Презентации, доклады и выступления
С помощью конспект-карты можно планировать презентации, доклады и выступления. Каждую часть будущей презентации отмечайте отдельной главной ветвью. Отражайте на конспект-карте столько деталей, сколько сочтете необходимым, так как ключевые слова, фразы и образы дают возможность максимально сжимать информацию.
Имея перед глазами полную картину предстоящего выступления, отраженную в конспект-карте, вы можете обнаружить неожиданные и неочевидные связи, закономерности и ассоциации. Один только взгляд на конспект-карту при выступлении будет лучшей подсказкой: каждое слово или образ вызовет поток мыслей (и, соответственно, слов). Аудитория будет поражена, как замечательно вы выступаете «без бумажки»!
Планирование собраний и совещаний
Конспект-карта поможет вам ускорить и уточнить работу по подготовке собраний и совещаний.
Выделите по главной ветви для каждой темы, которую планируется обсудить, а затем уточняйте и проясняйте свои идеи относительно каждой темы.
Генерация идей
Генерация новых идей – одна из важных сфер использования конспект-карт. Эта методика напоминает групповую мозговую атаку, но в данном случае вы можете работать и в одиночку.
Выберите центральный образ для желаемого результата. Например, если вы хотите повысить эффективность работы вашего отдела, центральным образом может стать изображение группы счастливых людей. По мере возникновения идей добавляйте и наращивайте ветви, помечая их ключевыми словами и фразами. В ходе работы могут возникать новые мысли, дополняющие и развивающие предыдущие, что приведет к творческому прорыву.
Групповая конспект-карта
Неоценимую пользу для руководителя окажут групповые конспект-карты. Ими можно пользоваться для нахождения новых идей или для выявления сходств и различий. С помощью групповой конспект-карты руководитель может проверить, все ли члены команды работают ради достижения единой общей цели.
Попросите членов группы создать индивидуальные конспект-карты по данной теме. Затем создайте единую конспект-карту, отразив на ней идеи каждого из членов группы при помощи отдельных ветвей. Сделайте сравнительный анализ идей и предложений и обратите внимание на различия. После этого создайте единую конспект-карту проекта, отразив в ней все базовые идеи и предложения. К моменту завершения работы ваша группа будет более сплоченной, ее члены будут лучше понимать ситуацию и сориентируются в едином направлении. При этом идеи каждого найдут свое отражение в общей картине, видимой всем, и никто не останется в стороне. Составление групповых конспект-карт повышает направленность всех членов группы на общее дело, общую цель.
Можно использовать конспект-карты в работе проектных групп, чтобы активизировать творческое мышление их членов. Результаты показали, что конспект-карты могут стать связующим звеном между постепенным совершенствованием и радикальной перестройкой.
Когда группа людей начинает составлять конспект-карту для спорного вопроса либо нарушенного процесса, они создают четкую картину происходящего (или не происходящего), с соответствующими связями и соединениями. Когда картина ясна, мозг каждого из участников начинает создавать творческие альтернативные пути для достижения цели или запуска процесса.
Посещение собраний и совещаний
Все докладчики чаще всего говорят намного быстрее, чем вы в состоянии записывать! Метод конспект-карт позволит вам более структурировано записывать всю информацию, даже если она поступает в отрывочном виде. С помощью цветового кода можно отмечать, кто что сказал, выделять самые важные идеи и отмечать срочные действия, которые необходимо предпринять. Конспект-карта позволяет охватить всю поступающую информацию и преобразовать ее в план действий, изложив все это на одной странице.
Чтение книг
Приступив к чтению важной для вас книги, вы можете составить по ходу ее чтения конспект-карту. Внимательно изучите ее содержание, определите, что является ее центральным образом, обозначьте каждую тему (или главу) отдельной ветвью. Читая книгу, наращивайте соответствующие ветви на конспект-карте, даже если вы изучаете главы книги не по порядку, а вразброс.
Пятый шаг. Иллюстрация
Когда я только возглавил научный центр, я был уверен, что 99 % нашей деятельности – разработка инновационных продуктов. И меньше всего волновало, в каком виде они попадут на рынок, для нас это был «примитивный» маркетинг.
Сегодня я понимаю, что представить товар покупателям в выгодном свете так же тяжело, как и найти идею его создания. Если бы я осознал это раньше, то распоряжался бы своим временем иначе.