Особенности самооценки старших дошкольников

Особенности самооценки Уровни
  Низкий Средний Высокий
  кол. чел % кол. чел % кол. чел %
1.Мнение ребенка о рисунке 7% 30% 63%
2.Самооценка рисунка 7 % 35 % 58%
3.Мотивация оценки 7 % 35% 58%
4.Решение участвовать в выставке 7% 30%   63%

Следует отметить, что в процессе изодеятельности ребенок раскрывается как индивидуальность. Детям хочется показать свой рисунок и услышать слова одобрения в свой адрес. Вопросы “Почему?” приводят ребенка в растерянность, они заставляют думать, оценивать. Дети старшей группы могут видеть неправильность, незаконченность рисунка, и хотя, что-то не получилось, свой рисунок самый лучший. В неуверенности детей может помочь взрослый, помочь каждому ребенку отметить в рисунке удавшийся момент и научить исправить недостаток.

Необходимо развивать у детей наблюдательность; обогащать знаниями, представлениями и на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях; научить ребенка работать с палитрой, получать разные оттенки красок; создавать условия для проявления творчества, способностей, развития воображения, эмоций; совершенствовать успешность во владении техническими умениями; помогать ребенку освоить средства выразительности.

Исследования показали недостаточно высокий уровень развития творческого воображения и самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Это позволяет сделать предположение об отсутствии систематического обучения детей данной группы основам изобразительной деятельности и развитию у них творческого воображения.

На формирующей стадии исследования представлена программа развития творческого воображения в процессе изодеятельности детей старшего дошкольного возраста, включающая ряд последовательных мероприятий, направленных на развитие творческого воображения, на обогащение познавательного опыта, на совершенствование способности к рисованию.

Первый этап направлен на развитие воображения и речи детей. Были проведены следующие мероприятия: игры – путешествия; этюды на развитие воображения; игры-импровизации.

На втором этапе были проведены игры, направленные на развитие эмоций и воображения детей: “Большой – маленький”; “Хоровод”; “Облака”; “Наседка и цыплята”; “Садовник”; “Бабочки и слоны”; “Радость, горе, страх”; “Хорошая погода” и др.

На третьем этапе были проведены занятия по изодеятельности, направленные на развитие творческого воображения: “Как я провел лето”; “Вкусные дары щедрой осени”; “Хоровод осенних листьев”; “Лес в осеннем убранстве”; “Я и мой дом; зимушка-зима”; “Страна цветочных снов”; “Сказочные птицы”; “Капельки – кляксы нам с детства знакомы” и др.

Четвертыйэтап направлен на развитие творческого воображения в свободное от занятий время: “Тычок” жесткой кистью”; “Рисование пальчиками”; “Рисование ладошкой”; “Оттиск поролоном”; “Оттиск смятой бумагой” и др. Игры с рисованием: “Перевертыши”; “Чудесный лес”; “Превращение”; “Что на свете не бывает”; “Рисунок в несколько рук” и др. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовались дидактические игры: “Собери пейзаж”; “Перспектива”; “Придумай и собери портрет”; “Конструктор “Животные”; “Составь натюрморт”. Следует развивать у детей наблюдательность, умение видеть в окружающем мире особенности, подмечать индивидуальность предметов и явлений, малозаметные свойства. Комплексно проведенная работа по программе обусловила необходимость проведения сравнительного анализа полученных результатов.

В контрольном исследовании использовались те же методы, что и на констатирующей стадии исследования. Сравнительный анализ полученных результатов исследования свидетельствуют об эффективности методики. На основании полученных данных можно сделать вывод, что после предложенной программы развития творческого воображения в процессе изодеятельности (рисования) испытуемые показали в целом хороший уровень сформированности способности к творческому воображению. У ребят на основе полученных знаний, умений и навыков повысилась самооценка, уверенность в себе, а также способность к адекватной оценке полученного результата. Данные сравнительного анализа готовых рисунков и протокольных записей представлены в таблице 4.

Таблица 4

Особенности рисования детей старшего дошкольного возраста

Особенности рисования Динамика изменений в ходе исследований
  До После Изменения уровня
  Кол. чел. % Кол. Чел. % %%
1.Эмоциональное отношение -высокий        
-средний   -  
-низкий - - - -  
2.Замысел -высокий            
-средний - -  
-низкий      
3. Средства выразительности -высокий          
-средний
-низкий - - -
4.Расположение на листе -высокий          
-средний
-низкий - - - - -
5. Самостоятельность -высокий          
-средний -низкий - - - - -
6. Речь -высокий          
-средний
-низкий   - -
7.Содержание рисунка -сюжетные          
-предметные
-жанр пейзажа - - -

В целом, исследование особенностей рисования детей дошкольного возраста показало, что все исследуемые дети с большим интересом и положительными эмоциями относятся к процессу рисования. Способность к продумыванию темы рисунков и устойчивости замысла в процессе рисования сформирована, что позволяют судить данные таблицы. У всех детей замысел устойчив.

Средства выразительности при рисовании использует большее количество детей на 50%. В выборе средств выразительности наблюдается разнообразие. Это украшение рисунка деталями, яркой цветовой гаммой передают изображение разными кистями. Отмечается умение детей правильно располагать предметы на рисунке. Высокий и средний уровни изменились в положительную сторону на 23%. Повысилась самостоятельность, уверенность в себе, так как у детей есть знания, навыки, умения. Изменение уровня составляет 15%.

В процессе рисования испытуемые вели себя по-разному. Контрольное исследование показало, что ребята стали более сосредоточены в своей деятельности. Изменение уровня составляет 25%. Низкого уровня – отвлекающихся детей от своих рисунков нет. Содержание рисунков более разнообразное. Сюжетных рисунков на 10% больше, предметных рисунков больше на 30%, еще у ребят получились интересные рисунки в жанре пейзажа.

Данные констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 5. Анализируя данные особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста на сравнительном этапе можно отметить, что на контрольном исследовании ребята стали более уверенно высказывать мнение о своем рисунке. Изменения уровней составляют 30% - высокого, 23% - среднего. Низким уровнем ребята свои рисунки не отмечают (таблица 5).

Таблица 5

Наши рекомендации