Уровень и адекватность самооценки

Уровень СО+ СО- Адекватность самооценки
Высокий 1-0,76 0-0,25 неадекватная, завышенная
Средний 0,75-0,51 0,26-0,49 адекватная с тенденцией к завышению
0,5 0,5 адекватная
0,49-0,26 0,51-0,75 адекватная с тенденцией к занижению
Низкий 0,25-0 0,76-1 неадекватная, заниженная

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать величину полученного коэффициента и количество эталонных качеств. Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Уровень самооценки по "положительному" и "отрицательному" множеству у некоторых испытуемых может не совпадать, может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов.Уровень и адекватность самооценки определяются как отношение между "Я" идеальным и "Я" реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки или незнанием их.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования самооценки важную роль играет:

1. Сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я". Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку.

2. Интериоризация оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева.

Самоанализ по результатам теста: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест 5 «Исследование уровня притязаний»

Инструкция. Задание выполняется как тест на моторную координацию. Вам предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями. Необходимо проставить крестики (х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время.

Перед началом работы подумайте и впишите в верхнюю большую ячейку I прямоугольника количество квадратов, которое Вы сможете заполнить за 10 сек. После пробы, заканчивающейся по завершению 10 сек., подсчитайте количество проставленных элементов и отметьте его в нижней большой ячейке I прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей и четвертой время выполнения задания уменьшается до 8 сек.

I

                 
                 
                 
 
 

II

                 
                 
                 
 
 

III

                 
                 
                 
 
 

IV

                 
                 
                 
 
 

Анализ результатов. В данной методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, т.е. по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД):

ЦО = Уровень и адекватность самооценки - student2.ru

Исследование позволяет выявить Ваш уровень и адекватность (реалистичность) притязаний. Уровень притязаний представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека.

Стандарты для определения уровня и адекватности притязаний:

ЦО = 5 и более. Высокий реалистичный уровень притязаний сочетается у человека с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

ЦО = 3-4,99.Высокий нереалистичный уровень притязаний сопровождается фрустрацией и требовательностью к окружающим. Такие люди испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

ЦО = 1-2,99. Умеренный уровень характерен для людей самоуверенных, общительных, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.

ЦО = –1,49-0,99. Низкий уровень притязаний зависит от установки на неудачу. У таких людей часто бывают неясными планы на будущее. Они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность.

ЦО = –1,5 и ниже.Неадекватность уровня притязаний может приводить к неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

Самоанализпорезультатамтеста: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТемЕ «Познавательные процессы личности»

Восприятие

Тест6 : Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С.Ефремцева)

Просто отвечайте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.

1. Мне нравится смотреть на небо.

2. Я периодически что-то напеваю.

3. Я ношу лишь ту одежду, в которой мне удобно, никакая мода не заставит меня надеть одежду, в которой мне не комфортно.

4. Я люблю бани и сауны.

5. Выбирая машину, я обязательно обращаю внимание на ее цвет.

6. Я прекрасно распознаю знакомых людей по их шагам, всегда могу определить, кто вошел в комнату, даже если и не вижу этого.

7. Я умею разговаривать голосами других людей.

8. Я уделяю много внимания своей внешности.

9. Мне нравится массаж.

10. Я люблю рассматривать прохожих.

11. Я испытываю постоянную потребность в движении.

12. Приобретая одежду, я могу, лишь бросив на нее беглый взгляд, понять, подойдет она мне или нет.

13. Если я слышу старую песню, то немедленно вспоминаю прошлое.

14. Я часто совмещаю еду и чтение.

15. Я люблю болтать по телефону.

16. Я быстро полнею.

17. Чтению я предпочитаю аудиокниги.

18. После физической нагрузки или стресса я еще долго чувствую скованность и напряжение.

19. Люблю делать фотографии.

20. Я надолго запоминаю слова людей.

21. Мне нравится приобретать букеты, даже если я не собираюсь их кому-то дарить.

22. Я люблю принимать горячую ванну.

23. Я тщательно планирую свой день, записываю в еженедельник все, что надо успеть сделать.

24. Я часто разговариваю сам с собой, когда один.

25. Мне сложно прийти в себя после того, как я провел много времени в поезде или самолете.

26. Я могу узнать многое о человеке только по его голосу.

27. Я формирую мнение о человеке по тому, как он одет.

28. Утром я долго потягиваюсь, иначе просто не могу подняться.

29. Если кровать неудобная, я не могу уснуть.

30. Мне очень сложно найти себе по-настоящему удобную обувь.

31. Я люблю смотреть кино и телевизор, посещать театр.

32. У меня прекрасная память на лица.

33. Я люблю шум дождя.

34. Я умею и люблю слушать людей.

35. Мне нравиться много двигаться, танцевать, заниматься фитнесом.

36. Я не могу спать под тиканье часов.

37. Я не могу жить без своей аудиоаппаратуры.

38. При звуках музыки ноги сами идут в пляс.

39. Я люблю осматривать различные достопримечательности, часто бываю на экскурсиях.

40. Терпеть не могу беспорядка.

41. Не могу носить одежду из ненатуральных тканей.

42. Мне очень важно освещение в доме.

43. Я часто бываю на концертах.

44. Рукопожатие позволяет мне многое узнать о человеке.

45. Я часто бываю в музеях и на выставках.

46. Я люблю вести дискуссии.

47. Мне кажется, что прикосновения нередко более информативны, чем слова.

48. Я не могу работать или читать, когда кругом шумят.

Анализ результатов:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит зрительный канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит слуховой канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит канал ощущений.

Если у вас наблюдается приблизительно равное число положительных ответов по всем трем группам, то вас можно поздравить – вы очень гармонично развитый человек. А вот если в какой-либо группе вам не удалось набрать восемь ответов «да», то это указывает на недоразвитие данного канала восприятия.

Самоанализ по результатам теста: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест 7 «Избирательность внимания» (Г. Мюнстерберга)

Цель: оценить уровень избирательности внимания.

Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время работы фиксируется с помощью секундомера.

Пример: пюклбюсрадостьуфрнкп

Бланк:

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

Оценка результатов. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу (таблица 3).

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

Таблица 3

Шкала оценок

Время (в с.) Балл Уровень избирательности внимания Время (в с.) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более I низкий 150-159 II средний
240-249 I низкий 140-149 II средний
230-239 I низкий 130-139 II средний
220-229 I низкий 120-129 II средний
210-119 I низкий 110-119 III высокий
200-209 I низкий 100-109 III высокий
190-199 I низкий 90-99 III высокий
180-189 II средний 80-89 III высокий
170-179 II средний 70-79 III высокий
160-169 II средний 60-69 III высокий
      Менее 60 IV очень высокий

Самоанализ по результатам теста: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации