Соотношение рисунков по показателю продуктивности

Общее количество стимульных фигур Количество завершённых рисунков Количество рисунков, получивших название

Соотношениерисунков по показателю гибкости

общее количество рисунков количество не повторяющихся рисунков количество однотипных рисунков
157 (100%) 132 (84,1 %) 25 (15,9 %)

Показатель уровня оригинальности

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
количество детей %   количество детей % количество детей %
31,25 43,75

Соотношение рисунков по степени оригинальности

Оригинальные рисунки Неоригинальные рисунки
количество % количество %
30,5 69,5

Оценка показателя разработанности творческих решений производилась по количественному принципу: баллы начислялись за каждую существенную деталь общего ответа, выход за рамки задания, каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.

Для оценки степени разработанности рисунков дошкольников предпочтительнее использовать качественную оценку рисунков теста Е.П.Торренса, впервые предложенную М.Калмар и применённую в нашей стране О.М.Дьяченко и её коллегами (таблица 3).

Таблица 3

Шкала “комплексности” М.Калмар

(в соответствии с интерпретацией О.М. Дьяченко)

Уровень Степень разработанности
Ребёнок не принимает задачу, рисует рядом со стимульной фигурой, не включая её в основной сюжет.
“Отдельные объекты”. Минимум дополнительных линий, ребёнок дорисовывает фигуру так, что получается схематичное изображение отдельного предмета (например, из овала получается огурец).  
“Объекты с деталями” Изображается отдельный предмет, но с разнообразными деталями (например, девочка в шапочке).  
“Сюжеты”. Предмет включён в какой-либо сюжет, либо это одиночный персонаж, выражающий некоторое действие (например, девочка делает зарядку).  
“Сюжет с добавлением объектов”. Ребёнок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой).  
“Включение”. Стимульная фигура видится качественно по-новому, не являясь основной частью картинки (например, овал превращается не в огурец или туловище человека, а в ботинок девочки, гуляющей с собачкой).
       

Очевидно, что чем выше уровень степени разработанности, тем меньшее количество рисунков детей к нему было отнесено.

Большинство детей завершили фигуры простейшим способом, создав схематичное изображение, лишенное деталей. В некоторых случаях (3,12 %) дети использовали стимульную фигуру в качестве точки опоры для полёта своей фантазии и превратили её в незначительную деталь композиции. Эти работы были отнесены к пятому уровню - “Включение” - по шкале “комплексности”. Среди выполненных таким образом изображений - “Телефон звонит”, “КАМАЗ дымит”, “Кораблик на волне”. Низкий показатель детализации, выявленный в ходе обследования, свидетельствует о неспособности большинства детей к наилучшему воплощению замысла, высокому уровню реализации своих идей.

По результатам констатирующего обследования для каждого ребёнка был составлен индивидуальный профиль, отражающий успешность выполнения задания по всем четырём основным показателям творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. Исследование позволило выявить только 3-х дошкольников, которые наиболее успешно справились с заданиями фигурного теста. Эти дети составили 18,75 % от всей группы испытуемых.

На основе определения среднегрупповых значений по всем четырём параметрам творческого мышления для детей 6 лет нами была составлена итоговая таблица (таблица 4):

Таблица 4

Исходные показатели уровня творческого мышления детей 6 лет

(по результатам констатирующего эксперимента)

  Показатели Средние процентные значения
  Продуктивность 96,25 %
Гибкость 84,1 %  
Оригинальность 30,5 %  
Разработанность 26,1 %  
             

В ходе эксперимента было установлено, что ключевые показатели творческого мышления (оригинальность, разработанность) у детей 6 лет, участвовавших в исследовании, имеют достаточно низкие значения. Высокий средний уровень зафиксирован по показателям беглости и продуктивности, которые не являются специфическими характеристиками творческого мышления, но взаимосвязаны с показателями оригинальности и разработанности идей. Высокие показатели гибкости при низкой оригинальности и разработанности могут отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому, неспособность придерживаться единой линии в мышлении. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном исходном уровне развития творческого мышления испытуемых, особенно, судя по проценту оригинальности и разработанности творческих решений.

На основании выводов по проведённому исследованию возникла необходимость наметить пути формирования творческого мышления старших дошкольников и разработать ряд преобразующих мероприятий с использованием занятий оригами в целях развития творческого мышления детей.

Цель формирующего эксперимента: создание и реализация программы развития оригинальности мышления старших дошкольников средствами оригами.

Задачи формирующего эксперимента:

- развивать творческое мышление детей в процессе специальных занятий по конструированию в технике оригами;

- учить создавать поделки из бумаги в технике оригами с помощью схем поэтапного складывания.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие необходимые условия:

- использование пооперационных карт - схем в обучении детей складыванию бумаги в технике оригами, что благоприятствует овладению детьми творческим “подходом” решения конструктивных задач;

- подгрупповые формы организации занятий с детьми;

- использование интегрированного подхода к обучению детей оригами (аппликативное украшение поделок, включение их в сюжетные композиции; использование поделок в творческих играх детей; составление творческих рассказов на основе фигурок из бумаги).

В ходе разработки программы формирующего эксперимента по развитию оригинальности мышления детей средствами оригами мы наметили основные направления работы: специально организованное обучение и самостоятельная деятельность детей; работа с родителями и педагогами.

Специально организованные занятия по обучению складыванию фигурок из бумаги способом оригами проводились по подгруппам. Вся остальная работа велась вне занятий, во время, отведённое для игр, самостоятельной деятельности детей. Для каждого занятия были разработаны и изготовлены пооперационные карты (демонстрационные и индивидуальные).

После серии мероприятий, проведённых в рамках программы формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента: определение изменений в познавательной сфере (творческом мышлении) детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании.

Задачи контрольного исследования:

1). Изучить уровень творческого мышления детей 6-7 лет на заключительном этапе исследования;

2). Провести сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов.

В результате было отмечено, что многие дети рисовали более уверенно и энергично, чем в констатирующем эксперименте. Некоторые из них делали эскиз карандашом, потом стирали изображение, если оно их не удовлетворяло, а затем рисовали вновь и раскрашивали картинки. Большинство детей последовательно воплощали замысел, активно использовали цвет в своих рисунках. Так, у некоторых испытуемых все картинки были тщательно прорисованы и ярко раскрашены. Во многих рисунках продемонстрирован высокий творческий уровень выполнения заданий.

Среди ответов детей на задания теста значительно уменьшилось количество шаблонных, однотипных. В ходе выполнения предложенного задания все стимульные фигуры были завершены рисунком у каждого ребёнка. Однако не у всех испытуемых завершенные изображения получили название. Поэтому по показателю беглости (продуктивности идей) у двух детей было снижено по одному баллу. Общее количество продуцированных идей составило 158.

Таким образом, процент продуктивности по результатам контрольного эксперимента составил 98,75 %. Это незначительно выше, чем в констатирующем эксперименте. Однако цифровые данные других показателей творческого мышления дошкольников (гибкость, оригинальность, разработанность) свидетельствуют о положительной динамике в своем развитии:

Наши рекомендации