Общее представление о восприятии, определение, виды , свойства.
Восприятие - это:
1.субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
2.процесс формирования этого образа. Иногда термином «восприятие» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.
Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Как образ, восприятие - это непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
Как процесс, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука и т.д.
Воспринимающие органы относятся к группам интеро-, проприо-, и экстерорецепторов, а последняя группа, в свою очередь, распадается на две подгруппы:
• контактные рецепторы (осязание, вкус);
• дистантные рецепторы (обоняние, зрение, слух).
реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Воспринимает ли человек окружающие его вещи дома, на улице, деревья и травы в лесу, людей, с которыми общается, картины, которые рассматривает, книги, которые читает, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, оно опирается на совместную работу органов чувств, на синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем сюда наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения мы превращаем изолированные ощущения в целостное восприятие, переходим от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
На самом деле процесс восприятия (или отражения целых предметов или ситуаций) гораздо сложнее:
а) он требует выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т. п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных признаков;
б) он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если в процессе такого сопоставления гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета, и процесс восприятия предмета завершается. Если в результате сопоставления согласованности гипотезы с реально доходящей до субъекта информацией не возникает, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не придет к нужному решению, иначе говоря, пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.
При восприятии знакомых предметов (стакана, бутылки, стола) этот процесс узнавания предмета происходит очень быстро, и человеку достаточно объединить два — три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов процесс их узнавания оказывается гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах.
Таким образом, полное восприятие предмета возникает как результат сложной аналитико — синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.
Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием.
Легко видеть, что восприятие является сложным и активным процессом, требующим иногда значительной аналитико — синтетической работы.
Сложный активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения.
1. Прежде всего, процесс информации ни в какой мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры головного мозга тех возбуждений, которые возникают в периферических воспринимающих приборах (кожа, глаза, ухо). В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих существенную роль в том, чтобы установить наиболее существенные особенности звукового потока. Мы еще встретимся с этим исходным положением при анализе различных частных видов восприятия. Поэтому процесс восприятия правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцепторную) деятельность субъекта.
2. Далее, процесс восприятия тесно связан со следующим:
а) оживлением следов прежнего опыта;
б) сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями;
в) сравнением актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями;
г) выделением существенных признаков;
д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации;
е) синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.
Иначе говоря, воспринимающая (перцепторная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем больше, чем новее и сложнее воспринимаемый предмет. Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределом одной модальности, но включает в свой состав результат совместной работы нескольких органов чувств (анализаторов), в процессе которой сложились представления, сформировавшиеся у субъекта.
3. Наконец, существенным является то обстоятельство, что процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, и в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно регистрирует их признаки. Выделяя и объединяя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, называет их и тем самым глубже познает их свойства и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы и внутренне называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размер, форма, и выделяет основной признак, обозначаемый в названии «часы», — функцию указания времени (часа); одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет его от других близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например от телефона, который имеет также «циферблат» с соответствующими цифрами, но имеет совсем иную функцию). Все это еще раз подтверждает то положение, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению.
Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека приводит к ряду особенностей человеческого восприятия, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.
Первая особенность восприятия состоит в его активном опосредованном характере. Как мы уже упомянули, восприятие человека опосредовано его прежними знаниями, сложившимися из прежнего опыта и представляет собой сложную аналитико — синтетическую деятельность, включающую создание гипотезы о характере воспринимаемого предмета и принятие решения о том, соответствует ли реально воспринимаемый предмет этой гипотезе.
Вторая особенность восприятия человека состоит в его предметном и обобщенном характере. Как мы уже указывали, человек воспринимает не только комплекс доходящих до него признаков, но и оценивает этот комплекс как определенный предмет, не ограничиваясь установлением индивидуальных особенностей этого предмета, но всегда относя этот предмет к определенной категории, воспринимая его как «часы», «стол», «здание», «животное» и т. п. Этот обобщенный характер восприятия развивается с возрастом и умственным развитием, делаясь все отчетливее и отражая воспринимаемый предмет все более глубоко, со все большим числом тех существенных признаков, которые характеризуют предмет, и тех связей и отношений, в которые этот предмет входит.
Третья особенность человеческого восприятия состоит в его постоянстве (константности) и правильности (ортоскопичности). Из нашего опыта с предметом мы получаем достаточно точную информацию о его основных свойствах; мы знаем, что тарелка круглая, коробка спичек прямоугольная, что лилия белая, что мышь маленькая, а лошадь большая.
Естественно, что правильное восприятие сложных предметов зависит не только от того, с какой четкостью работают наши органы чувств, но и от ряда других существенных условий. К ним относятся:
1) прежний опыт субъекта, широта и глубина его представлений;
2) задача, которую он ставит, рассматривая данный предмет;
3) активный, последовательный и критический характер его перцепторной деятельности;
4) сохранность тех активных движений, которые входят в состав воспринимающей деятельности;
5) умение вовремя затормозить догадки о значении воспринимаемого предмета, если они не соответствуют поступающей информации.
На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий.
На высших стадиях развития восприятия взаимоотношений основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей. Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:
1) поиск объекта
2) выделение наиболее характерных ему признаков
3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
Можно так же рассматривать изучение восприятия с разных точек зрения ( с точки зрения объектного подход: где не учитывается особенность субъекта, используется универсальный язык выделяются и описываются элементарные процессы – это ассоционизм, и гештальтпсихология, субъектный подход – субъект активен, процесс решения задач требует средств, влияние прошлого опыта. – здесь бессознательные умозаключения – Гельмгольц, перцептивные гипотезы – Грегори, Брунер – категоризация. С точки зрения субъект-объектногоподхода – экологическая психология Гибсона.)
Двойственная природа перцептивного образа.
С одной стороны, образ восприятия результат чувственного познания – качество объекта (А.Н. Леонтьев – чувственная ткань у каждого своя), с другой стороны - предметен по содержанию.
Леонтьев выделил чувственную ткань и предметное содержание. Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования. Факт состоит в том, что когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении. Когда, например, я бросаю взгляд на ручные часы, то я, строго говоря, не имею образа отдельных признаков этого предмета, их суммы, их "ассоциативного набора". На этом, кстати сказать, и основана критика ассоциативных теорий восприятия. Недостаточно также сказать, что у меня возникает прежде всего картина их формы, как на этом настаивают гештальтпсихологи. Я воспринимаю не форму, а предмет, который есть часы.
Конечно, при наличии соответствующей перцептивной задачи я могу выделить и осознать их форму, отдельные их признаки – элементы, их связи. В противном случае хотя все это и входит в фактуру образа, в его чувственную ткань, но фактура эта может свертываться, стушевываться, замещаться, не разрушая, не искажая предметности образа.
Включенность живых организмов, системы процессов их органов, их мозга в предметный, предметно-дискретный мир приводит к тому, что система этих процессов наделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием, принадлежащим самому предметному миру.
Виды восприятия.
Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестетические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестетические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из одного положения в другое). Особенно велика роль кинестетических ощущений в осязательном восприятии. Большую роль во вкусовом восприятии играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность. Участие речи в восприятии создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния).
Свойства восприятия.
Предметность – выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы определяет предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Он складывается на основе: обобщение знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сводный образ предмета возникает даже когда на человека непосредственно действуют только отдельные части объекта (бархат, мрамор).
Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Человек слушает мелодию, и услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самых отражаемых объектов.
Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщение его в слово. Даже видя незнакомый предмет, мы пытаемся его сравнить, найти сходство со знакомым.
Избирательность – восприятие зависит от индвидуальных различий между людьми и от условий.