Исследование объема и качества движений мышц глаз.
Прием для всех возрастных групп: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.
Отметить: движение правильное или испытуемый зажмуривает глаза или возникают содружественные движения или движение не удается.
Исследование возможности правильного формирования определенных мимических поз. Приемы для возрастных групп: выразить мимикой лица удивление печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.
Объяснение: удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот полуоткрыт губы слегка вытянуты вперед печаль - губы слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, ужас брови поднимаются вверх до предела глаза максимально раскрываются рот полуоткрыт , радость губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены, сомнение - брови подняты вверх губы сжаты нижняя губа поджата, углы рта опущены подозрительность губы сжаты один или оба глаза прищурены
Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз или мимическая картина нечеткая или движение не удается.
Исследование слухового внимания. Приемы: для всех возрастных групп: показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника. Определить название звучания предмета или игрушки. Определить что слышится из-за ширмы звук льющейся воды, шуршание бумаги, разрезание бумаги ножницами, звук упавшего на пол карандаша.
Отметить: ошибки в восприятии услышанного, неправильное называние звучащего предмета, неумение определить направление звучания.
Исследование музыкального слуха.
Прием: для всех возрастных групп: испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни, затем повторить его с музыкальным сопровождением.
Отметить: музыкальный слух абсолютный, относительный, не развит.
Исследование восприятия звука музыки.Прием для всех возрастов: прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.
Прослушать и определить форму музыкального звучания: вступление, заключение, запев, припев, часть.
Отметить: умение определить контрастную музыку, части музыкального произведения.
Исследование звуковысотного слуха.
Приемы для всех возрастных групп: определить как звучал колокольчик выше, ниже, определить направление звукоряда на металлофоне.
Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.
Исследование тембрового слуха.
Приемы для всех возрастных групп: сравнить звучащие инструменты различных групп ударной, духовой, струнной.
Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты
Отметить: правильно или с ошибками различают инструменты испытуемые.
Исследование динамического слуха.
Приемы для всех возрастных групп: прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо-холодно».
Отметить: различает или нет испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.
Исследование ритмического чувства.
Приемы для взрослых и подростков. Простучать последовательно восемь ритмических рисунков. Для дошкольников простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок.
Для всех возрастных групп: педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен
Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка повторяет в ускоренном или замедленном темпе, нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.
Исследование продолжительности и силы выдоха.
Приемы для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте
Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох.
Исследование певческого диапазона голоса
Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук до первой октавы вверх, а затем до ноты до первой октавы вниз.
Отметить: количество тонов певческого диапазона.
Исследование темпа
Приемы для всех возрастных групп. В течение заданного отрезка времени удержать заданный темп в руках, в движениях показываемых педагогом. Затем по сигналу логопеда мысленно выполнить движения, а по следующему сигналу показать на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед в стороны на пояс опустить
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.
Приемы для взрослых. Обследовать темп движения при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение последующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение последующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.