Браун, бывший директор Xerox PARC
Например, если спросить, кто первым выдвинул теорию эволюции путем естественного отбора, то большинство нас ответит: «Чарльз Дарвин». Ответ неверен. За 10 лет до Дарвина это сделал шотландский писатель-ботаник Патрик Мэтью. Он поместил свою теорию в конце книги о деревьях, много ли людей придают значение теориям, опубликованным в книгах о деревьях!
Этап иллюстрации может оказаться даже более важным, чем ранние стадии разработки идей.
Наиболее распространенной причиной того, что замечательные идеи не получают признания, является неспособность их авторов донести интересную, блестящую, полезную идею до лица, принимающего решение о ее дальнейшей судьбе. Слишком часто они увлекаются живым, ярким и доступным для понимания образом, существующим в их собственном сознании. Авторы полагают, что другие тоже увидят этот образ во всех деталях и должным образом оценят его потенциал. Они упускают из вида необходимость трансформировать образ, существующий в голове автора идеи, в нечто доступное восприятию третьей стороной. Существуют два основных подхода к презентации идей, которые не учитываются большинством практиков: первый связан с доминирующим стилем мышления ответственного лица, второй – с типом личности последнего.
Доминирующий стиль мышления
Исследования в области нейролингвистики показали, что человеку свойственны по меньшей мере три типа мышления, которые определяют его манеру общения с окружающими. Распознав доминирующий тип мышления ответственного лица, вы сумеете представить идею в наиболее понятной и приемлемой для него форме.
Выявить доминирующий тип мышления человека можно по его речевым особенностям и невербальной информации, связанной с жестами и позами. Ниже перечислены три типа мышления.
- Визуальный тип мышления: используется людьми, которые в процессе мышления формируют в своем сознании образы. К данной категории относится около 35 % населения. Для них характерны такие выражения: «Вы можете мне это показать?», «Это блестящая идея», «Я могу себе это представить», «Это мне совершенно очевидно», «По-моему, выглядит здорово». Когда вы продаете идею человеку с визуальным типом мышления, рисуйте словесные картины, в частности пользуйтесь соответствующими метафорами и, кроме того, продумайте, как можно во время презентации использовать «наглядные пособия» вроде графиков, диаграмм и газетных ксерокопий.
- Аудиалъный тип мышления свойствен людям, воспринимающим информацию преимущественно на слух. Для них имеет значение то, как вы говорите – высота, темп, тембр и интонации вашего голоса – все имеет значение во время общения. Их речь изобилует следующими фразами: «По-моему, это звучит здорово», «Скажите, что это может дать», «Звучит не особенно приятно», «Я вас внимательно слушаю». Во время презентации избегайте монотонной подачи материала. Ее могут проводить двое и более человек, чтобы сделать звучание информации более интересным и привлекательным.
- Кинестетический тип мышления. Для кинестетиков характерен тактильный способ восприятия информации. Вот ключевые для этой группы слова и фразы: «Мне это приятно», «Мне нужно схватить все детали», «Это задевает меня за живое», «Я улавливаю, о чем идет речь». Приветствуйте крепким рукопожатием. Имейте при себе иллюстрирующие предложение образцы и материалы.
Ориентируйтесь во время презентации идей на доминирующий стиль мышления ответственного лица, вам будет подать свое предложение с максимальным эффектом.
Уделяйте внимания форме, в которой «продаете» идею, не меньше, чем ее содержанию. «Встречают по одежке – провожают по уму» – применительно и к идеям тоже.
Журнал идей
ü Не проводите презентации новых идей в понедельник рано утром или в пятницу в конце рабочего дня.
ü Не проводите презентации новых идей до и после обеденного перерыва.
Заключение
Это подход, с помощью которого можно создавать новые продукты или улучшать существующие процессы. Эффективен он и для разработки инновационных решений каждодневных проблем. В промежутке между каждым из этапов делайте анализ предыдущему и обдумывайте идеи и решения, которые надо будет принять на последующем этапе.
Надо будет подумать и о том, какая помощь вам может понадобиться на разных этапах процесса, и кто и на каком из этапов сможет быть полезен вам и членам вашей команды. На уровне идей меньше разочарований, чем на последующих этапах инновационного процесса, связанных с неизбежными трудностями и тем более сомнениями и разочарованиями. Поэтому людям свойственно оттягивать момент перехода на другие стадии инновационного процесса. Инновационный менеджер должен контролировать момент переходов от одной стадии инновационного процесса к другой, при этом не забывая отмечать заслуги команды и отдельных ее членов по завершению каждого этапа.