Эвристические методы и их применение в педагогике
Эвристические методы решения творческих задач – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирования новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач. Правила решения творческих задач называют эвристическими правилами. Ниже представим эвристические методы, которые могут быть широко применены в творческой деятельности педагога.
В целом, любые эвристические методы и приёмы позволяют получить ответы на вопросы:
· Что дано?
· Что необходимо найти?
· Что известно в этом поиске?
· Решались ли задачи, аналогичные поставленной?
· Есть ли возможность воспользоваться такой аналогией?
Эвристические методы не гарантируют получения результатов, оптимальных по какому-нибудь целесообразному критерию. Этим эвристические методы отличаются от формальных методов, логически выводимых из определенных гипотез о множествах. Они могут привести к быстрому и успешному решению этих проблем в тех случаях, когда имеется опыт решения сходных проблем. В подобных случаях решение удается найти без больших затрат усилий и времени на изучение закономерностей, специфических для данной конкретной проблемы.
Для исследования организованных систем используются аналитические, графические, статистические, логические, лингвистические, теоретико-множественные методы и методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции педагогов.
Метод проб и ошибок
Это древнейший метод поиска нового. Сущность его в том, что человек, сталкиваясь с проблемой, ищет её решение, перебирает различные варианты решений, сравнивает их, пробует, ошибается, находит или не находит хороший из них. Метод лежал в основе эволюции человечества. С его помощью создавались первые орудия труда, здания, корабли.
По мере развития техники он становится неэффективным: не удаётся быстро получать решения, ошибки становятся слишком дорогими. Времени и права на ошибку у человека не остаётся. Этим методом сейчас могут быть решены только простейшие бытовые задачи.
К методу проб и ошибок относится поиск аналогичных решений в природе, случайные подсказки существующих объектов.
Методы «мозговой атаки»
Метод и термин «мозговой штурм» и «мозговая атака» выдвинуты американским учёным А.Ф. Осборном – метод стимуляции творческой активности. За основу взят вариант эвристического диалога Сократа. Коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами: психологическими, социальными и др. Концепция мозговой атаки получила распространение с начала 50-х годов как метод систематической тренировки творческого мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.
Существует несколько модификаций этого метода:
Прямая «мозговая атака» – метод коллективного генерирования идей.
Цель метода – собрать как можно большее количество идей, освободить мышление от инерции, преодолеть привычный ход мыслей при решении творческих задач. Метод запрещает критиковать предложенные участниками идеи, поощряет разные реплики, шутки. Число участников группы 4-15 человек, наиболее оптимальным считается группа 7-13 человек. При этом желательно, чтобы участники имели образование разного уровня, разную специализацию. Желательно соблюдать баланс между участниками с разным уровнем активности, характером и темпераментом. Время «мозговой атаки» от 15 мин. до 1 час. Отбор идей ведут специалисты-эксперты, оценивающие их в 2 этапа. В начале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а потом определяется самая оптимальная с учётом специфики творческой задачи и цели её решения.
Массовая «мозговая атака» – аналогична прямой, но число участников гораздо больше – 20-60 человек. Это даёт возможность увеличить эффективность генерирования новых идей. Присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек. Они самостоятельно проводят прямую «мозговую атаку».
«Мозговой штурм» с критикой высказываемых соображений. Сущность диалога состоит в активизации творческого потенциала аудитории при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контр-идей.
В настоящее время методы «мозговой атаки» используются при проведении ролевых, деловых игр.
При проведении мозговой атаки на этапе генерации идей стараются соблюдать следующие правила:
§ обеспечить как можно большую свободу мышления участников «мозговой атаки» и высказывания ими новых идей;
§ приветствовать любые идеи, даже если вначале они кажутся сомнительными (обсуждение и оценка идей проводится позже), поощрять идеи в виде смелых и необычных замыслов;
§ не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждение ни одной идеи;
§ высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных;
§ стараться создавать цепные реакции идей, то есть высказываемые замыслы и идеи необходимо комбинировать и улучшать.
Этап обсуждения и оценки идей основан на учёте определённых принципов:
o принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна идея, даже абсурдная, не исключается из практического анализа. Все идеи подлежат классификации и обобщению. Часто аналитическое обобщение даёт удачные результаты;
o принцип аналитического потенциала. Группа специалистов, оценивающих идеи, должна в своём составе содержать аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели, сферу исследования;
o принцип критериальной чёткости в оценивании и анализе идей. Чтобы оценки были объективными, должны быть сформулированы критерии, которыми руководствуются все участники мозговой атаки. Основными являются: соответствие цели исследования; рациональность; реальность; обеспеченность ресурсами;
o принцип конкретизации идеи. Некоторые первоначальные идеи нуждаются в уточнении, конкретизации, дополнении. Решение по идее этого типа принимается после её доработки;
o принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, программы действий, осуществлять увязку идей;
o принцип позитивизма в анализе идей.
Анализ можно проводить на принципах позитивизма и негативизма. Первый ориентирует на поиск рационального, конструктивного в любых его проявлениях. Второй направлен на установку критических оценок, скептицизма, жёсткости практических критериев.
В зависимости от принятых правил и жёсткости их выполнения различают:
ü мозговую атаку;
ü метод обмена мнениями;
ü методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше решений, а вторая старается их максимально критиковать);
ü синектический штурм. Этот метод даёт возможность находить наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать специальные творческие задачи.
Процедура предусматривает обдумывание проблемы участниками и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по её решению:
1) избрание лидера и его сообщение о путях решения задачи;
2) сообщение каждого участника группы по решению задачи;
3) творческая дискуссия, руководимая избранным лидером;
4) согласование соображений участников дискуссии, разработка модели решения.
Достоинствами этих методов коллективного поиска оригинальных идей состоят в том, что они сочетают логику и интуицию, научную фантазию и скрупулёзный расчёт, предполагают равенство всех членов группы при обсуждении. Метод собирает людей различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств и, следовательно, владеющих различными методами исследования. Это позволяет преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение.
Вышерассмотренные методы не гарантируют тщательной разработки идей и имеют ограничения, если творческая задача требует больших расчётов, вычислений. Не всегда удаётся преодолеть инерцию мышления. Может возникать иллюзия, что найден наиболее удачный подход к решению творческой задачи, и логика мышления группы может «зациклится» именно на этом варианте.