К воспитанию культуры общения у детей 5-6 лет

Под системно - деятельностным подходом мы понимаем совокупность субъектов и объектов, взаимодействие которых способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных образующим эту систему частям и компонентам. Объекты всякой системы – это просто ее части или ее компоненты, а атрибуты – это свойства объектов (компонентов, составных частей) системы. Отношения – это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем случае – это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом.

Большое значение в воспитании основ культуры общения имеет дошкольный возраст, т.к. именно в этом периоде жизни закладываются основы моральных качеств (Р.С.Буре, Е.И.Кульчицкая, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская). Эта проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, во дворе и т.д.) значительно увеличивается психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном к нему общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный характер, настроение, интересы.

Воспитание культуры общения тесно взаимосвязано с воспитанием культуры речи, что предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении, что собственно и составляет культуру общения.

В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности (А.А.Брудный, А.А.Леонтьев, Е.Ф.Тарасов и др.). Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, посвященных речевому этикету (А.А.Акишина, В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, В.Е.Гольдин, Л.П.Крысин, Т.А.Ладыженская, Н.И.Формановская).

Раскрывая оригинальные методы и приемы организации игровой деятельности старших дошкольников, направленные на формирование культуры общения (Л.В.Лидак), при этом выделяют вежливость в качестве одного из важных сторон культуры общения дошкольников (Е.Ю.Яницкая); освещают особенности проявления вежливого поведения детей, в том числе и речевые (Л.И.Дурандина).

Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка учащимися в школе (А.С.Киселева, Т.А.Ладыженская, О.Н.Сороцкая). При этом отмечается низкий уровень культуры речевого общения первоклассников, бывших воспитанников детского сада, что указывает на существование проблемы коммуникативности в целом.

Проблема коммуникативности рассматривается многими исследователями (В.А.Кан-Калик, Ю.И.Турчанинова, С.Л.Жукова, Г.А.Ковалев и др.). Анализ полученных ими результатов подтверждает актуальность проблемы и свидетельствует о разности подходов к формированию отдельных коммуникативных качеств, способностей в целом коммуникабельности. Однако при всей разнице подходов исследователи данной проблемы сходятся в мысли, что коммуникативные качества воспитателя необходимо развивать, и они должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком, корректировку межличностных отношений в детском сообществе с позиций веры в силы и возможности ребенка при воспитании культуры общения.

До настоящего времени недостаточно изучены вопросы взаимосвязи уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности воспитателей, стилей взаимодействия, соотношения смешанных стилей взаимодействия, режимных моментов, наличия навыков культуры общения и коммуникативных умений детей, проведения занятий с использованием этических бесед с самим процессом воспитания культуры общения.

Цель исследования – изучить навыки культуры общения у детей 5 – 6 лет.

Объект исследования – воспитатели и дети 5 – 6 лет.

Предмет исследования – культура общения со взрослыми и сверстниками у детей 5 – 6 лет в образовательном процессе МДОУ.

Гипотеза исследования – на воспитание культуры общения у детей 5 - 6 влияют:

-уровень коммуникабельности и профессионально-педагогическая общительность воспитателей дошкольного учреждения;

-стили взаимодействия с учетом формальной и содержательной стороны;

-правильная организация режимных моментов на научной основе с позиций системно-деятельностного подхода в процессе воспитания;

-правильный подбор этических бесед для реализации целей и задач по воспитанию культуры общения;

-совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей, которая будет реально соответствовать системно-деятельностному подходу, новым технологиям его внедрения с целью развития творческой личности воспитателя, способной видеть современные социальные и детские проблемы в общении и профессионально их решать;

-умения воспитателей проводить на научной основе диагностику и самодиагностику личностных качеств и образовательного процесса в целом;

-профессиональная рефлексия воспитателей, которая наряду с механизмом личностной саморегуляции облегчает и ускоряет процесс воспитания культуры общения у детей;

-сформированные навыки общения и коммуникативные умения детей.

Цель исследования, предмет исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.Провести диагностику уровня коммуникабельности воспитателей детского сада;

3.Разработать анкету изучения профессионально-педагогической общительности воспитателя детского сада;

4.Изучить профессионально-педагогическую общительность воспитателя детского сада;

5.Провести диагностику стилей взаимодействия воспитателей детского сада с детьми 5 – 6 лет;

6.Определить соотношение смешанных стилей взаимодействия воспитателей детского сада;

7.Изучить организацию общения воспитателя детского сада с детьми 5 – 6 лет (на примере режимных моментов);

8.Определить содержание этических бесед в зависимости от целей и задач по воспитанию культуры общения у детей 5 – 6 лет;

9.Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Методологическую основу исследования составляют следующие принципы анализа развития научного знания:

-принцип системного подхода к анализу фактов и явлений с учетом анализа связи педагогической науки и практики (В.И.Журавлев, В.В.Краевский, В.М.Полонский);

-принцип целостного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.В.Краевский, В.С.Ильин, И.Я.Лернер);

-психологическая теория личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.);

-принцип ориентации личности на социальные значимые ценности (Т.К.Ахаян, И.С.Батракова, М.Г.Казакина и др.);

-теория формирования личности учителя (В.И.Андреев, Е.П.Белозерцев, С.Г.Вершловский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Н.Д.Никандров, А.И.Пискунов, В.А.Сластенин и др.);

-концепция о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании (В.В.Сериков, В.П.Симонов, Ю.Г.Фокин, Е.Н.Шиянов).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на различных этапах исследовательской работы нами был использован комплекс методов исследования:

1.Теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы;

2.Анализ нормативных документов в аспекте исследуемой проблемы;

3.Прямое и косвенное наблюдение за формированием способов культуры общения у детей в условиях детского сада;

4.Индивидуальные беседы с детьми и их родителями;

5.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

6.Количественный и качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №-14 поселка Росляково-1, Североморского района, Мурманской области.

Исследованием было охвачено 13 воспитателей при проведении диагностики уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности и 10 воспитателей при проведении диагностики стилей взаимодействия с детьми, а также 19 детей из контрольной группы и 19 детей из экспериментальной группы.

Исследование проводилось в три этапа: поисковый и констатирующий (сентябрь-декабрь 2003 года и январь-март 2004 года)- направлен на изучение уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности воспитателей детского сада; изучение психологии общения воспитателя детского сада с детьми 5 – 6 лет в рамках учебно-воспитательного процесса и изучение представления дошкольников о культуре речевого общения, изучение стилей взаимодействия воспитателей с детьми 5 – 6 лет. Формирующий этап (октябрь-декабрь 2004 года) – проведение этических бесед, работа с воспитателями по результатам констатирующего эксперимента, знакомство с критериями квалификационных требований к должностям педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, разработка методов и приемов совместного воспитательного воздействия на ребенка, повторное исследование по изучению общения детей 5 – 6 лет со взрослыми и сверстниками, изучение коммуникативных умений детей 5 – 6 лет по методикам Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной (9). Контрольный этап экспериментального исследования (февраль-май 2005 года) - количественный и качественный анализ в контрольной и экспериментальной группах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был разработан комплексный подход к исследованию через проведение диагностики уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности воспитателей (авторская разработка), стиля взаимодействия по формальной и содержательной стороне, соотношения стилей взаимодействия, режимных моментов, навыков культуры общения, коммуникативных умений, проведения занятий с использованием этических бесед.

Практическая значимость исследования определяется тем, что были разработаны конкретные психолого-педагогические рекомендации по воспитанию культуры общения у детей.

Полученные результаты могут быть использованы в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, при разработке методических рекомендаций, программ спецкурсов по вопросам воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация научных материалов проходила в ходе выступлений на научно-практических конференциях Мурманского государственного педагогического университета (2004 – 2005гг.), а также в ходе выступлений на педагогических советах МДОУ №-14 (октябрь 2004г., апрель 2005г.).

Цель эксперимента – выявить уровень коммуникабельности воспитателя детского сада, изучить профессионально-педагогическую общительность как профессионально-личностное качество педагога, изучить психологию общения воспитателя детского сада с детьми дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса, изучить представления дошкольников о культуре речевого общения.

Для реализации первой задачи, в исследовании уровня коммуникабельности воспитателя, мы использовали тест В.Ф.Ряховского (8), который включает 16 вопросов.

Для ясности приведем результаты диагностики воспитателя детского сада Резник Иды Владимировны. Были получены следующие результаты:

А1 – 10, А2 – 8, итого: А1+А2 =18

Д1 – 10, Д2 – 14, итого: Д1+Д2 = 24

Л1 – 6, Л2 – 10, итого: Л1+Л2=16

К = 7; R = А – Л = 18 – 16 = 2

А1, Д1, Л1 – признаки формальной стороны стилей (на словах).

А2, Д2, Л2 – признаки содержательной стороны стилей (на деле).

Полученные данные переносили на график, где в графической форме отражена взаимосвязь этих стилей взаимодействия.

Для изучения навыков культуры общения у детей 5-6 лет мы использовали диагностику, разработанную Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной “Формирование навыков культуры общения” (9). Она представлена в виде таблицы.

Обработав ответы воспитателей, полученных в ходе проведения письменного опроса по анкете исследования профессионально-педагогической общительности, которая была нами составлена с учетом личностных качеств воспитателей и самого процесса общения с детьми, мы пришли к выводу, что воспитатели обладают достаточно высоким уровнем профессионально-педагогической общительности. Данный факт подтверждают результаты, полученные при проведении предыдущего теста В. Ф.Ряховского.

Экспериментальная работа проводилась в течение одного года (2004-2005гг.) в старшей группе детского сада МДОУ №14 п.Росляково-1, Североморского района, Мурманской области в образовательном процессе. Под образовательным процессом мы понимаем совокупность трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов.

Обучение проводилось экспериментатором при тесном взаимодействии с воспитателем, в течение учебного года два раза в неделю на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим и художественной литературой, в процессе режимных моментов, а также в свободное от занятий время индивидуально с отдельными детьми.

Работа с воспитателями (беседы, анкетирование, консультации) проводились на протяжении трех учебных лет не только в дошкольном учреждении, но и на дому.

На первом этапе обучения мы привлекали детей к пониманию необходимости воспитания культуры общения, через проведение этических бесед. Беседы проводились 2 раза в месяц, всего 16 бесед за учебный год (см. примерное планирование), одновременно велась работа с воспитателями и с родителями. Анализировались результаты поискового и констатирующего экспериментов. Разрабатывались методы и приемы совместного воспитательного воздействия на ребенка (чтение литературных произведений, с последующим разговором о его содержании и форме).

На втором этапе основное внимание уделялось развитию умения детей во взаимодействии с воспитателем использовать в процессе проведения режимных моментов слов речевого этикета, расширялось употребление разнообразной лексики по воспитанию культуры общения взятых из содержания этических бесед, а также содержательно связанной ситуацией, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

На третьем этапеповторное исследование по методике Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной – это изучение общения со взрослыми и сверстниками, а также изучение коммуникативных умений.

С позиций системно - деятельностного подхода диагностика указанная выше, является инструментарием для самооценки и самоанализа деятельности воспитателей в процессе воспитания культуры общения. Принцип заключается в следующем: сначала проводится диагностика, анализируются полученные результаты, а затем вводится корректирующий момент, причем корректирующий момент основан на диагностике и самодиагностике, самокоррекции и саморегуляции личностных качеств и деятельности воспитателей и детей.

Наряду с этим в формирующем эксперименте проходя через три условных этапа проводилась работа в соответствии с примерным планированием по воспитанию культуры общения разработанного автором исследовательской работы. В указанном годовом планировании по воспитанию культуры общения у старших дошкольников, имеется возможность для воспитателей, вариативно выбирать те необходимые формы работы, которые наиболее будут приемлемы для конкретной проблемной ситуации и для конкретной группы детей.

Совершенно очевидно, что, планируя режимные моменты и составляя конспекты занятий, воспитатель сознательно и целенаправленно будет включать в их содержание, содержание своей собственной деятельности и деятельность детей. По сути дела, просмотрев хотя бы один раз, бланк протокола частичных наблюдений режимных моментов в своей группе, быстро вносит коррективы в воспитание культуры общения детей, опираясь на разработанное годовое планирование.

Данный метод позволяет увидеть оценку качества и результативности профессиональной деятельности воспитателя. Он соединяет в единое целое все методы, средства, все содержание, отобранное для воспитания культуры общения, и, безусловно, показывает уровень воспитанности как результат.

Правильный результат по воспитанию культуры общения (со стороны деятельности воспитателя) проявляется в режимных моментах, где дети ведут себя в естественных для них условиях (кроме учебных занятий), где в общении дети применяют усвоенные навыки и знания. Возникшие проблемы асоциального плана, когда дети приносят из семейного очага, улицы и т.п., позволяют внести корректирующий момент в свою деятельность по воспитанию культуры общения.

На третьем этапе мы провели повторную диагностику с воспитателями, а также сделали анализ планов работ и нормативных документов, проведения режимных моментов, где целенаправленно вводили и закрепляли ситуации культурного общения.После диагностики проводили анализ, сравнивали результаты констатирующего и формирующего экспериментов, проводили контрольный срез.

Проводя анализ анкетирования родителей, следует отметить, что в анкетировании участвовало 12 родителей. Остальные 7 проявили пассивность. В анкетах есть орфографические ошибки, допущенные родителями и нет понимания в различии воспитания культурного поведения от воспитания хороших манер. Что в свою очередь тоже может влиять на воспитание культуры общения в семье

·17% родителей отметили, что у их собственных детей не сформированы привычки культурного поведения. 83% родителей считают, что привычки культурного поведения у своих детей сформированы.

·83% родителей отмечают, что их детей употребляют вежливые слова; 17% родителей указывают, что их дети не употребляют вежливые слова.

·60% родителей отметили, что в воспитании привычек культурного поведения и хороших манер, а также умении говорить и применять вежливые слова детьми зависит от воспитателей и родителей; 8% от образовательных программ детских дошкольных учреждений и школ; 8%от того, что дети будут знать, что можно говорить и делать, а что нельзя в культурных учреждениях и обществе; 8% от отношения родителей друг к другу (семейные отношения); 16% от любви к ребенку, в уважении личности ребенка.

Анализ анкет родителей показал, что работу по воспитанию культуры общения необходимо продолжать.

Обработав ответы воспитателей, полученных в ходе проведения письменного опроса по анкете исследования профессионально-педагогической общительности, которая была нами составлена с учетом личностных качеств воспитателей, и самого процесса общения с детьми, мы пришли к выводу, что воспитатели, в ходе экспериментальной работы заново переосмыслив содержание своей деятельности и применив научно обоснованные методики диагностики и самодиагностики, качественно подняли на новый уровень сам учебно-воспитательный процесс в группе (график 1).

Воспитание культуры общения у детей 5 – 6 лет является одним из важных аспектов в образовательном процессе дошкольного учреждения, по той причине, что дошкольное учреждение выполняет социальный заказ государства по воспитанию подрастающего поколения в духе гуманности и цивилизованности. От того, насколько будет правильно построено воспитание культуры общения подрастающего поколения, будет зависеть в целом и сама культура общества в будущем, и взаимоотношения в нем.

График 1 Сводный график по изучению навыков культуры общения и изучению коммуникативных умений у детей 5-6 лет

К воспитанию культуры общения у детей 5-6 лет - student2.ru

Была проведена комплексная работа по воспитанию культуры общения у детей 5 – 6 лет во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. На научной основе построена структура по воспитанию культуры общения у детей 5 – 6 лет, которая включает: систему формирования личностных качеств и профессиональных умений воспитателей на основе диагностики и самодиагностики (диагностика уровня коммуникабельности, профессионально-педагогической общительности, стиля взаимодействия); диагностики смешанных стилей взаимодействия; диагностики режимных моментов; планирования и проведения этических бесед с детьми 5 – 6 лет, а также других форм по воспитанию культуры общения; диагностики трудовой деятельности; изучения навыков культуры общения и коммуникативных умений.

В результате выполненной работы можно сделать следующее заключение:

1.Определено, что 89% детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы овладели культурой общения. В контрольной группе 79% детей овладели культурой общения за время исследовательской работы.

2.Проведенный эксперимент показал, что воспитание культуры общения детей напрямую зависит от развития уровня коммуникабельности воспитателя и его профессионально – педагогической общительности, от стиля взаимодействия, его формальной и содержательной стороны, а также от умения анализировать на основе диагностики и самодиагностики образовательный процесс, от умения планировать и прогнозировать режимные моменты.

3.Исследование показало, что воспитание культуры общения детей должно начинаться с личности воспитателя, его активизации механизма личностной саморегуляции, который координирует арсенал психических средств в осуществлении деятельности, и заканчиваться в развитии профессиональной рефлексии и овладении способами саморегуляции.

4.Установлено, что процесс воспитания культуры общения детей 5 – 6 лет находится в прямой зависимости от уровня сформированности и развития коммуникативных умений у детей.

5.Установлена закономерность на научной диагностической основе по воспитанию культуры общения у детей 5 – 6 лет, в результате чего оказалось возможным установить зависимость изменения культуры общения у самих воспитателей на более высокий уровень общения в целом.

6.Был разработан комплексный подход к исследованию через проведение диагностики уровня коммуникабельности и профессионально-педагогической общительности воспитателей (авторская разработка), стиля взаимодействия по формальной и содержательной стороне, соотношения стилей взаимодействия, режимных моментов, навыков культуры общения, коммуникативных умений, проведения занятий с использованием этических бесед. В отличие от традиционно существующих подходов и методов исследований проводимых только через занятия по развитию речи.

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика,1983

2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера,2002

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., ИНТОР,1996

4. Ильяшенко М.В., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие, - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.

5. Коломинский Я. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание – 1985, - № 6.

6. Лидак Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: - Л., 1982.

7. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной: - М.: Педагогика, 1990.

8. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А.Г. Рузской – М.: Педагогика, 1989.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических вузов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей д/с. / Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Игнатович И.И.,

Авраменко Л.В.

Наши рекомендации