Если ограничительная функция - сенсорика ощущений (ЖУКОВ, НАПОЛЕОН)

Люди этих типов чувствуют себя в вопросах здоровья, питания, уюта настолько уверенно, что могут ограничить себя и других, довольствуясь малым, обходясь без особого комфорта, спокойно относясь к спартанским условиям быта. Для ЖУКОВА и НАПОЛЕОНА темы эстетики, дизайна, физиологии служат поводом ограничить нежелательную активность других людей: «Как это некрасиво!», «Вы меня утомили», «А идите все в...»

Примеры:

- Женщина ЖУКОВ умела вполне хорошо готовить. Семья всегда была накормлена даже в самые трудные советские времена. В то же время еда не отличалась разнообразием. Рацион был достаточным и сытным, но не избыточным и без изысков. По большим праздникам у нее было взято на вооружение два пирога, которые она пекла из года в год, достигнув, впрочем, в их изготовлении большого мастерства.

- Уже упомянутый В. Познер (НАПОЛЕОН) как-то отвечал журналистам на вопрос, почему его загородный дом не такой шикарный, как он мог бы себе позволить. На это он ответил: «Нам и так хватает, во-первых. А во-вторых, я считаю, что некрасиво демонстрировать свое благосостояние, когда у многих других такого нет».

Если ограничительная функция - интуиция возможностей (ЕСЕНИН, БАЛЬЗАК)

Люди этих типов бессознательно чувствуют возможности окружающих людей и ситуаций, легко к ним приспосабливаются. Они ясно видят и мгновенно учитывают варианты развития любого процесса, легко находят способ влияния на него. В случае нежелательного хода событий ЕСЕНИН и БАЛЬЗАК быстро перекрывают возможности своего участия. Их типовые ограничительные аргументы: «Это невозможно», «Так ничего не получится», «Я этого не могу».

Примеры:

- Девушка-менеджер в мебельном магазине (ЕСЕНИН) на вопрос, как она справляется с капризными клиентами, ответила: «Я просто не могу себе представить, чтобы кто-то стоял передо мной с автоматом, когда я излучаю такую доброжелательность. Этого просто не может быть!»

- Руководитель фирмы (БАЛЬЗАК) рассказывал о том, как он оценивает работу своих подчиненных, на каких основаниях увольняет их. Вот его слова: «Если я вижу, что человек не справляется с работой даже после того, как ему несколько раз объяснят, - ну, это невозможно, я его увольняю! Невозможно держать такого работника».

Если ограничительная функция - интуиция времени (ДОН КИХОТ, ГЕКСЛИ)

Люди этих типов быстро оценивают ситуацию, часто прерывая подробные объяснения, т. к. им всегда жалко терять время на подробности. Однако они часто опаздывают, поскольку не любят выходить заранее, опасаясь ожиданий. В напряженной ситуации ДОН КИХОТ и ГЕКСЛИ ограничивают других фразами «Мне некогда», «Не сейчас», «Давай сделаем быстренько», замедлением или ускорением ритма выполнения нежелательных действий, негативным прогнозом.

Примеры:

- Известный политик Григорий Явлинский (ДОН КИХОТ), как-то раздосадованный в процессе теледебатов, резко оценил всю политику и ее перспективы: «Вообще это касается всей публичной политики последних четырех лет. Суть их изменений заключается в том, что все четыре года на российском телевидении, особенно на государственных каналах, которые во многом стали коммерческими, исчезло обсуждение ключевых политических тем страны. Это была сознательная политика, и она привела к тому, к чему привела. Появились зоны, которые практически в публичной политике не обсуждаются вообще. На мой взгляд и на взгляд моих товарищей и нашей партии, это очень опасное направление. Потому что проблемы в таких случаях не исчезают, они не уходят, они заходят всё глубже и глубже, и ситуация становится всё опаснее и опаснее. А потом они вдруг взрываются».

- Известный и очень популярный актер Олег Меньшиков (ГЕКСЛИ) рассказывал такую историю по поводу его участия в фильме «Покровские ворота»: «Мне предложили сниматься одновременно в двух фильмах - у одного известного режиссера и у Казакова в «Покровских воротах». И представляете, я, молодой нахал, пошел к известному режиссеру и сказал, что у меня нет времени сниматься у него». Актер знал, что он рискует много лет быть отлученным от «Мосфильма» (так оно и вышло), но бессознательно выбрал более перспективный вариант.

Фоновые функции

Зачем объяснять очевидные истины? Мы сами не любим этого делать, да и не хотим выслушивать советы, которые кажутся нам банальными. Есть вещи, о которых не хочется спорить, поскольку они не содержат никаких поводов для сомнений и разночтений. Наверняка каждому приходилось с изумлением наблюдать, как другие умудряются «заблудиться в трех соснах» или «споткнуться на ровном месте». «Неужели ты не видишь, что здесь подвох?» - вот все, что мы можем сказать по этому поводу.

Функция, по которой нам бессознательно все ясно, но ничего доказывать не хочется, располагается в восьмой ячейке модели А.

Восьмая функция - фоновая, реализующаяся без слов на деле. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. Содержание информации по восьмой функции всегда бессознательно отслеживается. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора в адекватной оценке любых жизненных ситуаций.

Восьмая функция работает непрерывно в бессознательном оценочном режиме. И в сознание ее оценки выводятся только в том случае, если ситуация требует оперативного реагирования. Вот тогда мы и произносим: «Очевидно, что на самом деле все не так». Однако, очевидно это только тем, у кого та же функция стоит в первой или восьмой позиции. Остальные партнеры нуждаются в большем или меньшем обсуждении или убеждении.

Принято считать, что восьмая функция четырехмерна. Она оценивает реальность в максимально возможном объеме и сложности связей. Поэтому ее оценки адекватны, не упускают деталей, учитывают тенденции процессов. Как только ситуация принимает рискованный оборот, или возникает нестыковка в изложении фактов, или мелькнет угроза собственным интересам - восьмая функция берет инициативу на себя. В сознание выводится сигнал о неадекватности принятой информации, мобилизуются подходящие к случаю стандартные программы защиты и выживания.

В этом состоянии у человека нет желания вести длительные дебаты, доказывая и уточняя то, что ему и так абсолютно ясно. Довольно трудно удержать в сознании сюжеты, которые так и норовят ускользнуть обратно вглубь, не возбуждая особого интереса.

Именно поэтому выбирать профессию по сюжетам фоновой функции не рекомендуется. Безусловно, человек может достичь по ней высокой квалификации и общественного признания, но смутное ощущение нереализованности, отсутствия легкости жизни может преследовать его всю жизнь.

Фоновая функция успешно берет на себя все вопросы, связанные с автоматическим реагированием. Она освобождает ресурс нашего внимания для решения новых творческих задач. Для себя же она оставляет поиск решений в тех ситуациях, над которыми нам незачем или некогда раздумывать. В частности, в экстремальных условиях человек успешнее всего действует, если полагается на быстрые и точные оценки своей фоновой функции.

Однако, следует еще раз повторить, что восьмая, как и все прочие функции, должна быть сформирована воспитанием и наполнена личным опытом. Иначе ни о какой ее полноценной работе говорить не имеет смысла.

Рассмотрим работу каждой соционической функции в восьмой ячейке модели А.

Если фоновая функция - логика действий (ДОН КИХОТ, ЖУКОВ)

Люди этих типов, не задумываясь, находят правильные технологические решения и без лишних объяснений знают, какие действия будут полезны и целесообразны. Они обладают организаторскими способностями, берут на себя ответственность раздавать окружающим задания, которые приводят всех к намеченной цели. ДОН КИХОТЫ и ЖУКОВЫ бессознательно настроены на получение эффективного результата, отлично чувствуют, какой путь для этого следует выбрать.

Примеры:

- В одной из наших групп был такой случай. Как только кончилось занятие, молодой человек (ДОН КИХОТ) заметил, что одна из студенток выскочила из аудитории, не взяв домашнего задания. Не успели мы посетовать, что она осталась без конспекта, юноша в считанные секунды выскочил за дверь, рявкнул на весь коридор «Стой!» и вернулся в аудиторию вместе с девушкой. Окружающие были поражены быстротой реакции и оптимальностью выбранной стратегии.

- Трехлетнего мальчика (ЖУКОВА) родители учили кататься на велосипеде. Они давали ему советы, куда ставить ножку, как крутить педаль, куда ставить ручку, как держать руль. Советам не было конца, а у ребенка ничего не получалось. В конце концов, он разъярился, взял велосипед под мышку, ушел в комнату и громко хлопнул дверью. А через полчаса уже самостоятельно выехал из комнаты на велосипеде.

Наши рекомендации