Результаты обследования мотивационной готовности
Мотив | Констатирующий этап | Контрольный этап | Разница показателей |
внешний | 1 выбор (2%) | - | Уменьшился на 1 выбор (2%) |
учебный | 8 выборов (18%) | 11 выборов (24%) | Увеличился на 3 выбора (6%) |
игровой | 9 выборов (20%) | 7 выборов (16%) | Уменьшился на 2 выбора (4%) |
позиционный | 7 выборов (16%) | 7 выборов (16%) | Без изменений |
социальный | 6 выборов (14%) | 9 выборов (20%) | Увеличился на 3 выбора (6%) |
отметка | 14 выборов (30%) | 10 выборов (22%) | Уменьшился на 4 выбора (8%) |
Это показатель того, что у детей формируется интерес к серьезным видам деятельности: к познанию, учению, что свидетельствует о положительных тенденциях в развитии детей, благоприятных для начала школьного обучения.
В результате проведенного эксперимента было подтверждено, что проблема подготовки детей к усвоению школьной программы является актуальной, так как существуют резкие различия в уровне готовности детей к началу обучения в школе. Поэтому возникла необходимость разработки методических рекомендаций для воспитателей и родителей с целью оказания помощи в подготовке ребенка к школе за оставшееся время.
В целом исследование показало, что у большинства испытуемых к концу учебного года сформирована психологическая готовность к школьному обучению. Однако уровень готовности у некоторых детей недостаточен, что проявилось в неумении самостоятельно работать в соответствии с инструкцией взрослого, анализировать образец, недостаточной регуляции произвольной деятельности. Прослеживается явная зависимость сформированности школьной готовности от возраста детей, что подтверждает выводы ученых о том, что психологическая готовность к школе появляется как новообразование дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза экспериментального исследования полностью подтверждается: процесс подготовки старших дошкольников к обучению в школе будет более эффективным в том случае, если:
· выделены критерии готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;
· определены пути решения данной проблемы;
· разработана методика и составлена система развивающих игр для помощи детям, не готовым к школьному обучению.
В заключении, обобщая полученные данные, мы сделали выводы по аттестационной работе. Показали практическую значимость нашей работы, заключающуюся в ее направленности на целенаправленное формирование психологической готовности детей к обучению в школе, для чего были подобраны методы для развития этой готовности, даны психолого- педагогические рекомендации для педагогов и родителей.
Отметим, что основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для того, чтобы решить вопрос о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования не будут для него чрезмерными, не приведут к ухудшению состояния здоровья, трудностям обучения.
Целью настоящей экспериментальной работы являлось выявление уровней психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, знание которых необходимо как родителям, так и педагогам для эффективной воспитательной работы в практике детских дошкольных учреждений. Данная цель была достигнута посредством решения поставленных задач, что позволило подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу исследования.
Данные, полученные в экспериментальной работе, позволили провести количественный и качественный анализ готовности к школьному обучению, а также доказать целесообразность и эффективность предлагаемых развивающих методов и приемов развития психологических качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Они могут быть использованы педагогами в ходе проведения простых обучающих занятий и при проведении специальных развивающих и коррекционных занятий с детьми, не готовыми к школьному обучению. Воспитание психологической готовности к школьному обучению должно естественно входить в содержание воспитательно-образовательного процесса в группе, связывая разнообразные формы работы с детьми с единой перспективой предстоящего школьного обучения. Школьная готовность должна быть итогом обогащения деятельности, общения, эмоциональных переживаний дошкольника.
Тучкова Т.В.,
Сазонова Т.Г.