким трем факторам: общению со святым человеком, приобретению знания, и надлежащему размышлению.

«Жить в гармоничном окружении» значит жить в месте, где средства к существованию можно получить без особого труда, и где враги и дикие животные не причиняют вреда. «Хорошее место» – это место, где нет болезней, где в течение дня не много людей и спокойно ночью, где можно найти хороших друзей, следующих тому же пути подготовки и разделяющих аналогичные взгляды на реальность.

«Сутраламкара» сообщает:

Окружение, в котором мудрый человек стремится к реализации –

Это окружение, где имеется подходящая пища,

Где убежище безопасно, земля благоприятна,

Где друзья добры,

И где йогин находит предпочтительные для себя условия.

«Обуздывать желания» значит не питать ни какой чувственной привязанности к еде или одежде – за их качество и количество. «Довольствоваться малым» – быть удовлетворенным умеренной едой и одеждой. «Ограничивать действия» – воздерживаться от пагубных дел таких как торговля или ремесло, тесный контакт с мирянами или монахами, практика медицины, астрологии и т.д.

«Сохранять моральную дисциплину» – соблюдать заповеди, изложенные в каноне индивидуального освобождения (Пратимокша-сутра), заповеди бодхисаттвы и т.д., и с покаянием применять духовные средства, если, не контролируя себя, нарушил эти правила. «Избавиться от желания и других беспорядочных мыслей» значит осознавать их плохие следствия для настоящей жизни и для следующих. Здесь имеется в виду – устранить желание через медитацию на непостоянстве, красивых ли уродливых ли, вещей, с которыми вскорости придется расстаться.

«Общаться со святыми людьми» – следовать духовному руководству того, кто наверняка знает важность слушания, размышления и медитации, и кто сам реализовал успокоение и постижение. «Стремиться к знанию слушая» имеется ввиду – слушать рассуждения о писаниях, абсолютное или окончательное значение которых не имеет недостатков, и развивать различающий интеллект. Этого не достичь слушая учения с условным или целенаправленным смыслами.

«Подобающим образом размышлять» значит обдумывать абсолютный смысл рассуждений и применять логику с тем, чтобы интеллектуально осознать совершенный взгляд на реальность.

УСТРАНЕНИЕ ПРЕГРАД, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ УСПОКОЕНИЮ И ПОСТИЖЕНИЮ

Для устранения препятствий к успокоению и постижению требуются:

1. Знание препятствий

2. Наставления о необходимых средствах избавления от препятствий

Узнавание препятствий

Относительно успокоения, «Самадхинирмочана-сутра» сообщает:

Майтрея: Просветленный Победитель, из пяти препятствий сколько препятствий, мешающих успокоению, сколько – постижению и сколько, мешающих им обоим?

Будда: Майтрея, успокоению препятствуют чувственное побуждение и сожаление, постижению – вялость, сонливость и сомнение; им обоим мешают страсть и злобность.

«Абхидхармасамуччая» говорит:

Что такое чувственное побуждение[27]? Это ум, который испытывает страстное влечение к красивым формам. Его функция заключается в том, чтобы возмущать состояние успокоения. Такая блуждающая мысль, сфокусировавшись на прекрасном объекте, не дает непрерывно поддерживать устойчивость ума.

Этот же текст объясняет сожаление:

Сожаление[28] формируется сознательными или несознательными поступками положительными или отрицательными. В нем таится чувство вины и обиды по поводу всевозможных поступков – хороших, плохих или нейтральных, достойных или недостойных, своевременных или несвоевременных, тем самым оно расстраивает стабильность ума. Следовательно, осуждение относится к категории заблуждения (неведения).

Такое томительное раздумье о том, что правильно, что неверно, возникающее по поводу положительного или отрицательного действия, легко нарушает устойчивость ума.

Относительно вялости сказано:

Что такое вялость[29]? Это то, что лишает ум активности и способствует искажениям и вторичным искажениям. Следовательно, она относится к категории заблуждения.

Комментарий к «Абхидхармакоше» говорит:

Что такое вялость? Это тяжесть тела и ума.

Она притупляет [ум] делая и тело и ум неуправляемыми.

Так как вялость и тупость считаются сродни друг другу, то не было дано какого-либо отдельного комментария о тупости. Второй трактат «Бхаванакрамы» поясняет:

Тупость возникает, когда ум нет ясной визуализации, как у слепого, как у человека в темноте или с закрытыми глазами. Когда ясность ментального образа теряет свою остроту за счет физической и умственной усталости, это не вполне то же самое что вялость.

Второй трактат «Бхаванакрамы» объясняет сонливость:

Что значит сонливость? Из-за сонливости пропадают и отвлекаются мысли – хорошие, плохие или нейтральные, своевременные или несвоевременные, достойные или недостойные. Эффект сонливости заключается в прекращении активности; следовательно, она относится к категории заблуждения. Другими словами, сонливость вызывает утрату чувственных способностей, приводя к тому, что медитатор теряет ментальный фокус.

Относительно сомнения тот же текст говорит:

Что такое сомнение? Это наличие двух мнений обо всех сторонах истины, что надежно удерживает от следования пути добродетели.

Здесь имеется в виду сомнение в относительной и абсолютной истинах, и четырех благородных истинах. Оно создает путаницу в уме медитатора, заставляя его сомневаться в целях медитации, ее успехе или несостоятельности. Таким образом оно истощает его желание практиковать.

Страстное желание – это жажда любого рода чувственных удовольствий, к которым цепляется ум. Злобность – это злое намерение причинять вред другим из зависти или ненависти.

Об остальных помехах, препятствующих успокоению и постижению в «Самадхенирмочане-сутре» сказано:

Майтрея: О Сияющий Победитель, каковы виды рассеянности, что заставляют отвлекаться ум Бодхисаттвы, пребывающего в успокоении и постижении?

Будда: Всего их пять: отвлечение ума на ментальную деятельность, внешние, внутренние отвлечения, восприятия и эмоции.

Чтобы определить их, та же сутра сообщает:

Будда: Майтрея, отклонение ума в сторону ментальным деятельности случается, когда, прекратив применение ментальных практик Буддизма Махаяны, активность бодхисаттвы вырождается в ментальную активность «Слушателей» и «Отдельных Будд». Внешнее отклонение случается, когда ум отвлекается на пять чувств, тяготеет к собранию людей, дуальности, дискурсивным мыслям, вторичным осквернениям и внешним образам. Внутреннее отклонение ума появляется, когда чувствуют или усталость, сонливость, или когда увлекаются экстазом транса или отвлекаются на любое тонкое искажение медитативного погружения. Отвлечение на восприятие возникает, когда ум визуализирует образ внешней формы в сфере чистого созерцания. Отклонение на эмоции появляется, когда ум со своими врожденными стремлениями приписывает сознание «я» ощущениям, происходящим вследствие его внутренней активности.

«Мадхьянтавибхага» сообщает:

Лень, забывание наставлений, тупость и чувственное побуждение, недостаточное напряжение ума и перенапряжение – пять дефектов, прерывающих успокоение.

Эти пять недостатков становятся шестью, если тупость и побуждение чувствами перечислять раздельно. Те же дефекты мешают и постижению.

«Лень» является результатом либо враждебного либо безразличного отношения к любым усилиям и отсутствию бдительности, так что привычная праздность лишает созерцание всякой силы мотивации. «Забывчивость» означает неспособность вспомнить предмет медитации, что вызывает рассеяние. «Тупость» и «чувственное побуждение» описывались раньше. «Недостаточное напряжение» – это отсутствие всякого стремления устранить тупость и чувственное побуждение и дозволение уму лениться. «Перенапряжение» – это излишняя старательность применительно к объекту ума, даже после укрощения тупости и чувственного побуждения. Оно не дает уму находиться в его естественном состоянии.

Наши рекомендации