Наблюдение, анализ и оценка урока в зависимости от целей посещения
ПРИЛОЖЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ ПОСЕЩЕНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.
К описанию урока предъявляются определенные требования:
· Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.
· Описание должно быть достоверным, четко отражающим характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.
· Описание урока должно быть целенаправленным.
В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.
ВИДЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА:
1 - Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
Примеры аспектов урока:
1.1. Методы мотивации учения и обеспечения приятия учащимися учебных целей и задач;
1.2. Методы управления деятельностью учащихся в процессе урока;
1.3. Основные этапы реализация учителем триединой цели урока;
1.4. Использование методов развивающего и проблемного обучения на уроке и т.п.;
1.5. Применение оргдеятельностных методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
1.6. Методы и приемы повышения познавательной активности интереса учащихся;
1.7. Методы формирования общеучебных умений и навыков у школьников;
1.8. Реализация дидактических принципов в ходе урока[i];
1.9. Методы контроля и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
1.10. Стиль поведения и манеры общения с учащимися, их эффективность;
2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, и целесообразность методов им соответствующих;
3 - Структурно-временной анализ - это оценка эффективности использования времени урока по каждому его этапу для достижения главной задача (цели) урока;
4 - Комплексный психолого-педагогический анализ урокапозволяет исследовать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.
Психологический анализ урока
Психологический анализ урока предполагает изучение психической деятельности учащихся на уроке: выявление уровня их знаний, умений и навыков, степени сформированности убеждений, отношения к учению, особенностей психических состояний в процессе обучения. Во многом это зависит от того, как организована учебная деятельность, вызывает ли она активность школьников, способствует ли их развитию.
Примерная схема психологического анализа урока
1. Знания, умения, навыки учащихся на уроке
· какими знаниями оперировали ученики и каков их уровень.
· как протекал процесс формирования понятий.
· какие навыки проявили школьники и каков уровень их развития.
· какие умения проявили ученики и каков их уровень.
· каковы психологические условия формирования умений и навыков.
2. Отношение учащихся к учению и мотивы учения на уроке
· какое отношение школьников к учебной деятельности преобладало на данном уроке. Были ли причины, вызывавшие их отрицательное отношение к учению.
· какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе.
3. Познавательная деятельность учащихся на уроке
3.1.Мышление
· что побуждало учеников к мыслительной деятельности: создавались ли проблемные ситуации и как это делалось;
· какие приемы активизации учебной деятельности использовал учитель школьников;
· какие качества ума проявились у детей и как учитель способствовал их формированию;
· какие мыслительные операции использовались на уроке: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.
3.2.Внимание
· какие виды внимания были использованы на уроке;
· на какой вид внимания опирался учитель;
· насколько внимательны были ученики на уроке; в чем это проявлялось?
· какие способы организации, распределения и переключения внимания использовал учитель?
3.3.Память
· какие виды памяти использовались на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, механическая, эмоциональная).
· какие приемы для организации запоминания использовал учитель?
4. Нравственно-психологический климат на уроке
· стиль общения учителя с учениками (демократический, авторитарный, либерально-попустительский);
· создана ли атмосфера сотрудничества и содружества учителя и учащихся?
· реализация принципа гуманизации на уроке;
5. Расход времени на уроке
· сколько времени было потрачено на различных этапах урока? Было ли нерациональное использование времени учащимися?
· какова плотность урока?
Дидактический анализ урока
ПРИЛОЖЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ ПОСЕЩЕНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.
К описанию урока предъявляются определенные требования:
· Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.
· Описание должно быть достоверным, четко отражающим характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.
· Описание урока должно быть целенаправленным.
В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.
ВИДЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА:
1 - Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
Примеры аспектов урока:
1.1. Методы мотивации учения и обеспечения приятия учащимися учебных целей и задач;
1.2. Методы управления деятельностью учащихся в процессе урока;
1.3. Основные этапы реализация учителем триединой цели урока;
1.4. Использование методов развивающего и проблемного обучения на уроке и т.п.;
1.5. Применение оргдеятельностных методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
1.6. Методы и приемы повышения познавательной активности интереса учащихся;
1.7. Методы формирования общеучебных умений и навыков у школьников;
1.8. Реализация дидактических принципов в ходе урока[i];
1.9. Методы контроля и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
1.10. Стиль поведения и манеры общения с учащимися, их эффективность;
2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, и целесообразность методов им соответствующих;
3 - Структурно-временной анализ - это оценка эффективности использования времени урока по каждому его этапу для достижения главной задача (цели) урока;
4 - Комплексный психолого-педагогический анализ урокапозволяет исследовать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.