Размежевание похожих понятий
Комплекс- Ключевым элементом ассессмент-центра является
ный диагнос- комплексный диагностический подход. Конечно, методы,
тический включаемые в ассессмент-центр, такие как тесты
подход достижений ), интервью (Interviews),
оценки достижений (Leistungsbeurteilungen), а также
элементы ассессмент-центра, такие как групповые дискуссии
(Gruppendiskussionen), почтовые корзины (Postkoerbe), сценарии,
имитируемые на компьютере (computersimulierte Szenarien),
трудовые пробы (Arbeitsproben) и так далее, можно использовать
независимо друг от друга. Но при раздельном применении этих
методов не хватает многократного измерения достижений в
поведении различными методами, что составляет основу интегральной
оценки в ассессмент-центре.
Следует отметить, что в управлении персоналом, кроме
Мультимо- ассессмент-центра, используется целый ряд других
дальноекомплексныхдиагностических инструментов. Особенно
интервьюстоит назвать такие: мультимодальное интервью
(multimodales Interview), классические батареи тестов
(klassische Testbatterien), мультимодальные системы оценки
достижений (multimodale Leistungsbeurteilungssysteme), а также
обратная связь на 360° (360°-Feedback).
Мультимодальное интервью было разработано и впервые представлено в Германии в 1992 году Шулером (Schuler, 1992а). Оно содержит восемь компонентов, из которых пять входят в структуру диагностического суждения (самопредставление, профессиональная ориентация и выбор организации, неструктурированная часть интервью, биографические и ситуативные вопросы). Мультимодальное интервью обнаруживает целый ряд общих с ассессмент-центрами признаков. Во-первых, используются несколько различных диагностических методов, с помощью которых проверяется соответствие требованиям, важным для работы. Во-вторых, результаты представляются в стандартном виде и основываются на данных, полученных от двух предварительно обученных наблюдателей. Но на концептуальном уровне есть
Ассессмент-Центр
различия: при использовании мультимодального интервью нет преимущественной ориентации на имитацию работы - наряду с имитацией трудового поведения рассматривается биография и конструкты, описывающие личность. На уровне поведения различия еще очевиднее. На основе рассказа о способах поведения в прошлом и намерений к поведению в будущем делаются заключения об актуальном поведении. Само поведение в момент интервью не является центральным предметом наблюдения. В ассессмент-центре по-другому: здесь различные «составляющие» служат для «взятия» различных актуальных поведенческих проб и являются основой для предсказания типов поведения, возможных в будущем. Несмотря на это, мультимодальное интервью является серьезной альтернативой методу ассессмент-центра. В некоторых случаях оно более выгодно (требует меньше затрат времени интервьюера и респондента) и при корректном построении и проведении может прогнозировать поведение также надежно, как ассессмент-центр (ср. Schmidt&Hunter , 2000).
Классические батареи тестов находят применение для Классичес-
решения различных вопросов диагностики профес- кие бата-
сиональной пригодности. Точно также, как и ассессмент- реи тестов
центр, они пытаются посредством многократного измерения идентичных конструктов разными способами прийти к надежным формулировкам, даже если сама батарея тестов применялась только один раз. В отличие от ассессмент-центров исследуемые конструкты намного глобальнее, а сбор данных происходит не посредством по возможности наиболее реалистичных поведенческих проб (принцип имитации), а посредством отдельных вопросов или заданий (пунктов), ответы на которые объединены в гомогенные тестовые шкалы отдельных конструктов (принцип конструктов). При таком диагностическом процессе наблюдатели ненужны.
Мулътимодалъные системы оценки результатов (см. Мультимо-
Schuler&Muck , 2001), а также системы, обратной связи дальные
«360°» (см. Scherm &Sarges, 2002) используются при системы
систематической оценке руководителей организации, оценки
Предметом обсуждения является компетенция оцени- результатов
Глава 1. Ассессмент-центр
ваемых руководителей, которая связана с их деятельностью, и влияние этой компетенции на результаты деятельности. Оценка сильных и слабых сторон, как правило, проводится на основе письменных, стандартизированных опросов. В оценке могут участвовать начальники, партнеры/клиенты, сотрудники и сами оцениваемые. Если в системах обратной связи «360°» основной акцент делается на поведении, то в мультимодальных системах оценки результатов добавляется аспект результатов деятельности. Сходство с ассессмент-центром обнаруживается в «принципе большего количества глаз» (Mehr-Augen-Prinzip), т.е. оценщиков. Здесь также протоколируется поведение, важное для должностной позиции. Различия можно обнаружить в поведенческих пробах: в ассессмент-центре они стандартизированы и для всех участников одинаковы, в методе «360°» и в мультимодальных системах оценки результатов иначе. Каждый из оцениваемых сотрудников должен в непосредственной своей деятельности выполнять различные задания. Поэтому трудность решаемых задач для разных оцениваемых сотрудников оказывается различной.
Соответственно, поведенческие пробы в ассессмент-центре, которые лежат в основе оценки наблюдателя, для всех наблюдателей одинаковы; а в системе обратной связи «360°» и в мультимодальных системах оценки - различны.
Клиент видит оцениваемого сотрудника в других ситуациях, чем начальник. Соответственно этому одни и те же сотрудники представлены в различных поведенческих пробах. При этом отдельные типы поведения часто наблюдаются всего лишь одним человеком.
В Таблице 1 проводится сравнительный анализ упомянутых диагностических инструментов.
Ассессмент-Центр
Таблица 1:
Сравнение ассессмент-центра с другими диагностическими методами
Ассес-смент центр | Отдельно представленные диагностические методы | Мультимо-дальное интервью | Батареи тестов | Мультимо-дальная оценка результатов или обратная связь "360е" | |
Ориентация на имитацию | да | частично | частично | нет | частично |
Комплексность | да | нет | да | да | да |
Включение наблюдателей | да | частично | да | нет | да |
Прямое поведение | да | частично | частично | нет | да |
Стандартизиро-ванность проб поведения | да | да | да | да | нет |