Особенности самооценки старших дошкольников
Особенности самооценки | Уровни | |||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||
кол. чел | % | кол. чел | % | кол. чел | % | |
1.Мнение ребенка о рисунке | 7% | 30% | 63% | |||
2.Самооценка рисунка | 7 % | 35 % | 58% | |||
3.Мотивация оценки | 7 % | 35% | 58% | |||
4.Решение участвовать в выставке | 7% | 30% | 63% |
Следует отметить, что в процессе изодеятельности ребенок раскрывается как индивидуальность. Детям хочется показать свой рисунок и услышать слова одобрения в свой адрес. Вопросы “Почему?” приводят ребенка в растерянность, они заставляют думать, оценивать. Дети старшей группы могут видеть неправильность, незаконченность рисунка, и хотя, что-то не получилось, свой рисунок самый лучший. В неуверенности детей может помочь взрослый, помочь каждому ребенку отметить в рисунке удавшийся момент и научить исправить недостаток.
Необходимо развивать у детей наблюдательность; обогащать знаниями, представлениями и на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях; научить ребенка работать с палитрой, получать разные оттенки красок; создавать условия для проявления творчества, способностей, развития воображения, эмоций; совершенствовать успешность во владении техническими умениями; помогать ребенку освоить средства выразительности.
Исследования показали недостаточно высокий уровень развития творческого воображения и самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Это позволяет сделать предположение об отсутствии систематического обучения детей данной группы основам изобразительной деятельности и развитию у них творческого воображения.
На формирующей стадии исследования представлена программа развития творческого воображения в процессе изодеятельности детей старшего дошкольного возраста, включающая ряд последовательных мероприятий, направленных на развитие творческого воображения, на обогащение познавательного опыта, на совершенствование способности к рисованию.
Первый этап направлен на развитие воображения и речи детей. Были проведены следующие мероприятия: игры – путешествия; этюды на развитие воображения; игры-импровизации.
На втором этапе были проведены игры, направленные на развитие эмоций и воображения детей: “Большой – маленький”; “Хоровод”; “Облака”; “Наседка и цыплята”; “Садовник”; “Бабочки и слоны”; “Радость, горе, страх”; “Хорошая погода” и др.
На третьем этапе были проведены занятия по изодеятельности, направленные на развитие творческого воображения: “Как я провел лето”; “Вкусные дары щедрой осени”; “Хоровод осенних листьев”; “Лес в осеннем убранстве”; “Я и мой дом; зимушка-зима”; “Страна цветочных снов”; “Сказочные птицы”; “Капельки – кляксы нам с детства знакомы” и др.
Четвертыйэтап направлен на развитие творческого воображения в свободное от занятий время: “Тычок” жесткой кистью”; “Рисование пальчиками”; “Рисование ладошкой”; “Оттиск поролоном”; “Оттиск смятой бумагой” и др. Игры с рисованием: “Перевертыши”; “Чудесный лес”; “Превращение”; “Что на свете не бывает”; “Рисунок в несколько рук” и др. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовались дидактические игры: “Собери пейзаж”; “Перспектива”; “Придумай и собери портрет”; “Конструктор “Животные”; “Составь натюрморт”. Следует развивать у детей наблюдательность, умение видеть в окружающем мире особенности, подмечать индивидуальность предметов и явлений, малозаметные свойства. Комплексно проведенная работа по программе обусловила необходимость проведения сравнительного анализа полученных результатов.
В контрольном исследовании использовались те же методы, что и на констатирующей стадии исследования. Сравнительный анализ полученных результатов исследования свидетельствуют об эффективности методики. На основании полученных данных можно сделать вывод, что после предложенной программы развития творческого воображения в процессе изодеятельности (рисования) испытуемые показали в целом хороший уровень сформированности способности к творческому воображению. У ребят на основе полученных знаний, умений и навыков повысилась самооценка, уверенность в себе, а также способность к адекватной оценке полученного результата. Данные сравнительного анализа готовых рисунков и протокольных записей представлены в таблице 4.
Таблица 4
Особенности рисования детей старшего дошкольного возраста
Особенности рисования | Динамика изменений в ходе исследований | ||||
До | После | Изменения уровня | |||
Кол. чел. | % | Кол. Чел. | % | %% | |
1.Эмоциональное отношение -высокий | |||||
-средний | - | ||||
-низкий | - | - | - | - | |
2.Замысел -высокий | |||||
-средний | - | - | |||
-низкий | |||||
3. Средства выразительности -высокий | |||||
-средний | |||||
-низкий | - | - | - | ||
4.Расположение на листе -высокий | |||||
-средний | |||||
-низкий | - | - | - | - | - |
5. Самостоятельность -высокий | |||||
-средний -низкий | - | - | - | - | - |
6. Речь -высокий | |||||
-средний | |||||
-низкий | - | - | |||
7.Содержание рисунка -сюжетные | |||||
-предметные | |||||
-жанр пейзажа | - | - | - |
В целом, исследование особенностей рисования детей дошкольного возраста показало, что все исследуемые дети с большим интересом и положительными эмоциями относятся к процессу рисования. Способность к продумыванию темы рисунков и устойчивости замысла в процессе рисования сформирована, что позволяют судить данные таблицы. У всех детей замысел устойчив.
Средства выразительности при рисовании использует большее количество детей на 50%. В выборе средств выразительности наблюдается разнообразие. Это украшение рисунка деталями, яркой цветовой гаммой передают изображение разными кистями. Отмечается умение детей правильно располагать предметы на рисунке. Высокий и средний уровни изменились в положительную сторону на 23%. Повысилась самостоятельность, уверенность в себе, так как у детей есть знания, навыки, умения. Изменение уровня составляет 15%.
В процессе рисования испытуемые вели себя по-разному. Контрольное исследование показало, что ребята стали более сосредоточены в своей деятельности. Изменение уровня составляет 25%. Низкого уровня – отвлекающихся детей от своих рисунков нет. Содержание рисунков более разнообразное. Сюжетных рисунков на 10% больше, предметных рисунков больше на 30%, еще у ребят получились интересные рисунки в жанре пейзажа.
Данные констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 5. Анализируя данные особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста на сравнительном этапе можно отметить, что на контрольном исследовании ребята стали более уверенно высказывать мнение о своем рисунке. Изменения уровней составляют 30% - высокого, 23% - среднего. Низким уровнем ребята свои рисунки не отмечают (таблица 5).
Таблица 5