Поддержание осознанности во время чтения

Йогин: У меня было в эти дни много времени для чтения книг и меня поразило, что лучший способ оставаться осознанным – это во время чтения.

Саядо УТ: Кто читает? Что читает?

Йогин: Ум читает.

Саядо УТ: Можете ли вы знать этот ум? Ум, который используя свои умственные способности, читает и понимает.

Йогин: Действительно ли необходимо приложить усилие, чтобы это сделать?

Саядо УТ: Не преднамеренно во время чтения. Всякий раз, когда вы практикуете, вам нужно прилагать усилие, чтобы распознавать работающий ум. Когда мы практикуем длительный период времени, когда наблюдение ума становится чем-то привычным, тогда легче будет заметить, что мы используем ум во всей нашей деятельности, будь она умственной или физической.

Йогин: Иногда я теряюсь в том, что я читаю.

Саядо УТ: Да, такое может случаться. Если вы очень заинтересованы тем что читаете, то вы будете склонны к захваченности этим, ум будет поглощен.

Йогин: Значит, я должен приложить усилие, чтобы не потеряться.

Саядо УТ: Всякий раз, когда вы теряетесь, вам лишь нужно это заметить. Вы можете понять разницу между полным поглощением тем, что вы читаете и тем, когда во время чтения вы остаетесь расслабленными и осознанными. Похоже, разница есть.

НЕВЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ, ВЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Йогин: Сегодня я ощутил себя по-настоящему разочарованным, почувствовал, что я не понимаю, не знаю, что делать, и не знаю как мне нужно медитировать.

Саядо УТ: В подобных ситуациях не пытайтесь медитировать, а проверьте – видите ли вы какое у вас отношение к медитации. Вам следует распознать, что вы пытаетесь медитировать с неверным отношением. Вы разочарованы из-за того, что у вас неверное отношение.

*** *** ***

Йогин: Я часто нахожу довольно трудным обозначить свое отношение или свои эмоции. Тем не менее, я могу почувствовать позитивные ли они или негативные. Достаточно ли это осознавать?

Саядо УТ: Да, это так. Не так важно можете ли вы обозначить свое отношение или нет. Большинство йогинов настолько фокусируются на объекте, что они ничуть не осознают ум. Неоднократно проверяя свое отношение, вы будете создавать привычку, которая позволит вам осознавать состояние ума во время медитации. Когда вы привыкнете к наблюдению ума, вы будете способны видеть картину целиком: отношения, объекты, эмоции и ощущения, так же как и любые имеющие место изменения.

Йогин: Я думаю, что, на самом деле, я не понимаю, что означает отношение. Вы имеете в виду настроение или нет, присутствует ли в моем уме отвращение или нет?

Саядо УТ: Вы можете называть это настроением или отношением. Это негативный или позитивный комментарий в вашем уме, который по отношению ко всему выносит суждение и делает оценку. Скажем, вы на столе видите какую-то еду и ваша автоматическая реакция – «О-о-о». Какое отношение позади этой реакции? Это очевидно, не так ли? В такие моменты вы на самом деле выражаете свое отношение. Ваши отношения всегда в некотором роде будут проявляться сами.

Йогин: Хорошо, значит мысли отличны от отношений?

Саядо УТ: Да, но они могут изменять ваши отношения, они могут быть выражением вашего отношения. Тем же самым образом представления, чувства, процесс выбора, решения и некоторые физические и речевые выражения могут также указывать на ваше отношение.

*** *** ***

Йогин: Обычно я вижу довольно непосредственно свои негативные отношения, расслабляюсь и позволяю им уйти. Но иногда мой ум очень смущен, и я не знаю что делать.

Саядо УТ: Просто наблюдайте смущение. Всяк,ий раз, когда мой ум смущен, я прекращаю что-либо делать, направляю внимание вовнутрь и жду, когда ум успокоится. До тех пор, пока вы смущены, в уме не может быть никакой мудрости. Если вы пытаетесь думать о решении когда находитесь в смущенном состоянии ума, то в итоге вы получите только запутанные ответы. Не пытайтесь ничего делать, даже медитировать. Те же самые принципы применяйте, когда вы находитесь в плохом настроении. Ничего не делайте. Все, что вы делаете, говорите или думаете, будет таким же негативным. Наблюдайте только за плохим настроением до тех пор, пока ум не утихнет. Если у вас верное отношение, то это будет проще. Когда ум успокоится, у вас появится возможность принять мудрое решение.

Поэтому лишь наблюдайте за смущением ума. Не пытайтесь вытеснять или игнорировать смущение, но выработайте привычку без вовлечения за ним наблюдать. Всякий раз, когда я чем-то смущен, я прекращаю об этом думать. Причина, почему присутствует смущение в том, что в уме в отношении определенного вопроса нет ясности, нет мудрости. Попытки размышлять, находясь в таком состоянии, будут приводить к еще большему смущению, запутанности ума. Наблюдение за присутствующими ощущениями и чувствами будет помогать успокаивать ум. Когда ум станет более спокойным, тогда он может исследовать ситуацию.

*** *** ***

Йогин: Бывают моменты, когда ум очень замутнен, так замутнен, что я не могу ни на чем сосредоточиться. Не важно что я пытаюсь сделать, я ни на чем не могу сфокусироваться.

Саядо УТ: Ничего не пытайтесь с этим делать, и, естественно, никогда не старайтесь фокусироваться! Проверьте, как ум ощущает себя в состоянии замутнения. Вероятно, что когда что-то идет не так, как мы полагаем оно должно было бы идти, тогда ум думает, что мы должны что-то с этим сделать, что мы должны исправить, улучшить происходящее. Если присутствует такое неверное отношение, тогда с текущей ситуацией становится намного труднее работать. Если вы не замечаете неверное отношение, тогда оно будет мотивировать ваши действия и реакции. Если вы оказались в трудной ситуации, то вместо того, чтобы что-то предпринять, немного остановитесь и подумайте. Взгляните на ситуацию и подумайте над тем, что в ней можно было бы сделать более подходящее, а затем взгляните на происходящее с другой стороны. Тщательное размышление над планированием ваших действий намного важнее, чем что-то делать в этой ситуации.

Йогин: Но когда ум настолько замутнен, что даже думать трудно…

Саядо УТ: Просто примите это как есть, в этом суть! Если вы не можете принять ситуацию, трудности, тогда вы не сможете на них взглянуть. Просто примите, что ощущение замутненности это одно из качеств ума, это то, каким образом, сейчас функционирует ум.

Йогин: Но когда ум замутнен, он ведь в таком спутанном состоянии…!

Саядо УТ: Ваше отношение к такому состоянию в действительности является основой. Если вы ощущаете негатив к этому состоянию, то не сможете ничего с ним поделать, и не сможете ничему у него научиться. Скажите себе, что ощущение замутненности – это состояние ума. Затем скажите себе, что хотите понять, на что похоже это состояние ума и как оно работает. Таким образом, состояние замутненности ума становится вашим объектом. Наблюдайте, что с ним происходит. Становится ли оно более замутненным или менее? Теперь вы знаете что делать, постарайтесь применить это в следующий раз, когда ум станет замутненным.

Вы вновь увидите, насколько важна информация. Недавно я говорил моим бирманским йогинам: всякий раз, когда вы испытываете эмоции, задавайте себе вопрос – «Я собираюсь ощущать эмоции или их осознавать?». Другими словами: «Вы собираетесь наблюдать за эмоцией как невовлеченный наблюдатель или переживать эмоцию?». Для большого количества йогинов это имело немалое значение. Только размышление над этим вопросом, только задавание этого вопроса имело большое значение в отношении того как реагировал их ум. Вы нуждаетесь в правильной информации, чтобы размышлять правильным образом и чтобы иметь верное отношение.

ОЖИДАНИЯ И ТЕРПЕНИЕ

Йогин: Почему всякий раз, когда у нас есть ожидания, ситуация ухудшается? Как работает этот процесс?

Саядо УТ: Ожидания – это проявление алчности лобхи (lobha). Ожидания проявляются из-за неведения, мохи (moha), потому что мы не знаем, как на самом деле существуют вещи. Если бы мы действительно принимали вещи как они есть, то у нас не было бы ожиданий. Но когда мы не понимаем, мы склонны иметь ожидания. Чем сильнее ожидание, тем сильнее отвращение, когда ожидание не осуществляется.

*** *** ***

Йогин: Как йогин может развить большее терпение?

Саядо УТ: Наблюдать досу (dosa). Доса является проблемой. Мой учитель всегда говорил мне, что все проблемы в мире происходят от этой тройки – лобхи, досы и мохи (lobha, dosa, moha). Следите за ними. Наблюдение за негативными качествами намного важнее, так как если вы сможете «припереть их к стене», то позитивные качества автоматически проявятся. Вот почему в качестве заглавия моей первой книги я выбрал «Не смотрите свысока на омрачения».

У меня было много ретритов, на которых я старался развить хорошие качества. Тем не менее, в действительности я не изменился, я не стал более хорошим человеком. Это из-за того, что я пренебрегал наблюдением за плохими качествами. Качество моего ума стало улучшаться только когда я начал наблюдать за плохими качествами. Наблюдение за ними прямо, последовательно и непрерывно дало мне возможность понять их природу.

Йогин: Правильно было бы сказать, что нетерпеливость и ожидания являются двумя главными омрачениями, за которыми в нашей практике надо наблюдать?

Саядо УТ: Да, вы должны терпеливо наблюдать за нетерпеливостью. Я сам стал более терпеливым, потому что каждый раз наблюдал нетерпеливость, когда она возникала.

*** *** ***

Йогин: Иногда у меня появляется впечатление, что исследование походит более на манипулирование переживанием, некоторым образом изменяя переживание, так как в нем присутствует намерение, и это намерение основано на некоторой разновидности ожидания или желания.

Саядо УТ: Если в вашем исследовании присутствует желание какого-то результата, а не желание понять, то есть желание определенного результата в отношении происходящего, тогда ум манипулирует ситуацией. Всякий раз, когда появляется такое впечатление, вам нужно проверить свое отношение, чтобы увидеть старается ли ум действительно сделать это. Исследование лишь желает знать открытым образом, желает знать, что именно происходит. Оно не хочет манипулировать происходящим.

Йогин: Обычно у меня нет желания каких-нибудь результатов. Аспектов моего опыта настолько много, что это больше чем я осознаю, опыта, к которому я мог бы привнести свою осознанность. Вот почему я задаюсь вопросом, почему я выбираю что-то особенное, почему присутствует предпочтение, и есть ли какое-то желание позади этого выбора.

Саядо УТ: Вы можете это исследовать таким же образом. Спросите себя, почему вы выбрали этот особый аспект. Но иногда это не ваш выбор – ум выбирает автоматически. Когда вы выполняете какое-либо исследование, вы всегда должны помнить, что ум выполняет свою собственную работу. Если вы идентифицируетесь с этим процессом, то все усложняется. Но если вы просто распознаете, что ум создает эти вещи, что ум производит определенный выбор, тогда становится легко наблюдать и исследовать работу ума.

Всякий раз, когда вы исследуете, очень важно остерегаться ожиданий. Может случиться, что вы слышали или читали о чем-то, что выглядит очень похожим на то, что вы переживали в медитации и, не осознавая этого, вы можете интерпретировать или манипулировать своим переживанием в свете этой информации.

*** *** ***

Йогин: Мне очень быстро надоедает наблюдать ум, особенно во время медитации сидя.

Саядо УТ: Почему вам становится скучно?

Йогин: Я полагаю, это потому, что у меня есть ожидания того, что должно что-то произойти.

Саядо УТ: Да, когда вы хотите чтобы что-то быстро произошло, ум не может ждать и ему становится скучно.

Йогин: Так что же я должен делать? Остановить медитацию?

Саядо УТ: Вам нужно практиковаться в терпении. Каждый раз замечайте жаждущий результатов ум, и напоминайте себе о верном отношении. Мудрость может развиться, только когда ум прост. Сложный ум – это ум, который размышляет, ожидает, и планирует, такой ум блокирует мудрость. Ум должен быть простым, чтобы пребывать в настоящем, чтобы видеть вещи как они есть. Ум никогда не будет скучать, когда осознанность действительно здесь и сейчас.

*** *** ***

Йогин: У меня в моей практике было обычно много ожиданий, и я часто был привязан к результатам. Но теперь я ничего не пытаюсь спросить о своей практике. Я пытаюсь практиковать ради самого себя. Не задавать вопросы о практике это действительно нормально?

Саядо УТ: Да, это хорошо. Когда условия или причины осуществятся, тогда следствия, результаты последуют естественным образом. Ожидание осуществления результатов – это алчность. Мудрость понимает, что только работа над условиями принесет результаты, и поэтому она не беспокоится о них.

Тем не менее, ум любит выкидывать трюки. Вы могли бы почувствовать, что у вас нет ожиданий, но затем вдруг они тем или иным способом могут, подкравшись, снова вернуться. Таким образом, не обращайте слишком сильное внимание на переживания во время медитации, но прилагайте усилие по поддержанию наблюдения за умом. Если ваше внимание фокусируется больше на уме, то вы всегда легко заметите любую форму подкравшейся алчности.

МОЛИТВА И МЕДИТАЦИЯ

Йогин: Насколько важны молитвы в сравнении с медитацией?

Саядо УТ: Сколько времени в день вы можете молиться?

Йогин: Я молюсь каждый раз после медитации. Должен ли я молиться, когда я медитирую или лучше молиться в другое время?

Саядо УТ: Медитация – это осознавание с правильным пониманием. Вы можете быть осознанны к самому процессу молитвы. Таким образом, молитва и медитация может происходить в одно и то же время.

Данный Буддой совет один и тот же, как для молитвы, так и для оказания ему почтения. Важнейший совет Будды своим последователям состоял в том, чтобы все время быть осознанными, настолько, насколько это возможно. Будда часто напоминал людям о том, что они не должны быть забывчивыми, неосознанными, «appama­dena sampadetha» – на пали. Поэтому, всякий раз, когда мы вспоминаем про этот совет, мы практикуем осознанность и этим самым оказываем ему почтение. Молитвы не нуждаются в словесном выражении, они могут выражаться умственным отношением. Следовательно, если мы осознанны весь день напролет, мы оказываем весь день почтение Будде.

Слово Будда означает «тот, кто знает», а знание является качеством мудрости. Всякий раз, когда мы развиваем мудрость мы, следовательно, приглашаем ее поприсутствовать. Это почти как в то время быть с Буддой.

НЕБЕСА И АД

Йогин: Я обнаружил, что мне очень трудно принять концепцию существования сферы адов, небесной сферы и перерождения. Другие учения буддизма являются очень прямыми, так как я могу непосредственно применить и испытать их на практике.

Есть ли у вас какие-нибудь советы, предложения о том, как рассматривать эти концепции?

Саядо УТ: Вам не нужно верить в другие сферы существования или перерождение. Просто продолжайте практиковать. Когда проявится бóльшая мудрость, ум начнет понимать эти вещи правильным образом. Можно увидеть другие сферы существования как различные качества ума. Когда вы ощущаете себя несчастным, тогда ум находится в аду, а когда вы находитесь в состоянии первой джханы, тогда вы в сферах божеств. Жизнь – это отражение качества ума. Если вы действительно понимаете ум, вы понимаете мир. Вам нет нужды верить во что-то, так как вы не сможете понять интеллектуально. Просто продолжайте исследовать. Учитесь только у своего личного опыта.

Наши рекомендации