Систематизация и хранение научной информации
Сегодня существуют достаточно мощные и гибкие в использовании технологии, позволяющие быстро и эффективно вести запись, учет, хранение, поиск и обработку любой информации в электронном виде.
Информацию можно хранить в различной форме, например, создавать папки с тематическими названиями или папки с выписками литературных источников и списками литературы, сканированными копиями опубликованных статей, черновыми вариантами работы.
Для этого рекомендуется использовать:
· библиографические программы;
· информационные менеджеры;
· информационные базы данных.
Библиографические программы
Одна из наиболее трудоемких задач при выполнении исследовательской работы - вести обширную картотеку литературных источников.
Для облегчения такой практики предназначены специальные программы, например, программа с открытым исходным кодом Zotero3, которая позволяет собирать цитаты с указанием источников, сохранять PDF-документы, веб-страницы, видео и другие файлы, ссылки на интересные материалы в сети, создавать персональные библиографии по темам, а также создавать библиотеки, использовать теги, создавать результаты поиска. Основной "единицей хранения" является описание ресурса, к которому могут быть присоединены различные файлы. Предлагается несколько вариантов создания новой записи:
1. Автоматическая генерация при захвате файла или веб-страницы.
2. Добавление нового объекта по его идентификатору. В этом качестве может выступить один из поддерживаемых типов кодов: ISBN (международный код книжного издания), DOI (идентификатор цифрового объекта) или PubMed ID (идентификатор, применяемый для статей медицинской и биологической тематики). При использовании любого из этих идентификаторов Zotero обращается к соответствующим онлайновым каталогам и загружает полное библиографическое описание необходимого пользователю объекта.
3. Ручной режим. Для упрощения этого процесса предлагается подборка встроенных шаблонов описания для различного типа контента (книга, статья, патент, карта и т. д.).
К записи в базе может быть присоединен широкий спектр типов файлов: электронные книги и отдельные документы, веб-страницы, мультимедиа-файлы, изображения и многое другое. Прикрепить любые из них можно с помощью контекстного меню.
Особый вид объектов Zotero – это текстовые заметки, которые можно набирать во встроенном редакторе, поддерживающем базовые возможности форматирования. Такие заметки могут быть присоединены к уже существующей в базе записи, а также сохранены сами по себе.
Zotero сохраняет как ссылки на веб-страницы, так и страницы целиком. Кроме того, поддерживается функция автоматического формирования библиографических описаний и списков источников, которые можно использовать в своих научных работах.
Информационные менеджеры
Информационные менеджеры или личные информационные менеджеры - класс программ, которые помогают управлять коллекциями записей. Данный класс программ способен:
· вести базы данных ссылок;
· принимать разные типы записей;
· обеспечивать возможность хранения своих личных документов на базе удаленных компьютеров;
· обеспечивать доступ к записям тем, с кем пользователь решил поделиться своими записями.
Хранение личных записей на удаленных компьютерах имеет важное преимущество - записи доступны всегда и независимо от того места, где в данный момент находится человек, поскольку он может воспользоваться и своей почтой, и своими закладками, и своими документами.
Система удаленного хранения аннотированных закладок позволяет хранить и публиковать закладки пользователя на нескольких серверах.
Русскоязычные пользователи сервиса "Закладки Яндекса" имеют возможность хранить коллекцию своих аннотированных ссылок на сетевых ресурсах. Состояние ссылок в пользовательском каталоге автоматически регулярно проверяется и пользователю сообщается об изменении или исчезновении страниц, на которые были сделаны ссылки.
Более развитой по количеству пользователей и по своим возможностям является система аннотированных закладок Delicious(http://del.icio.us). Delicious имеет механизм классификации закладок по категориям. Размещая очередную запись в своей сетевой коллекции ссылок, можно указать одну или несколько категорий, к которым относится данная закладка и в дальнейшем просматривать отдельные категории закладок или вести поиск внутри нескольких категорий. Можно добавить закладку на любую веб-страницу, указав интернет-адрес, название закладки, её краткое описание и метки.
Для организации закладок на сайте используется неиерархическая система меток. Закладке может быть присвоена произвольная метка, а также несколько меток. Выбирая определённую метку или группу меток, предоставляется возможность просмотреть список закладок с этими метками. Кроме того, для каждой закладки обеспечен просмотр списка своих меток, родственных меток, а также списка меток, присвоенных ей другими пользователями. Это позволяет отслеживать последние тренды Интернета. Закладки других пользователей можно читать с помощью RSS-ленты и при желании добавлять в свои. По умолчанию все сохранённые закладки доступны для публичного просмотра, хотя можно отметить закладки как приватные.
Информационные базы данных
Объем и разнородность информации, с которой приходится иметь дело исследователям, требует применения информационных баз данных, благодаря чему может значительно уменьшиться размер файлов, и упростится их поиск. Для этого используется специальные средства. Например, myBaseDesktop - приложение, позволяющее создать базу данных, содержащую разнообразную информацию, и обладающее широкими возможностями по их редактированию. Благодаря использованию древовидной структуры размещения данных обеспечивается простая и удобная навигация по имеющимся данным. Инструментарий поиска снабжен многочисленными параметрами. Информация, расположенная в базе данных, сжимается встроенным ZIP-упаковщиком. При необходимости в просмотре баз ы данных на компьютере, где отсутствует установленное приложение myBaseDesktop, можно конвертировать файл в формат exe, который легко открыть на любом устройстве. Также myBaseDesktop поддерживает возможность редактирования файлов формата RTF и HTML.
Другим распространенным приложением для создания древовидных баз данных является UltraRecall (http://www.software4pc.ru/search/ultra-recall), которая наряду с обычными функциями обеспечивает совместимость со многими другими программами, связанными с представлением и обработкой информации. Отличительными чертами UltraRecall являются мощность, простота и разнообразие функций.
Контрольные вопросы
1. Какие приемы можно использовать для выбора направления прикладных исследований и темы исследовательской работы?
2. Какой состав информационных элементов используется для формулирования темы исследовательских работ, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика"? Приведите примеры.
3. На какие виды подразделяются информационные издания?
4. Определите назначение и функции библиографических и реферативных изданий. Приведите примеры реферативных журналов.
5. Какое количество информационных источников рекомендуется использовать при написании выпускной квалификационной работы бакалавра (магистерской диссертации)?
6. Какие типы индивидуальных баз данных рекомендуется использовать при подготовке исследовательской работы?
7. Определите назначение и приведите примеры библиографических программ.
8. Определите назначение и функциональные возможности программ класса "Информационные менеджеры".
9. Приведите примеры программ для создания специализированных баз данных.
Задания
Задание 3.1.