Если референтная функция - сенсорика ощущений (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

В вопросах эстетики, комфорта и здоровья люди этих типов, как правило, ориентированы на авторитеты родителей, книг, учителей. Лечатся и готовят они традиционно, по рецептам, не изобретая нового, не впадая в изыски. РОБЕСПЬЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ могут забыть о своих насущных потребностях, если их отвлекли. Но они вполне успешно решают повседневные бытовые вопросы, если их кто-то к этому правильно подготовил.

Примеры:

- Знаменитый кардиохирург Николай Амосов (РОБЕСПЬЕР) очень осознанно относился к вопросам здоровья, как своего, так и чужого. Будучи профессионалом высокого класса, он не только спасал жизнь другим, но и сам вел здоровый образ жизни, о чем написал в нескольких своих книгах. Это позволило ему, несмотря на больное сердце, сохранить работоспособность на долгие годы.

- Мужчина ДОСТОЕВСКИЙ, гуманитарий по профессии, после работы каждый день приезжал на строительство своего загородного дома и много делал там своими руками: шпаклевал стены внутри, красил дом снаружи, а также выполнял другую несложную работу - украшал свой дом и экономил деньги.

Если референтная функция - интуиция возможностей (ГЮГО, ШТИРЛИЦ)

Люди этих типов живо интересуются сведениями, раскрывающими возможности и перспективы, объяснениями целостной картины мира. Они с удовольствием читают фантастику, научно-популярные издания. Но не чувствуя, какой из предложенных методов перспективен на самом деле, ГЮГО и ШТИРЛИЦ предпочитают в работе опробованные технологии и систему прецедентов. При этом они активно используют уже разработанные методы развития различных способностей в себе и своих детях, если они рекомендованы авторитетным человеком.

Примеры:

- Молодая женщина ГЮГО увидела на ком-то шубку из пестрых разноцветных кусочков норки. Она навела справки у знакомых и узнала, что возможность приобрести такую шубку существует: такими шубами торгуют вьетнамцы на Черкизовском рынке. Приехав туда, она упорно обходила бесконечные ряды, расспрашивая торговцев, пока на самой дальней окраине не нашла подходящую шубку - еще пестрее и ярче, чем мечтала, и к тому же дешевле.

- Уже упомянутый А. Цекало (ШТИРЛИЦ) дает неплохой пример удачного использования возможностей художественной литературы советского периода. Обучившись за рубежом технологии создания мюзиклов на любой сюжет, он умело осуществил это на материале, вызывающем ностальгические чувства у старшего поколения и законную патриотическую гордость у молодежи. Несмотря на неудачу с «Норд-Остом» в связи с трагическими событиями захвата заложников, он не опустил руки, а снова сумел использовать аналогичные возможности, на этот раз поставив мюзикл «Двенадцать стульев».

Если референтная функция - интуиция времени (МАКСИМ, ДРАЙЗЕР)

Люди этих типов живо интересуются модой, стараются выглядеть современно, пользоваться новейшей техникой. Они стремятся успевать все к заданному сроку, даже если этот срок не очень обоснован. МАКСИМОВ и ДРАЙЗЕРОВ интересуют как история, так и прогнозы, если они описаны авторитетно и официально. Как правило, они увлекаются заготовками «на будущее», стремясь таким образом обеспечить необходимую стабильность.

Примеры:

- Мужчина МАКСИМ с юных лет увлекся историческими книгами. Он прочитал все книги по истории в четырех доступных ему библиотеках, лепил из пластилина исторических персонажей и разыгрывал сценарии военных сражений. Он и 30 лет спустя увлекается историей и охотно рассуждает на исторические темы.

- Женщина ДРАЙЗЕР увлеклась идеями Вальдорфской педагогики и успешно разрабатывала методику передачи знаний. Она занималась с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, погружая их в атмосферу каждой исторической эпохи. Костюмы, традиции, музыка, искусство, научное знание каждой эпохи изучались в совокупности - все это помогало ей проводить детей последовательно по ступеням развития всего человечества.

Ограничительные функции

«Ну, достали!» - каждый не раз произносил про себя эту фразу в соответствующем состоянии. А не вспомните ли вы, что обычно произносится вслух, какими словами ставятся на место надоевшие собеседники?

Оказывается, у каждого типа существует свое «секретное оружие», которое обеспечивает ему быструю и эффективную защиту. Это функция, расположенная в седьмой ячейке модели А.

Седьмая функция - ограничительная, рамочная. Это самая «сильнодействующая» функция у каждого человека. С ее помощью он может оградить себя от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств защиты.

Несколько решительных фраз по аспектам седьмой функции, произнесенные без лишних размышлений, но твердо, как правило, прекращают нежелательное для нас течение ситуации. Они звучат настолько убедительно, что желание спорить у партнера быстро угасает. Его аргументы не достигают нашего сознания, поскольку задача седьмой функции - оградить нас от постороннего влияния. Что она с успехом и проделывает.

Бесполезно пытаться вести беседу с человеком по аспектам его ограничительной функции: легкой болтовни не получится. Решения, которые здесь предлагаются, - это стандартные программы выживания в экстремальной ситуации, усвоенные в детстве, проверенные временем. Они отличаются простотой и жесткостью, не допускающей обсуждений. Их трудно анализировать и изменять, к тому же они не раз выручали человека в сложной ситуации, поэтому потребности в их коррекции мы не испытываем.

Правда, если так случилось, что кто-то первым подал на ограничительную сильный негативный посыл, человек чувствует себя совершенно беспомощным и обескураженным. Как правило, в таком случае он тихо ретируется и некоторое время восстанавливает душевное равновесие. Утешает в этом случае то, что опередить проявление ограничительной функции весьма непросто.

Рассмотрим, как проявляется действие ограничительной функции у конкретных типов.

Наши рекомендации