Теоретическая база, методологические основы и методы исследования

В основе любого исследовательского процесса лежат определенные концепции, идеи, теории, методологические принципы, подходы, а также комплекс применяемых методов и методик. Для качественного выполнения работы и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика. Указанный понятийный аппарат приведен на рис. 2.5.

Теоретическая база, методологические основы и методы исследования - student2.ru


Рис. 2.5.Взаимосвязь понятий методология, метод и методика

Теоретическую базу работ, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", составляют концепции, идеи, теории, которые выдвинуты авторами:

· основополагающих и современных научных трудов в области информатики, информационных технологий, экономики и менеджмента;

· исследований консалтинговых и аналитических агентств, ИТ-компаний;

· современных научно-практических публикаций в рассматриваемой предметной области.

При описании теоретической базы исследования следует привести те положения, идеи, концепции, теории, на которые опирается исследование, и сопроводить каждый выделенный компонент указанием авторов научных трудов и других работ. Для этого рекомендуется использовать схему, представленную на рис. 2.6.

Теоретическая база, методологические основы и методы исследования - student2.ru


Рис. 2.6.Схема описания теоретической базы исследования

Методологической основой исследования являются те методологические принципы, приемы и подходы, на которых базируется проведение исследования. Описание методологической основы исследования обычно начинается словами: "Основой методологии исследования является подход…., а также принципы……..."

Теоретическая база и методологические основы исследования излагаются во введении письменной работы.

Пример описания теоретической и методологической базы магистерской диссертации на тему "Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии"

Теоретическую базу исследования составляют концепция ИТ-аутсорсинга, рассмотренная в трудах таких российских и зарубежных авторов, как П. Готтштальк, Д.Хейвуд, Х.Солли-Сетер, Э. Спарроу, С. О.Календжян, Д.М.Михайлов, а также основополагающие принципы организации и планирования перехода к модели ИТ-аутсорсинга, изложенные в работах Р. Аалдерса, Е. Г.Аксенова, И.Г. Альтшулера, С. Клементса, М. Доннелана.

Основой методологии исследования являются отдельные элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии исследования объектов изучения в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Успешность выполнения работы во многом определяется правильностью выбора совокупности методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи и достичь цели. Применение в исследовании тех или иных методов должно быть обоснованным, методы должны дополнять друг друга, быть взаимосвязанными и объединенными на основе принципов системности. Выбранная совокупность методов исследования является уникальной для каждого исследования.

В научной литературе существует множество различных классификаций методов исследования по различному основанию, например, выделяют:

· экспериментальные методы, методы обработки эмпирических данных, методы построения научных теорий и их проверки, методы изложения научных результатов;

· всеобщие (философские), общенаучные и специальные (конкретно-научные) методы;

· методы качественного и количественного изучения реальности.

Классификация методов исследования по степени общности и широте применения приведена на рис. 2.7.

Теоретическая база, методологические основы и методы исследования - student2.ru


Рис. 2.7.Классификация методов научного исследования

В научном познании выделяют эмпирические и теоретические исследования.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект исследования и опирается на данные наблюдения и эксперимента. В его задачи входит сбор, накопление и первичная обработка данных опыта, фиксация фактов, внешних общих признаков исследуемых объектов.

В теоретическом исследовании центральное место занимает деятельность, связанная с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки, работа с различными концепциями и моделями.

Оба этих вида исследования взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

В соответствии с видом научно-познавательной деятельности общенаучные методы обычно делят на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования, методы, используемые как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании (см. рис. 2.8).

Теоретическая база, методологические основы и методы исследования - student2.ru


Рис. 2.8.Классификация общенаучных методов исследования

В научной и научно-методической литературе (например, 1, 4, 6, 7, 12) подробно рассматриваются общенаучные методы исследования.

Краткий обзор общенаучных методов исследования, наиболее часто применяемых при написании исследовательских работ, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", приведен ниже.

Наблюдение – это метод научного познания, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Под наблюдением за исследуемыми объектами понимается сбор данных посредством регистрации событий, действий, а также их предварительное описание. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов. Наблюдение применяется, когда вмешательство в естественное течение процесса не допустимо.

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. При этом должно выполняться два основных требования:

1. Сравниваться должны только те предметы и явления, между которыми может существовать определенная объективная общность

2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины путем её сравнения с эталоном.

Эксперимент представляет собой процесс изучения объекта (явления) в специально созданных, управляемых условиях и позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства, устанавливать их зависимость от внешних воздействий.

Восхождение от абстрактного к конкретному – согласно данному методу, мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении. В этом случае процесс познания разбивается на два этапа:

· На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект разделяется, описывается при помощи суждений и понятий, превращается в совокупность зафиксированных мышлением абстракций.

· Второй этап – это восхождение от абстрактного к конкретному. Происходит переход от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. Исходная целостность объекта восстанавливается во всей многогранности, но уже в мышлении.

Идеализация – это мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности.

Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме какого-либо искусственного языка.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.

Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных связей, свойств, отношений и выделении сторон предметов, явлений, интересующих исследователя.

Анализ представляет собой разложение целого на составные части, т.е. выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого.

Синтез - метод научного познания, который состоит в объединении отдельных частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей.

Аналогия является методом научного познания, в котором знание о предметах и явлениях приобретается на основании того, что они имеют сходства с другими.

Индукция - умозаключение от частного к общему, когда на основании знания об отдельных предметах класса формулируется общий вывод о классе в целом.

Дедукция - умозаключение от общего к частному, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование - исследование объектов познания на их моделях. Модель должна соответствовать объекту познания в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта. Моделирование может быть предметным, физическим, знаковым, математическим, логическим и др. В силу многозначности понятия "модель" в науке и технике существуют различные подходы к классификации видов моделирования. В научных работах, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", часто применяется:

· имитационное моделирование,

· моделирование бизнес-процессов,

· математическое моделирование,

· статистическое моделирование,

· экономико-математическое моделирование.

Обобщение - определение общего понятия, в котором находит отражение основное, характеризующее объекты данного класса.

В исследованиях, выполняемых в учебном процессе, широко используются как общенаучные методы исследования, адаптированные к конкретному исследованию, так и специальные методы, которые определяются характером предмета исследования, поставленными целью и задачами.

Например, в работах, связанных с обоснованием выбора наиболее подходящих ИТ-решений для информационной системы предприятия наряду с общенаучными методами (кабинетное исследование, анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение, формализация, моделирование) применяются такие специальные методы исследования, как:

· методы многоцелевого анализа;

· метод полуматриц;

· метод анализа иерархий;

· метод дерева решений;

· метод экспертных оценок;

· методы оценки затрат ИТ-проектов;

· методы оценки рисков.

Описание используемых методов исследования (в виде перечисления) приводится во введении письменной работы.

В совокупности использованные методы исследования обуславливают достоверность анализа и выводов, полученных в выполненной работе.

Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании теоретической базы, методологических основ и методов исследованияприведены в таблице 2.8.

Таблица 2.8. Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании теоретической базы, методологических основ и методов исследования
Группа ошибок Примеры
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании теоретической базы и методологических основ · Описание теоретической базы и методологических основ отсутствует. · Описание теоретической базы подменено перечислением авторов научных работ, основные концепции и теории не приведены. · Приведенная теоретическая база и методологические основы не соответствуют поставленной цели и задачам исследования
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании методов исследования · Методы исследования подменены задачами исследования. · Не рассмотрены общенаучные методы исследования. · Приведенный перечень методов исследования не соответствует поставленным задачам

Научная новизна

В Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 №74, дается основное содержательное представление о научной новизне докторских и кандидатских диссертаций:

"Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать основные научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов"9.

Таким образом, под научной новизной результатов понимаются теоретические положения, которые сформулированы и обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись.

Наиболее распространенными формами результатов исследований в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" являются следующие:

· тенденции, закономерности;

· принципы, правила;

· формализованное описание, математические модели;

· способы, подходы, методики;

· научно-обоснованные требования, характеристики, критерии, показатели, проектные решения;

· модели бизнес-процессов;

· алгоритмы;

· инструментальные средства;

· учебно-методические комплексы;

· научно-обоснованные рекомендации;

· положения, регламенты, инструкции, планы.

Новые знания, получаемые в большинстве магистерских диссертаций по направлению подготовки "Бизнес-информатика", относятся к области прикладных исследований. Часто они связаны с обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций; адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем; распространением применения или комплексным использованием известных в экономический теории и/или теории менеджмента методов и подходов на сферу ИТ-проектов.

Следует отметить, что требования к магистерским диссертациям ниже, чем к кандидатским, а тем более докторским диссертациям. Поэтому для магистерских диссертаций достаточно наличия в ней элементов научной новизны. Их количество в регламентирующих документах не оговаривается. В специальной литературе можно найти предложения по наличию двух пунктов научной новизны для магистерских диссертаций10.

Как правило, в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" элементы научной новизны представляют собой:

· новый объект исследования;

· применение известного метода к новому объекту исследования;

· применение нового метода к известному объекту исследования;

· постановку известных проблем или задач в новых условиях;

· новые следствия из известных теоретических положений в новых условиях;

· новые или усовершенствованные архитектуры, принципы разработки, модели, методологии, методы решения, методики, технологии, алгоритмы, средства, критерии, показатели.

Элементы научной новизны составляют основу магистерской диссертации и отличают её от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку свидетельствуют о том, что выпускник обладает необходимыми компетенциями в области производства новых знаний.

Элементы научной новизны должны быть четко и аргументировано изложены в виде совокупности научных/научно-методических положений и обобщений и оценены в сравнении с известными научными результатами других авторов в данной области. Для этого в процессе исследования необходимо изучить и проанализировать лучшие практики, известные научные достижения, научные труды, аналитические исследования по выбранной проблематике.

Формулируя элементы научной новизны, необходимо соотнести их с поставленными задачами, т.е. указать, что выявлено, определено, обосновано, разработано, показать сущность нового результата и его отличие от ранее известных. Например, отличительными признаками элементов научной новизны модели могут быть новые ограничения и допущения, применение модели в новой предметной области, введение новых элементов, блоков, взаимосвязей.

Описание элементов научной новизны рекомендуется проводить по схеме, представленной на рис. 2.9.

Теоретическая база, методологические основы и методы исследования - student2.ru


Рис. 2.9.Схема описания элементов научной новизны

Пример описания элементов научной новизны приведен в таблице 2.9.

Таблица 2.9. Пример описания элементов научной новизны в магистерской диссертации по направлению подготовки "Бизнес-информатика"
Тема Описание элементов научной новизны
Оценка степени зрелости российского рынка ИТ-консалтинга Предложен подход к оценке степени зрелости рынка ИТ-консалтинга, отличительными особенностями которого является применение в качестве основы оценки собственного набора критериев, учитывающего специфику рынка ИТ-услуг, и подходов, используемых в портфельном анализе для определения уровня развития рынка

Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании элементов научной новизны, приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10. Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны
Группа ошибок Примеры
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны · Описание элементов научной новизны размыто, элементы явно не выделены. · В описании элементов научной новизны отсутствуют отличительные признаки. · Элементы научной новизны работы не имеют непосредственного отношения к заявленной теме. · Элементы научной новизны подменяются результатами практического характера

Наши рекомендации