Процедура публичной защиты МД
Защита магистерской диссертации происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии. Такая комиссия состоит из экзаменационных комиссий по приему итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, по приему итогового междисциплинарного экзамена по направлению (специальности) и по защите выпускных квалификационных работ в соответствии с перечнем аттестационных испытаний, включаемых в состав итоговой государственной аттестации по конкретной образовательной программе.
Защита магистерской диссертации происходит публично. Она носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации.
Заседание Государственной аттестационной комиссии начинается с того, что председательствующий объявляет о защите диссертации, указывая ее название, фамилию, имя и отчество ее автора, а также докладывает о наличии необходимых в деле документов и кратко характеризует «учебную биографию» магистранта (его успеваемость, наличие текстов публикаций (если они имеются), а также выступлений на тему диссертации на заседаниях научных обществ, научных кружков и т.п.).
Далее председательствующий предоставляет слово научному руководителю магистранта. В своем выступлении научный руководитель раскрывает отношение магистранта к работе над диссертацией, а также затрагивает другие вопросы, касающиеся его личности. При отсутствии на заседании Государственной аттестационной комиссии научного руководителя магистранта председательствующий зачитывает его письменное заключение на выполненную диссертационную работу.
Затем слово для сообщения основных результатов научного исследования предоставляется самому магистранту. Свое выступление он строит на основе чтения (еще лучше пересказа) заранее подготовленных тезисов доклада, призванного показать его высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования.
Знакомя членов Государственной аттестационной комиссии и всех присутствующих в зале с текстом своего доклада, магистрант должен сосредоточить основное внимание на главных итогах проведенного исследования, на новых теоретических и прикладных положениях, которые им лично разработаны.
При необходимости следует делать ссылки на дополнительно подготовленные чертежи, таблицы и графики. Возможно также использование специально подготовленных слайдов, кино- и видеороликов, плакатов и т.п. Все материалы, выносимые на схемы и чертежи, должны оформляться так, чтобы магистрант мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в зале.
Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа) и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл сообщить некоторые правила публичного выступления.
Особенно важно, чтобы речь магистранта была ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Это вовсе не значит, что доклад готовится в какой-то упрощенной форме, учитывая, что состав Государственной аттестационной комиссии представлен учеными различных специальностей, которые иногда весьма далеки от тематики защищаемой диссертации. Наоборот, магистрант должен поставить себе задачу сделать доклад строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Тогда он будет понятен широкой аудитории специалистов.
Речь магистранта должны быть не только ясной и уверенной, но и выразительной, что зависит от темпа, громкости и интонации. Если он говорит торопливо, проглатывая окончания слов, или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литературного произношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.
Можно дать несколько советов, помогающих магистранту читать текст своего доклада:
· все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось считать нули;
· подчеркивайте выделяемые слова;
· оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;
· повторяйте существительные, избегая местоимений;
· используйте простые слова и простые утвердительные предложения;
· не перегружайте текст подчиненными предложениями.
Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды. Это важно для магистранта. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению к нему со стороны членов Государственной аттестационной комиссии, а также всех присутствующих на защите.
Магистрант делает свой доклад стоя на трибуне, обращая внимание при помощи указки на какие-либо объекты, изображаемые на плакатах или рисунках. В нужных случаях он сходит с трибуны, чтобы написать какие-либо формулы на доске, объяснить особенности экспоната или в других случаях. Неприглядное впечатление оставляет тот, кто во время выступления прохаживается возле стола с членами Государственной аттестационной комиссии.
После выступления магистранта председательствующий зачитывает отзыв на выполненную диссертацию официального оппонента и предоставляет слово ее автору для ответа на его замечания и пожелания.
После этого начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Члены Государственной аттестационной комиссии и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в диссертации, методам исследования, уточнять результаты и процедуру экспериментальной работы и т.п.
Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. Магистранту следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.
Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и записать.
Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.
После окончания дискуссии по желанию магистранта ему может быть предоставлено заключительное слово, после которого можно считать, что основная часть процедуры защиты магистерской диссертации закончена.
На закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги защиты, и принимается решение об ее оценке. Это решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Затем председатель Государственной аттестационной комиссии объявляет всем присутствующим эту оценку, сообщает, что защитившемуся присуждается академическая степень магистра, и закрывает совещание.
заключение
Подготовка магистерской диссертации – это сложный творческий процесс. Понятно, что в данном конспекте лекций невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все его стороны, чему-то неизбежно приходится отдать предпочтение. В соответствии с этим в данном пособи основным объектом рассмотрения стали преимущественно вопросы, связанные с методологией научного творчества и работой над рукописью диссертации. Именно им было уделено наибольшее внимание.
В этой связи уместно задать вопрос: есть ли смысл затрачивать столько усилий для овладения этими тонкостями научной работы? Ответ может быть только утвердительный, ибо практика высшей школы подтверждает тот факт, что если магистрант не разобрался в основах научного творчества, то ему приходится постоянно «спотыкаться» не только в процессе подготовки диссертации, но и во время ее публичной защиты.
Диссертации, как известно, пишутся по-разному. Одни их авторы исходят из чисто практических соображений, потому что надо получить искомую степень, и работают над диссертацией только для этого. Они берут тему какую попало, лишь бы «защититься». Другие рассматривают диссертацию как возможность реализовать задуманную идею, которую они долго вынашивали, пока она не «созрела». Такие люди обычно начинают с небольшой скромной работы, которая постепенно развивается и в конце концов оформляется в виде диссертации. Именно для таких людей и предназначена данная книга. Именно для них автор стремился обобщить накопленный опыт научной работы в области подготовки диссертационных работ и постарался передать его, основываясь на давно закрепленных традициях отечественной высшей школы и собственной практики руководства подготовкой кандидатских и магистерских диссертаций.
Знакомясь с курсом лекций, следует помнить, что она не содержит готовых рецептов на все случаи научного творчества. Все дающиеся в нем советы и рекомендации являются наиболее общими, требующими индивидуальной корректировки в соответствии с характером и тематической направленностью выполняемой диссертации.
Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы
а) основная литература
1. Кузнецов И. Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие. - М.: Дашков и К, 2014. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394016974.html
2. Алексеев Ю.В. Научно-исследовательские работы (курсовые, дипломные, диссертации): общая методология, методика подготовки и оформления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н.С. - М.: Изд-во АСВ, 2015. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785930934007.html
3. Идиатулина К.С. Магистерская диссертация [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.С. Идиатуллина, И.З. Гарафиев. - Казань: Издательство КНИТУ, 2012. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785788212722.html
б) дополнительная литература
1. Андреев Г.И. Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Электронный ресурс] / Г.И. Андреев, В.В. Барвиненко, В.С. Верба, А.К. Тарасов, В.А. Тихомиров. - М.: Финансы и статистика, 2012. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785279035274.html
2. Комлацкий В..И. Планирование и организация научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Комлацкий, С.В. Логинов, Г.В. Комлацкий. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. URL: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785222218402-SCN0008/006.html
3. Новиков В.К. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: курс лекций. - М.: Альтаир: МГАВТ, 2015. URL: biblio-club.ru/index.php?page=book&id=430107
4. Дмитриев М.Н. Методология и методика исследований в экономике [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. URL: biblio-club.ru/index.php?page=book&id=427415
в) периодические издания*
1. Вестник МГУ: экономика*
2. Вестник МГУ: менеджмент*
3. Вестник Российского экономического университета им. Плеханова*
4. Вопросы экономики*
5. Логистика*
6. Маркетинг в России и за рубежом*
7. Проблемы прогнозирования*
8. Проблемы современной экономики*
9. Региональная экономика: теория и практика*
10. Российский экономический журнал*
11. Тара и упаковка*
Примечание: * - литература из фонда библиотеки ВлГУ
г) нормативно-правовая литература
1. Об Образовании федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.06 Торговое дело (уровень магистратуры): приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 323 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2015 № 36960) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
3. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.1 – 84, ГОСТ 7.16 – 79, ГОСТ 7.18 – 79, ГОСТ 7.34 – 81, ГОСТ 7.40 – 82; Введ. 2004 – 07 – 01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. – 47 с. – (Система стандартов по информации, библиографическому и издательскому делу).
4. ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила [Взамен ГОСТ 7.12 – 77; Введ. 1995 – 07 – 01]. – URL: http: //www.mpilot.ru/info-view-64/html. Дата обращения: 19.04.2011.
5. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 г. № 38132) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
д) электронные ресурсы:
http://www.gov.ru – Сервер органов государственной власти РФ
www.pnb.rsl.ru – Российская Государственная Библиотека (ТГБ). г. Москва
www.nlr.ru – Российская национальная библиотека (РНБ)
www.dic.academic.ru – Словари и энциклопедии On-line
www.oreLrsLru – Открытая Русская Электронная Библиотека РГБ (OREL)
https://www.ras.ru – Российская Академия наук
http://vak.ed.gov.ru/ - Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки РФ
http://edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»
http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования
http://disser.h10.ru/ - Библиотека диссертаций
www.consultant.ru – Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
http://library.vlsu.ru/ - сайт научной библиотеки ВлГУ
Приложение
Речевая функция | Лексические средства | ||
Причина и следствие, условие и следствие | поскольку | ||
отсюда | |||
откуда следует | |||
вследствие | |||
в результате | |||
в силу | |||
в виду этого | |||
в зависимости от | |||
в связи с этим, согласно этому | |||
что | |||
сначала, прежде всего, в первую очередь | имеет значение и тд. | ||
свидетельствует | |||
указывает | |||
говорит | |||
соответствует | |||
дает возможность | |||
позволяет | |||
способствует | |||
Временная cоотнесенность и порядок изложения | первым | ||
последующим | |||
предшествующим шагом | |||
одновременно, в то же время, здесь же | |||
наряду с этим | |||
предварительно, ранее, выше | |||
еще раз, вновь, снова | |||
во-первых, во-вторых и т.д. | |||
в настоящее время, до настоящего времени | |||
в последние годы, за последние годы | |||
наконец, в заключение | |||
однако, но, а, же | |||
Сопоставление и противопоставление | как.., так и..; так же, как и... | ||
не только, но и... | |||
по сравнению; если.., то... | |||
в отличие, в противоположность, наоборот | |||
аналогично, также, таким же образом | |||
с одной стороны, с другой стороны | |||
в то время как, между тем, вместе с тем | |||
тем не менее | |||
также и, причем, при этом, вместе с тем как | |||
Дополнение или уточнение | Кроме, сверх, более того | ||
главным образом, особенно | |||
тем более, что... | |||
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание | в том числе, в случае, то есть, а именно | ||
как было | |||
Как говорилось, указывалось, отмечалось, подчеркивалось выше | сказано | ||
показано | |||
упомянуто | |||
отмечено | |||
установлено | |||
получено | |||
обнаружено | |||
найдено | |||
согласно | |||
сообразно | |||
соответственно этому | |||
в соответствии с этим, в связи с этим | |||
в связи с вышеизложенным | |||
данный, названный, рассматриваемый | |||
такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, | |||
подобного типа | |||
В результате, в итоге, в конечном счете | |||
Обобщение, вывод | таким образом, итак, следовательно | ||
отсюда (из этого) вытекает | |||
следует | |||
понятно | |||
например, так, в качестве примера | |||
Иллюстрация сказанного | |||
примером может служить | |||
такой как (например) | |||
в случае, для случая | |||
о чем можно судить, что очевидно | |||
Рассмотрим следующие случаи | |||
Введение новой информации | |||
Остановимся подробно на... | |||
Приведем несколько примеров | |||
Основные преимущества этого метода | |||
Некоторые дополнительные замечания | |||
Несколько слов о перспективах исследования | |||