Ранговый анализ важности показателей объекта научной информации
Пример
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы
ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин
Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм
ГОСТ 7.32-91 ,,Отчеты о НИР. Структура и правило оформления.”
ГОСТ 2.105-95 ,,EСКД. Общие требования к текстовым документам”
2Инструкции по работе с учебно-методическим пособием
В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указано, что необходимо знать студенту в пределах каждой темы.
В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал темы.
Пример
Литература: [2, с. 3-9], [4, с. 143-162],
где 2 и 4 - порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы.
Вариант контрольного задания выбирается по последним 2-м цифрам шифра зачётной книжки. Если две последних цифры превышают количество вариантов, то для определения варианта нужно отнять от 2-х последних цифр шифра количество вариантов представленных в контрольном задании.
Пример
2-е последние цифры шифра 62. Всего вариантов контрольных заданий - 50. Ваш вариант: 62-50=12.
Допускается иной алгоритм выбора варианта, обеспечивающий правильный выбор варианта студентом по шифру его зачетной книжки.
В разделе «Темы практических занятий» приводятся наименования практических занятий, которые будут проводиться в период лабораторно-экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки.
Аннотации к литературе
1. Основы научных исследований. Сиденко В.М., Грушко ИМ. - Харьков: Вища школа, 1977, - 300 с
Приведены общие сведения о науке., о методах обоснования тем теоретических исследований, о средствах и способах измерений, об анализе и
особенностях оформления результатов исследований. Кратко изложены вопросы планирования и организации научных исследований (НИ). Для студентов технических вузов, аспирантов, научных сотрудников.
2. Основы научных исследовании: Учебник для техн. вузов / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М.: Высш. школа, 1989, - 400с.
Подробно освещены этапы научной исследовательской работы (НИР), включающие выбор направления НИ, поиск, накопление и обработку научной информации, рекомендации по оформлению и внедрению результатов НИР.
3. Закин Я.Х., Рашидов Н.Р. Основы научного исследования ,- Ташкент: Укитувчи, 1981. - 208 с.
Рассматриваются основы исследований в области прикладных наук, основные методы поиска информации; на примерах показывается применение методов исследовании; раскрываются методика и техника измерений, работа датчиков и преобразователей; описываются методы планирования экспериментов с рандомизацией; освещаются вопросы анализа, оформления и внедрения в производство результатов НИР. Для студентов автодорожных и машиностроительных вузов, аспирантов и начинающих
научных работников.
4. Кринецкий И.И. Основы научных исследований: Учебное пособие для вузов. - Kиeв-Одесса: Вища школа. 1981. - 208с.
Рассмотрены основные процессы научных исследований: выбор темы, информационный и научный поиск, внедрение. Изложены методы:
гармонической линеаризации, моделирования, планирования эксперимента и симплексный. Освещены вопросы исследования автоматических систем, обработки полученных данных, оформления материалов и определения эффективности научного поиска. Приведены примеры, поясняющие методику и "технологию" научных исследований
Для студентов вузов, обучающихся по специальностям электронной техники, электроприборостроения и автоматики, а также аспирантов, инженерно-технических и научных работников.
5. Сытник В.Ф. Основы научных исследований. - Киев: Вища школа, -1978 -184с.
В пособии изложены вопросы, связанные с проведением экономико-математических научных исследовании. Описываются основные этапы теоретических и экспериментальных исследований. Рассматриваются положения системного подхода и системного анализа как методологические
основы научных исследований. Производятся методы математического планирования экспериментов, описаны имитационное моделирование экономических систем, метод Монте-Карло, а также методика статистической обработки данных. Даны примеры аналитических и имитационных исследований. Предлагаются рекомендации по оформлению отчета о НИР и подготовке материалов к опубликованию.
Учебное пособие предназначено для студентов экономических и математических специальностей вузов. Методическое пособие полезно для аспирантов и научных работников, занимающихся экономическими и математическими исследованиями.
6. Студенцов В.Н., Чебаков В.Д. Этапы процесса научного исследования. Конспект лекций. - Саратов: СПИ, - 1982. - 32с.
Освещены разделы: "Элементы теории (применительно к химическим экспериментам) случайных величин", "Основные правила построения и оформления научных работ". Дана классификация ошибок опыта и изложен ряд методов вычисления различных ошибок по материалам химических экспериментов без проведения дополнительных опытов.
3 Программа дисциплины ОНИ и ЗИС
В ниже приведенной программе курса ОНИ и ЗИС отражен проблемный характер изучаемых тем. При этом особое внимание обращено на изучение основных положений курса.
Тема 1. Понятие об основных научных исследований
Рассмотрите системную характеристику науки, изучите составные части науки и ее существенные признаки, черты современной науки. Обратите внимание на классификацию научных исследований и структуру самого научного исследования (постановка проблемы, обоснование гипотезы, теоретическое исследование, экспериментальное исследование, анализ и сопоставление результатов, заключительные выводы, освоение результатов).
Литература: [8, 1-9; 6, 4-12].
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите составные части науки.
2. Какие существенные признаки науки?
3. Приведите классификацию научных исследований.
4. В чем сущность структуры научного исследования.
Тема 2. Материалы по проблеме исследования
Рассмотрите этапы исследования проблемы, обратив внимание на поиск источника информации, их критический анализ.
Разберитесь в основных методах теоретического исследования (анализ, синтез, индуктивный, дедуктивный, научное абстрагирование, формализация, метод аналогии и подобия, моделирование).
Литература: [8, 10-15; 3, 14-28].
Вопросы для самопроверки:
1. Как определяется коэффициент конкордации?
2. Охарактеризуйте основные методы теоретического исследования.
3. В чем сущность приближенного моделирования?
Тема 3. Статистические методы в научном исследовании
Обратите внимание на организацию проведения экспериментов и их
обработку. Включите распределение случайной величины и ее характеристики (центр рассеивания, меры колебания, среднеквадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации).
Литература:[8, 16-20; 7, 28-42].
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определения случайной величины.
2. Как рассчитываются частота и частность распределения случайной величины?
3. Как определяется среднеквадратическое отклонение и дисперсия случайной величины?
Тема 4. Законы распределения случайной величины
Изучите теоретические законы случайной величины обрати внимание на ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ в теории вероятности. Рассмотрите математическое ожидание. Разберитесь в Законах нормального распределения, экспоненциального, равномерного, Вейбула, а так же в состоятельности и эффективности оценки распределения генеральной совокупности. Рассмотрите сущность корреляционного анализа и количественную оценку степени взаимной связи случайных величин, а также расчет коэффициента корреляции, линейная, параболическая и другие корреляции.
Литература:[8, 21-34; 2, 240-320].
Вопросы для самопроверки:
1. Как записывается нормальный закон распределения случайных величин ?
2. Как определяется количественная оценка степени взаимной связи (корреляционное отношение)?
3. Как определяется вероятность ошибки выбранной гипотезы?
Тема 5. Оформление результатов научно-исследовательской работы
Рассмотрите формы передачи информации специалистам (отчет о НИР, заявка на изобретения, статья, доклад, сообщение, обзор, реферат, автореферат, монография, диссертация и др. ). Организации, занимающиеся информацией в РФ. Изучите структуру и содержание реферата и отчета по НИР, научный язык при написании отчета. Внедрение результатов НИР.
Литература:[8, 35-45; 4, 185-201].
Вопросы для самопроверки:
1. Виды информации и их использование в НИР.
2. Какова структура и содержание отчета?
3. Каким языком должен быть написан отчет по НИР?
4. Чем обеспечивается результат внедрения научно-исследовательских разработок?
Контрольная работа
Тема контрольной работы: Изучение и обобщение передового опыта эксплуатации подвижного состава.
Как правило, при выполнении контрольной работы студенты изучают и обобщают передовой опыт эксплуатации ПС в АТП.
К этой работе может привлекаться группа студентов. Материалы этих обобщений и на основе этого рекомендации по совершенствованию эксплуатации ПС для проектируемых условий должны быть отражены в контрольной работе.
Обобщают и анализируют передовой опыт на основе системного подхода. Прежде чем приступить к подробному изучению и обобщению передового опыта, необходимо на предварительном этапе оценить его эффективность по фактическим данным.
Если на предварительном этапе эффективность того или иного мероприятия оценивается положительно, приступают к следующему основном этапу - глубокому изучению и обобщению передового опыта. На последнем этапе разрабатывают мероприятия по внедрению передового опыта и осуществляют технико-экономическую, социальную и эргономическую оценку результатов внедрения.
Научная организация использования ПС (на автотранспорте) полеводстве очень многогранна. Она включает в себя мероприятия: а) технические, б) организационные, в) технологические, г) социально-экономические и др.
Изучение и обобщение передового опыта использования ПС начинают со сбора информации. Содержание ее может быть различным: сообщение в печати, устный рассказ участников передового опыта, хронометражные данные, цифровые показатели результатов применения того или иного мероприятия и др.
Для регистрации и обобщения материала можно рекомендовать форму журнала, приведенную в таблице 4.1.
Участие студентов в сборе информации о передовом опыте заключается чаще всего в наблюдении за работой передовика, хронометраже и обработке хронометражных данных по его обработке.
Таблица 4.1 – Форма журнала регистрации материалов по передовому опыту
Хозяйство (подразделение, объединение) | Район, область | Содержание опыта | Источники информации | Краткое содержание и результаты внедрения опыта | Этапы изучения опыта | Заключение | ||
Предварительная оценка | Сбор информации | Оценка эффективности | ||||||
Материалы эти с подробным изложением методики проводившейся работы следует привести в контрольной работе.
Целесообразность передового опыта можно оценивать по комплексному показателю.
Рекомендуется конкретное мероприятие передового опыта оценивать по комплексному показателю, включая в него не только показатели качества, но и затрат:
,
где — значимость оценки i-го показателя; - уровень использования i-го показателя.
При этом значимость оценки определяют из выражения:
,
где n - число критериев оценки; m - ранг показателя.
Для предварительной оценки передового опыта рекомендуется
пользоваться данными, приведенными в таблице 4.2.
В критерий актуальности и перспективности передового опыта входят показатели со следующими оценками их значимости: сроки выполнения работ - 0,14, условия труда - 0,13, закрепление (ликвидация текучести) водителей - 0,12, уменьшение влияния погодных условий - 0,12, совершенствование инженерной службы - 0,12, применимость к новой технике и технологии - 0,12, качество работы - 0,14, социальная значимость -0,11.
Таблица 4.2- Основные критерии для оценки передового опыта на линии работы ПС
Критерий | Ранг, m | Значимость, |
Актуальность и перспективность Повышение производительности Снижение эксплуатационных затрат Снижение затрат рабочего времени Эффективность производства Оценка возможности внедрения | 0,20 0,20 0,13 0,20 0,17 0.10 |
В критерий повышения производительности ПС: объем перевозок -0,31, коэффициент использования времени в наряде - 0,31, коэффициент сменности - 0,23, коэффициент использования автомобилей - 0,15.
В критерий снижения эксплуатационных затрат: затраты на ТО и ремонт - 0,27, затраты на горюче-смазочные и другие материалы - 0,10, заработная плата - 0,27, себестоимость единицы работы - 0,36.
В критерий снижения затрат рабочего времени: затраты рабочего времени водителей - 0,09, затраты рабочего времени обслуживающего персонала - 0,25, затраты рабочего времени управленческого персонала -0,33, объем перевозок на одного водителя - 0,33.
В критерий эффективности транспортного процесса: снижение потерь - 0,50, себестоимость продукции - 0,33.
В критерий оценки возможности внедрения: затраты труда (рабочего времени) - 0,17, затраты средств - 0,22, окупаемость - 0,22, подготовка кадров - 0,11, возможность тиражирования - 0,28.
Применение передового опыта считается эффективным, если относительный обобщенный показатель больше единицы:
,
где — обобщенный индекс результативных показателей передового опыта; — обобщенный индекс тех же показателей до внедрения передового опыта.
Если до внедрения передового опыта невозможно определить показатели, берут показатели других предприятий с аналогичными условиями работы или нормативные (усредненные) значения показателей.
Литература[8, 16-20; 44-47; 10, раздел 12]
5 Задание на контрольную работу
Студент выполняет самостоятельно научно-исследовательскую работу (НИРС) и обрабатывает результаты исследования.
Научно-исследовательская работа студентов имеет важное значение во всей системе обучения студентов. Элементы научных исследований могут быть связанны, с темами проектов, в курсовом и дипломном проектировании.
В соответствии с тематикой курсового или дипломного проектирования в лабораторных и производственных условиях можно выполнять исследования:
1) эксплуатационных параметров режимов и показателей работы отдельных автомобилей, применяемых (предусматриваемых) в проекте:
а) эксплуатационной характеристики подвижного состава (ПС); б) тяговых нагрузочных и мощностных характеристик нового ПС;
в) производительности и эксплуатационных затрат при работе ПС на маршрутах; г) технологических допусков и показателей качества работы ПС и обслуживания пассажиров, клиентуры и др.;
2) влияния на показатели работы подвижного состава:
а) нагрузочных и скоростных режимов работы; б) случайного (вероятностного) характера перевозки; в) квалификации водителей и времени их работы в течение смены (утомляемость); г) различных организационных форм использования ПС на маршрутах и др.
3) влияние на техническое состояние и надежность автомобилей:
а) условий и эксплуатационных режимов работы; б) организационных форм использования ПС; г) срок службы ПС и др.;
4) связанные с оптимизацией перевозок грузов и пассажиров:
а) периодического использования ПС и сроков службы автомобилей;
б) параметров и режимов работы агрегатов автомобилей; в) структуры и выбора ПС; г) организация использования ПС на перевозках и др.;
5) связанные с совершенствованием технологии погрузочно-разгрузочных работ: а) повышением производительности ПС;
б) улучшением качества технологической работы; в) снижением затрат рабочего времени, топлива, энергозатрат, денежных средств;
г) обоснованием эксплуатационных допусков и методов оценки качества работы; д) совершенствованием транспортной работы и др.
6) связанные с разработкой эксплуатационных основ автоматизации:
а) учета и контроля работы автомобилей на линии; б) технологических операций по перевозкам грузов и пассажиров; в) контроля качества обслуживания пассажиров и клиентуры;
7) связанные с детальной и конструкторской разработкой курсового или дипломного проекта — приборов, приспособлений, устройств;
8) связанные с разработкой инженерно-технической службы, системы ПС, средств управления ПС на АТП, эксплуатационной диагностики технического состояния ПС для условий, разрабатываемых (предусматриваемых) в проекте.
Исследовательская работа должна базироваться на новейших достижениях науки и практики, и органически сочетаться с исследовательской работой, выполняемой на кафедре. Значительный объем НИРС может быть выполнен в процессе прохождения студентом производственных и в процессе лабораторно - практических занятий по дисциплине.
При работе над исследованиями ( выборе тематики, подготовке, проведении и обработке материалов экспериментов, теоретических исследований) нужно использовать специальную литературу, данные кафедры и научно-исследовательских учреждений.
При выполнении исследований и обработке экспериментальных данных следует применять методы активного планирования экспериментов (многофакторных исследований), теории массового обслуживания и др. Во всех случаях, когда это возможно, при обработке экспериментальных материалов следует применять ПЭВМ.
Методика статистической обработки экспериментальных данных, рекомендуемая для применения в курсовом и дипломном проектировании по НИРС, приведена ниже.
При исследованиях часто приходится осуществлять массовые расчеты по однотипным выражениям. В этом случае удобно пользоваться графическими изображениями функциональных зависимостей.
Изображение зависимости между двумя переменными называется графиком, между тремя и большим числом переменных - номограммой. Если зависимости между тремя и большим числом переменных изображаются сочетающимися между собой несколькими графиками, их называют сетчатой номограммой. Если такие зависимости изображаются набором соответствующих шкал, их называют номограммой из выровненных точек. Для выявления закономерностей рассматриваемых зависимостей лучше пользоваться сетчатыми номограммами, для массовых расчетов по однотипным выражениям - номограммами из выраженных точек. Построение графиков и сетчатых номограмм не вызывает трудностей при выполнении студентами научных исследований. Построение и пользование номограммами из выраженных точек имеет свои особенности и раскрываются в отчете контрольной работы.
6 Темы практических занятий
6.1 Методы изучения информационного материала.
6.2 Ранговый показатель важности показателей объекта научной информации.
6.3 Исследование статистического давления автомобильного колеса на опорную поверхность.
6.4 Постановка задания научного исследования (НИ) и составление матрицы математического планирования.
6.5 Обработка результатов эксперимента и получения регрессии.
Ниже приведены методические указания к их выполнению и индивидуальные задания.
Объем выполнения практических работ уточняется преподавателем.
Общие положения
Цель работ:закрепление теоретических знаний, получаемых студентами при слушании курса лекций и в процессе самостоятельного изучения некоторых вопросов по научно-технической литературе, а также приобретение практических навыков проведения научных исследований (НИ) с использованием теоретических и экспериментальных методов.
Задачи выполняемых занятий: усвоение приемов научных исследований, ознакомление с теоретическими методами научных исследований на конкретных примерах, с применением ЭВМ в научных исследованиях, практическое освоение правил оформления результатов научно-исследовательских работ (Н И Р).
Методика выполнения
Выполнение всех практических работ является обязательным для студента. Выполнение работ студентом в одиночку недопустимо. Если занятие пропущено по уважительной причине (болезни), то это занятие студент отрабатывает в часы, согласованные с преподавателем, с другой группой (подгруппой) или ему может быть выдано индивидуальное задание, заменяющее выполнение практического занятия. Практическое занятие состоит из трех этапов. Первый этап - до выполнения практической работы студент обязан самостоятельно по литературе (см. список литературы и аннотацию к ней) изучить (повторить) теоретический материал, относящийся к теме практической работы, а также по методическим указаниям ознакомиться с целью, содержанием и методикой выполнения практической работы. Заготовить черновик отчёта с необходимыми таблицами, формулами, указаниями. Для контроля степени готовности следует попытаться ответить на контрольные вопросы, содержащиеся в каждой работе.
Вопросы, на которые ответы не найдены, записать и задать их преподавателю на занятии перед выполнением работы. Второй этап выполняется во время занятий, предусмотренных расписанием: выяснение вопросов, возникших при самостоятельной подготовке, выполнение работы по пунктам задания и указаниям преподавателя. При этом студент должен занести в черновик отчёта необходимые сведения, данные, выполнить необходимые расчеты, зарисовки и т.д. Все данные заносят в таблицы (черновые заготовки). Третий этап: обработка данных, их анализ, при необходимости построение графиков, составление заключения по результатам занятия, окончательное оформление отчета о выполненной работе в чистовом варианте. Отчет по каждому практическому занятию (ПЗ) должен содержать:
- заголовок «Отчет по практическому занятию № ___ »;
- наименование темы занятия;
- указание группы, Ф.И.О. студента, даты;
- краткое описание порядка выполнения работы;
- таблицы или отдельные записи данных и, если необходимо, зарисовки, схемы, расчеты, графики (при построении графиков нанесение экспериментальных точек обязательно);
- заключение о выполненном задания;
- список использованной литературы.
В заключении должно быть указано, что было сделано в работе, что получено студентом, что не удалось сделать и почему, дана оценка результатов выполнения работы.
В списке литературы "указываются полные библиографические данные каждого источника. Примеры библиографической записи приведены ниже (см. "Аннотации к литературе"). Библиографические данные источника можно найти:
• в современной литературе на второй странице титульного листа;
• в старой литературе в начале или в конце книги.
Черновик отчета заготавливается дома до выполнения работы» заполняется на занятии и представляется в конце занятия преподавателю для проверки. Окончательно отчет оформляется начисто после выполнения
работы.
Полностью оформленный отчёт должен быть представлен преподавателю не позднее следующего занятия. Защита отчета по каждому занятию является обязательной и заключается в ответах на вопросы преподавателя по теме занятия. Несвоевременное Представление отчета влияет на успеваемость студента. Зашита отчета считается успешной, если из ответа студента можно заключить, что студент оформил отчет самостоятельно и понимает суть работы, усвоил соответствующий теоретический материал. Отчет и его титульный лист оформляются в соответствии с требованиями СТП КубГТУ на листах формата 210х297.
Министерство и науки образования Российской Федерации
Кубанский государственный технологический университет
Кафедра организации перевозок и дорожного движения
Отчёт
О ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
по дисциплине______________________________________________________
(наименование дисциплины)
Выполнил (а) студент(ка) группы_______________________
_____________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество)
"___" __________ 200 г.
"Зачтено"
Преподаватель________________ Е. Н. Кравченко
"___" __________ 200 г.
Краснодар 2006
Практическое занятие N1
Изучение информационного материала
Цель занятия - ознакомить студентов с этапами и способами ознакомления, чтения и запоминания информационного материала.
Содержание занятия
1. По настоящим МУ ознакомиться с этапами и способами изучения информационного материала (см. ниже методическую информацию), самостоятельно при домашней подготовке.
2. Потренироваться в применении различных приёмов произвольного запоминания (по предложению ведущего преподавателя).
3. Выполнить упражнение с таблицей Шульте (составить таблицу, а затем, обменявшись таблицами с соседом, назвать все 25 чисел за 25 секунд).
4. Выполнить упражнение с текстом: прочесть предложенный преподавателем текст любым способом за указанное преподавателем время, а затем законспектировать его содержание. Если конспект пишется (по указанию преподавателя) на отдельном листе, то на листе написать: дату, группу, фамилию, название текста, объем (кол-во символов). Рекомендуемый объём текста - от 1000 до 3200 символов.
5. Оформить отчёт. Отчёт должен содержать очень краткое описание этапов и способов изучения информационного материала; таблицу Шульте с отражением результата тренировки по ней; конспекта прочитанного студентом текста; заключения. В заключении студент указывает, что нового он узнал в результате выполнения задания, какие успехи были достигнуты в ходе тренировки по таблице Шульте и работе с предложенным текстом.
Методическая информация
Хранилища информации:
- НТИЦ - научно-технические центры: центральные, отраслевые, территориальные;
- ВИНИТИ - всероссийский институт научной и технической информации;
- ГПНТБ - государственная публичная библиотека и др.
Источники информации:
- книги (учебники, учебные пособия, монографии, брошюры);
- периодические издания (бюллетени, труды институтов, научные сборники);
- нормативные документы: стандарты, строительные нормы и правила (СНиПы), технические условия (ТУ), инструкции, нормативные таблицы и пр.;
- каталоги и прейскуранты;
- патентованная документация: патенты, авторские свидетельства на изобретения и открытия;
- отчёты об опытно-конструкторских работах (ОКР);
- информационные издания: сборники научно-технической информации, аналитические обзоры, информационные листки, экспресс-информация и др.;
- переводы иностранной литературы;
- материалы научно-технических конференций, семинаров и совещаний;
- диссертации, авторефераты;
- реферативные журналы, обзоры;
- библиографические журналы, указатели.
Информационные потоки можно разделить на первичные и вторичные информационные документы.
Первичные документы - это собственные труды авторов, содержащие информацию о результатах их исследований или экспериментальной работы.
Вторичные документы — это реферативные обзоры, библиографические каталоги, реферативные журналы, библиографические указатели и др.
2 этапа изучения информационного материала:
1. Поиск источника информации. На первом этапе изучение следует начинать с монографий, в которых:
- материал обобщён;
- имеется достаточно большой библиографический указатель.
В дальнейшем рекомендуются следующие действия:
- просмотр списка литературы, указаний в библиографическом указателе монографии;
- просмотр реферативных источников информации;
- просмотр журналов по специальности и смежных специальностей;
- просмотр трудов институтов, тезисов докладов на конференциях, авторефератов, диссертаций.
Результатом 1-го этапа должен быть набор карточек.
В карточке указываются:
- на лицевой стороне: все библиографические данные;
- на обратной стороне: краткое содержание, выводы, необходимые формулы и пр.
2.Работа с источниками информации
На этом этапе начинающие исследователи часто впадают в крайности:
- либо ограничиваются только просмотром по оглавлению с целью отбрасывания ненужных источников. При этом можно потерять ценную информацию;
- либо конспектируют весь материал подряд. При этом обычно имеет место излишняя трата времени.
Второй этап рекомендуется выполнять в два подэтапа:
1) ознакомление с информацией:
- по аннотации или " предисловию " автора, или "от издательства";
- беглым просмотром содержания источника;
2) чтение - более глубокое изучение информации.
При чтении следует концентрировать внимание на содержательной части текста.
Способы чтения:
1. По слогам или словам (взгляд бежит по строкам) - самый не продуктивный способ. В процессе работы над темой научному работнику приходится знакомиться с большим количеством источников (100, 200 и более).
2. Построчно (взгляд бежит сверху вниз по центру строк с охватом всей строки). Самый быстрый способ.
3. С выделением ключевых слов в предложении или целом абзаце, по которым угадывается смысл. Наиболее продуктивен. Называется методом дифференциального алгоритма.
4. Метод интегрального алгоритма. Текст зрительно разбивается на блоки, в которых выделяются содержательные элементы текста, но которым угадывается общее содержание текста, ценные факты, особенности материала, его новизна, выводы и возможность использования материала. Самый продуктивный метод.
Таблица 1 Существуют способы обучения методам быстрого чтения. Например: упражнения по таблице Шульте. При выполнении этих упражнений стараются, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть её
Таблица Шульте
целиком и назвать все 25 чисел за 25 с. Чтение документа завершается запоминанием смысла информации.
Способы запоминания:
5. Механический - многократное повторение и заучивание при отсутствии логической связи. Способ неэффективен.
6. Смысловой - основан на запоминании главных элементов и связей между ними, т.е. построение смысловой структуры информации.
7. Непроизвольный - случайное запоминание (без намерения или установки) в результате эмоций.
8. Произвольный - основан на применении различных приёмов, установок, задания цели и пр. Например: запоминание числа 149 162 536 496 481 как квадратов чисел от 1 до 9.
Повторение прочитанной информации помогает лучше её запомнить. Повторение может быть пассивным или активным. Пассивное повторение заключается в перечитывании информации несколько раз, активное - в перечитывании с пересказом. Для лучшего запоминания надо правильно выбрать время для повторения, учитывая характер забывания. Первый раз повторять следует - на второй день, а последующие - периодически и лишь то, что представляет наибольший интерес или трудно запоминается.
Чтение полезно сопровождать:
- системой пометок (на полях);
- выписками с обязательным указанием источника и места, откуда выписано;
- цитатами. Цитаты заключаются в кавычки. В цитате допускаются пропуски, отмечаемые троеточием (...), но без искажения смысла;
- аннотациями - сжатым изложением содержания источника;
- конспектами - подробным изложением главного содержания с выделением рационального зерна. Конспект должен быть содержательным и полным, но по возможности кратким.
Рекомендуемая литература для более глубокого изучения темы на-стояшего занятия-[1, с. 34-41; 2, с. 123-130; 3, с. 24-30]. .
Контрольные вопросы.
1. Что вы знаете о хранилищах информации?
2. Перечислите известные вам источники информации.
3. Первичные и вторичные источники информации.
4. Назовите этапы и подэтапы изучения информации.
5. Как следует осуществлять ознакомление с источниками информации?
6. Перечислите методы чтения.
7. Охарактеризуйте каждый метод чтения.
8. Перечислите методы запоминания.
9. Дайте характеристику каждому методу запоминания. 10.Как работать с таблицей Шульте?
11 .Чем следует сопровождать чтение?
12,Что такое аннотация?
13.Требования к цитате.
14.Как следует писать конспекты?
Практическое занятие N 2
Постановка задачи
Исследователем изучено несколько информационных источников, характеризующих различные показатели (признаки, параметры) объекта. Необходимо расположить их в ряд по степени важности (значимости) для дальнейших исследований, а также оценить степень согласованности мнений о важности показателей, получаемых из различных источников.
Содержание занятия
1. По МУ на конкретном примере (см. ниже) изучить метод ранжирования, заготовить форму таблицы для ранжирования. -
2. Дальнейшая работа выполняется после того, как ведущий преподаватель разделит группу на бригады по 4 - 6 чел.
3. Каждая бригада получает индивидуальное задание (вариант ранжирования).
4. Получив задание, каждый студент представляет себя источником информации и присваивает предложенным в варианте признакам ранг
важности (значимости). Важно, чтобы на этом этапе каждый студент работал независимо и не общался с другими студентами.
5. После простановки рангов студенты одной бригады объединяют своё ранжирование (обмениваются данными). Число источников информации (Ии) равно числу студентов в бригаде.
6. Каждый студент выполняет обработку ранжирования в своей таблице как указано в примере. По окончанию обработки: расположения показателей по их значимости (важности) и определения коэффициента согласованности, можно сверить результаты в пределах бригады.
7. Отчет оформляется каждым студентом самостоятельно.
Отчёт должен содержать краткое описание задания, порядок выполнения ранжирования с расчётными формулами, таблицу с обработкой и заключение. В заключении указывается размещение признаков по значимости и степень их согласованности (хорошая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная, очень низкая).
Конкретный пример
Исследуется диагностическое оборудование для автомобилей по пяти признакам:
1) точность измерения;
2) быстродействие;
3) стоимость;
4) простота управления;
5) универсальность.
Исследователем изучено 6 источников. По количеству признаков принимаем 5 рангов (оценок). Высшим рангом принято число 1, самым низшим число 5. Если какой-нибудь источник не поставил одному из признаков оценку, то для этого признака принимаем более низкий ранг (в нашем примере число 5). Если источником не учтены несколько признаков, то им присваиваем одинаковый ранг, который равен среднему арифметическому неиспользованных оценок. Например: (3 + 4 + 5)/3 = 4. Ранжирование и обработку выполняем в таблице 2. Ранги показателей, которым источник не постав