Виды исследований в PR-кампаниях
Поскольку PR является коммуникативной деятельностью, классификацию исследований можно провести по критерию компонентов коммуникативною процесса, каковыми согласно классической модели коммуникации Г. Лассвелла являются:
– источник(и);
– сообщение(я);
– канал(ы);
– аудитория(и).
На этапе разработки кампании исследовательская фаза должна содержать:
– предварительное исследование источников;
– предварительное исследование сообщений;
– предварительное исследование каналов;
– предварительное исследование целевых аудиторий.
На этапе оценки эффективности производится:
– исследование эффективности источников;
– исследование эффективности сообщений;
– исследование эффективности каналов;
– исследование динамики сознания и поведения целевых аудиторий.
-27-
Исследование источников – это изучение тех субъектов в организации, которые отвечают за создание и распространение PR-информации, сообщений, предназначенных для целевых аудиторий различных типов. К числу таких субъектов относятся:
– ключевые ньюсмейкеры организации (первые лица организации – президент, председатель правления, члены совета директоров и т.д., руководители наиболее важных для целевых аудиторий служб и отделов);
– ключевые креативные фигуры организации (спичрайтер, концептуалист, руководители отделов стратегического планирования, маркетинга и т.д.);
– ключевые спикеры организации (пресс-секретарь, вице-президент по PR и т.д.).
Процесс исследования источников нацелен на выявление их коммуникативной компетентности, степени адаптивности по отношению к аудитории, психологической готовности к работе с внешней средой в условиях ее агрессивности, давления, готовности и способности к коммуникации в кризисных ситуациях. Для исследования источников применяются прежде всего методы, входящие в арсенал психологической науки, – тестирование, ситуационное моделирование, ролевые игры.
По результатам исследования для планируемой PR-кампании в организации отбираются те источники, которые будут наиболее эффективными для требуемых целевых аудиторий. Очевидно, что для разных типов кампаний эффективными могут являться разные источники.
Исследование сообщений – это изучение содержания и формы тех PR-материалов, которые в ходе кампании организация адресует целевым аудиториям. Для анализа сообщений привлекаются аналоги, применявшиеся организацией ранее для решения сходных задач в сходных условиях для тех же целевых аудиторий, в частности, анализируются ретроспективные коммуникативные кампании организации, содержавшие сообщения, адресованные соответствующим целевым аудиториям. Например, при разработке новой кампании по формированию установок
-28-
молодежи на здоровый образ жизни (социальный PR) в поле анализа попадают сообщения (телевизионные ролики, текстовые сообщения и их изобразительные решения на наружных носителях, слоганы на футболках и бейсболках и т.п.), которые адресовались молодым людям в ходе предыдущих общенациональных кампаний, например, по сокращению потребления наркотиков, алкоголя, по профилактике рискованного сексуального поведения и т.п.
При анализе сообщений выявляются их сильные и слабые стороны, жанровые особенности, усиливающие или ослабляющие воздействие, соответствие лексики культурно-образовательному уровню целевых аудиторий, сила и действенность используемых выразительных средств. Кроме того, рассматривается характер и эффективность воздействия невербальных компонентов сообщения: для сообщений на аудионосителе это звуковой фон, музыкальное сопровождение, тембр голоса и теми речи говорящего, эмоциональная наполненность высказываний; для сообщений на видеоносителе – цветовое решение, композиция изображения или кадра, его симметрия или асимметрия; для сообщений, распространяемых полиграфическим способом, – шрифт, качество и фактура бумаги и т.п.
Основными методами анализа сообщений являются опрос экспертов, метод фокус-групп, лабораторный эксперимент. Более подробно основные методы исследований при подготовке PR-кампании будут рассмотрены ниже.
Исследование каналов – это изучение тех средств, с помощью которых сообщения доставляются целевым аудиториям. К числу возможных каналов относятся средства массовой информации, средства наружной рекламы, директ-мэйл, спецмероприятия, сети неформальной коммуникации (слухи) и др. Значимость каждого из каналов определяется характером конкретной PR-кампании и спецификой целевой аудитории, однако для большинства кампаний наиболее важными каналами выступают средства наружной рекламы и СМИ. Анализ последних необходим
-29-
прежде всего для медиапланирования.
Основные методы, применяемые при исследовании каналов, – анализ документов, наблюдение, массовый опрос, метод фокус-групп.
Исследование целевых аудиторий – это изучение социальных субъектов (социальных групп, организаций, социальных институтов, массовых аудиторий), которые согласно замыслам разработчиков PR-кампании являются или способны являться получателями PR-сообщений. Именно на формирование (изменение) сознания и (или) поведения этих аудиторий, собственно, и направлена PR-кампания.
В качестве целевых аудиторий для исследования при подготовке PR-кампании могут выступать:
– персонал и менеджмент организации (внутренняя общественность);
– журналисты, представители медиасообщества;
– политическая, экономическая и культурная элита, лидеры мнений;
– спонсоры, благотворители, меценаты;
– представители органов государственной власти и местного самоуправления;
– деловые партнеры, потребители и клиенты (специальная общественность);
– массовая аудитория.
Так, например, для общественной организации инвалидов, которая планирует PR-кампанию по привлечению общественного внимания и внимания спонсоров к своей деятельности, в качестве особых целевых аудиторий, которые необходимо исследовать, выступают:
– сами инвалиды, как члены, так и не члены общественной организации;
– инвалиды – члены общественной организации;
– активисты общественной организации;
– другие общественные организации инвалидов;
-30-
– члены семей инвалидов, их родственники, друзья и знакомые;
– журналисты, представители массмедиа;
– органы государственной, законодательной, исполнительной власти;
– органы местного самоуправления;
– социальные службы;
– производители товаров и услуг для инвалидов;
– потенциальные спонсоры – объединения работодателей, представители крупного бизнеса;
– благотворительные фонды и организации;
– политические партии и общественные организации;
– международные организации;
– церковь, религиозные организации;
– медицинская общественность;
– педагогическая общественность;
– деятели культуры и искусства;
– население в целом (массовая аудитория) и т.п.
Исследование целевых аудиторий является одним из наиболее важных компонентов исследовательского этапа процесса разработки и реализации PR-кампании, поскольку неправильная, неточная или неполная информация об аудитории с большой вероятностью сведет на нет эффект практически всех запланированных PR-действий.
Основные сведения, которые необходимо знать о целевой аудитории применительно к задачам PR-кампании, подразделяются на две большие группы – объективная информация и субъективная информация[10][10].
Объективная информация – это такие социальные и социально-демографические параметры целевой аудитории, которые характеризуют ее с объективных позиций, не зависящих от деятельности субъекта PR и от содержания планируемой PR-кампании. К числу наиболее часто используемых при разработке PR-кампании объективных
-31-
параметров целевой аудитории относятся:
– общая численность;
– половозрастной состав;
– структура по уровню образования;
– структура по уровню дохода;
– социально-профессиональная структура;
– социально-статусная структура;
– структура по типам семей и домохозяйств;
– социально-территориальная структура;
– этнонациональная структура;
– конфессиональная структура;
– характер потребления средств массовой информации, информационные предпочтения;
– структура ценностей и убеждений.
Субъективная информация – это такие параметры целевой аудитории, которые связаны с ее сознанием и поведением именно как реального или потенциального получателя PR-сообщений в рамках данной PR-кампании. К числу субъективных параметров целевой аудитории, исследование которых необходимо при подготовке кампании, как правило, относятся:
– уровень интереса к деятельности базисного субъекта PR;
– уровень информированности о деятельности организации, выступающей базисным субъектом PR-кампании, и о главной проблеме кампании;
– оценка имиджа организации;
– отношение к ключевой проблеме PR-кампании;
– ретроспективные практики (позитивные и негативные) по отношению к организации и к проблеме;
– готовность к действию (позитивному и негативному) по отношению к организации и к проблеме.
Для исследования объективных и субъективных параметров целевых аудиторий используется весь арсенал методов, имеющийся в распоряжении PR-менеджера, – анализ статистики и анализ документов, наблюдение,
-32-
фокусированные интервью, массовые интервьюирование и анкетирование.
Классификацию исследований можно провести по критерию типа среды. Организация, планирующая и реализующая PR-кампанию, имеет внутреннюю среду функционирования и внешнюю и соответствующие им внутреннюю и внешнюю общественность. При разработке PR-кампании и при анализе ее эффективности необходимо исследовать как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Соответственно исследования могут быть подразделены на внутренние, направленные на изучение параметров внутренней среды организации, и внешние, целью которых является анализ состояния и динамики внешней среды.
Используется также комплексная классификация исследований, которая основывается на пересечении упомянутых выше критериев первого и второго типов. В результате образуются 8 типов исследований, проведение которых необходимо при разработке PR-кампаний (рис. 2) и при оценке их эффективности (рис. 3).
Рис. 2. Виды исследований при разработке PR-кампании
-33-
Рис 3. Виды исследований при оценке эффективности PR-кампаний