Теоретическая база, методологические основы и методы исследования
В основе любого исследовательского процесса лежат определенные концепции, идеи, теории, методологические принципы, подходы, а также комплекс применяемых методов и методик. Для качественного выполнения работы и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика. Указанный понятийный аппарат приведен на рис. 2.5.
Рис. 2.5.Взаимосвязь понятий методология, метод и методика
Теоретическую базу работ, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", составляют концепции, идеи, теории, которые выдвинуты авторами:
· основополагающих и современных научных трудов в области информатики, информационных технологий, экономики и менеджмента;
· исследований консалтинговых и аналитических агентств, ИТ-компаний;
· современных научно-практических публикаций в рассматриваемой предметной области.
При описании теоретической базы исследования следует привести те положения, идеи, концепции, теории, на которые опирается исследование, и сопроводить каждый выделенный компонент указанием авторов научных трудов и других работ. Для этого рекомендуется использовать схему, представленную на рис. 2.6.
Рис. 2.6.Схема описания теоретической базы исследования
Методологической основой исследования являются те методологические принципы, приемы и подходы, на которых базируется проведение исследования. Описание методологической основы исследования обычно начинается словами: "Основой методологии исследования является подход…., а также принципы……..."
Теоретическая база и методологические основы исследования излагаются во введении письменной работы.
Пример описания теоретической и методологической базы магистерской диссертации на тему "Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии"
Теоретическую базу исследования составляют концепция ИТ-аутсорсинга, рассмотренная в трудах таких российских и зарубежных авторов, как П. Готтштальк, Д.Хейвуд, Х.Солли-Сетер, Э. Спарроу, С. О.Календжян, Д.М.Михайлов, а также основополагающие принципы организации и планирования перехода к модели ИТ-аутсорсинга, изложенные в работах Р. Аалдерса, Е. Г.Аксенова, И.Г. Альтшулера, С. Клементса, М. Доннелана.
Основой методологии исследования являются отдельные элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии исследования объектов изучения в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Успешность выполнения работы во многом определяется правильностью выбора совокупности методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи и достичь цели. Применение в исследовании тех или иных методов должно быть обоснованным, методы должны дополнять друг друга, быть взаимосвязанными и объединенными на основе принципов системности. Выбранная совокупность методов исследования является уникальной для каждого исследования.
В научной литературе существует множество различных классификаций методов исследования по различному основанию, например, выделяют:
· экспериментальные методы, методы обработки эмпирических данных, методы построения научных теорий и их проверки, методы изложения научных результатов;
· всеобщие (философские), общенаучные и специальные (конкретно-научные) методы;
· методы качественного и количественного изучения реальности.
Классификация методов исследования по степени общности и широте применения приведена на рис. 2.7.
Рис. 2.7.Классификация методов научного исследования
В научном познании выделяют эмпирические и теоретические исследования.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект исследования и опирается на данные наблюдения и эксперимента. В его задачи входит сбор, накопление и первичная обработка данных опыта, фиксация фактов, внешних общих признаков исследуемых объектов.
В теоретическом исследовании центральное место занимает деятельность, связанная с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки, работа с различными концепциями и моделями.
Оба этих вида исследования взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.
В соответствии с видом научно-познавательной деятельности общенаучные методы обычно делят на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования, методы, используемые как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании (см. рис. 2.8).
Рис. 2.8.Классификация общенаучных методов исследования
В научной и научно-методической литературе (например, 1, 4, 6, 7, 12) подробно рассматриваются общенаучные методы исследования.
Краткий обзор общенаучных методов исследования, наиболее часто применяемых при написании исследовательских работ, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", приведен ниже.
Наблюдение – это метод научного познания, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Под наблюдением за исследуемыми объектами понимается сбор данных посредством регистрации событий, действий, а также их предварительное описание. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов. Наблюдение применяется, когда вмешательство в естественное течение процесса не допустимо.
Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. При этом должно выполняться два основных требования:
1. Сравниваться должны только те предметы и явления, между которыми может существовать определенная объективная общность
2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.
Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины путем её сравнения с эталоном.
Эксперимент представляет собой процесс изучения объекта (явления) в специально созданных, управляемых условиях и позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства, устанавливать их зависимость от внешних воздействий.
Восхождение от абстрактного к конкретному – согласно данному методу, мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении. В этом случае процесс познания разбивается на два этапа:
· На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект разделяется, описывается при помощи суждений и понятий, превращается в совокупность зафиксированных мышлением абстракций.
· Второй этап – это восхождение от абстрактного к конкретному. Происходит переход от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. Исходная целостность объекта восстанавливается во всей многогранности, но уже в мышлении.
Идеализация – это мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности.
Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме какого-либо искусственного языка.
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.
Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных связей, свойств, отношений и выделении сторон предметов, явлений, интересующих исследователя.
Анализ представляет собой разложение целого на составные части, т.е. выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого.
Синтез - метод научного познания, который состоит в объединении отдельных частей предмета в единое целое.
Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей.
Аналогия является методом научного познания, в котором знание о предметах и явлениях приобретается на основании того, что они имеют сходства с другими.
Индукция - умозаключение от частного к общему, когда на основании знания об отдельных предметах класса формулируется общий вывод о классе в целом.
Дедукция - умозаключение от общего к частному, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях. Модель должна соответствовать объекту познания в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта. Моделирование может быть предметным, физическим, знаковым, математическим, логическим и др. В силу многозначности понятия "модель" в науке и технике существуют различные подходы к классификации видов моделирования. В научных работах, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", часто применяется:
· имитационное моделирование,
· моделирование бизнес-процессов,
· математическое моделирование,
· статистическое моделирование,
· экономико-математическое моделирование.
Обобщение - определение общего понятия, в котором находит отражение основное, характеризующее объекты данного класса.
В исследованиях, выполняемых в учебном процессе, широко используются как общенаучные методы исследования, адаптированные к конкретному исследованию, так и специальные методы, которые определяются характером предмета исследования, поставленными целью и задачами.
Например, в работах, связанных с обоснованием выбора наиболее подходящих ИТ-решений для информационной системы предприятия наряду с общенаучными методами (кабинетное исследование, анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение, формализация, моделирование) применяются такие специальные методы исследования, как:
· методы многоцелевого анализа;
· метод полуматриц;
· метод анализа иерархий;
· метод дерева решений;
· метод экспертных оценок;
· методы оценки затрат ИТ-проектов;
· методы оценки рисков.
Описание используемых методов исследования (в виде перечисления) приводится во введении письменной работы.
В совокупности использованные методы исследования обуславливают достоверность анализа и выводов, полученных в выполненной работе.
Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании теоретической базы, методологических основ и методов исследованияприведены в таблице 2.8.
Таблица 2.8. Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании теоретической базы, методологических основ и методов исследования | |
Группа ошибок | Примеры |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании теоретической базы и методологических основ | · Описание теоретической базы и методологических основ отсутствует. · Описание теоретической базы подменено перечислением авторов научных работ, основные концепции и теории не приведены. · Приведенная теоретическая база и методологические основы не соответствуют поставленной цели и задачам исследования |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании методов исследования | · Методы исследования подменены задачами исследования. · Не рассмотрены общенаучные методы исследования. · Приведенный перечень методов исследования не соответствует поставленным задачам |
Научная новизна
В Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 №74, дается основное содержательное представление о научной новизне докторских и кандидатских диссертаций:
"Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.
Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать основные научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.
В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов"9.
Таким образом, под научной новизной результатов понимаются теоретические положения, которые сформулированы и обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись.
Наиболее распространенными формами результатов исследований в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" являются следующие:
· тенденции, закономерности;
· принципы, правила;
· формализованное описание, математические модели;
· способы, подходы, методики;
· научно-обоснованные требования, характеристики, критерии, показатели, проектные решения;
· модели бизнес-процессов;
· алгоритмы;
· инструментальные средства;
· учебно-методические комплексы;
· научно-обоснованные рекомендации;
· положения, регламенты, инструкции, планы.
Новые знания, получаемые в большинстве магистерских диссертаций по направлению подготовки "Бизнес-информатика", относятся к области прикладных исследований. Часто они связаны с обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций; адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем; распространением применения или комплексным использованием известных в экономический теории и/или теории менеджмента методов и подходов на сферу ИТ-проектов.
Следует отметить, что требования к магистерским диссертациям ниже, чем к кандидатским, а тем более докторским диссертациям. Поэтому для магистерских диссертаций достаточно наличия в ней элементов научной новизны. Их количество в регламентирующих документах не оговаривается. В специальной литературе можно найти предложения по наличию двух пунктов научной новизны для магистерских диссертаций10.
Как правило, в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" элементы научной новизны представляют собой:
· новый объект исследования;
· применение известного метода к новому объекту исследования;
· применение нового метода к известному объекту исследования;
· постановку известных проблем или задач в новых условиях;
· новые следствия из известных теоретических положений в новых условиях;
· новые или усовершенствованные архитектуры, принципы разработки, модели, методологии, методы решения, методики, технологии, алгоритмы, средства, критерии, показатели.
Элементы научной новизны составляют основу магистерской диссертации и отличают её от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку свидетельствуют о том, что выпускник обладает необходимыми компетенциями в области производства новых знаний.
Элементы научной новизны должны быть четко и аргументировано изложены в виде совокупности научных/научно-методических положений и обобщений и оценены в сравнении с известными научными результатами других авторов в данной области. Для этого в процессе исследования необходимо изучить и проанализировать лучшие практики, известные научные достижения, научные труды, аналитические исследования по выбранной проблематике.
Формулируя элементы научной новизны, необходимо соотнести их с поставленными задачами, т.е. указать, что выявлено, определено, обосновано, разработано, показать сущность нового результата и его отличие от ранее известных. Например, отличительными признаками элементов научной новизны модели могут быть новые ограничения и допущения, применение модели в новой предметной области, введение новых элементов, блоков, взаимосвязей.
Описание элементов научной новизны рекомендуется проводить по схеме, представленной на рис. 2.9.
Рис. 2.9.Схема описания элементов научной новизны
Пример описания элементов научной новизны приведен в таблице 2.9.
Таблица 2.9. Пример описания элементов научной новизны в магистерской диссертации по направлению подготовки "Бизнес-информатика" | |
Тема | Описание элементов научной новизны |
Оценка степени зрелости российского рынка ИТ-консалтинга | Предложен подход к оценке степени зрелости рынка ИТ-консалтинга, отличительными особенностями которого является применение в качестве основы оценки собственного набора критериев, учитывающего специфику рынка ИТ-услуг, и подходов, используемых в портфельном анализе для определения уровня развития рынка |
Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании элементов научной новизны, приведены в таблице 2.10.
Таблица 2.10. Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны | |
Группа ошибок | Примеры |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны | · Описание элементов научной новизны размыто, элементы явно не выделены. · В описании элементов научной новизны отсутствуют отличительные признаки. · Элементы научной новизны работы не имеют непосредственного отношения к заявленной теме. · Элементы научной новизны подменяются результатами практического характера |