В России онлайновые фокус-группы используются редко по ряду причин.

1.В масштабах нашей страны идея фокус-группы была бы хороша, если бы было возможно на одной группе собрать респондентов из самых разных городов, но ограничением здесь является разница времени по часовым поясам.

2.Фокус-группы предназначены для группового обсуждения тем. Считается, что с помощью традиционного метода фокус-групп моделируются социальные групповые процессы, идентичные работающим в обществе. Иными словами, те 8-10 человек, которые присутствуют на фокус-группе, становятся «уменьшенным» обществом, где у каждого своя социальная роль, модель поведения и т. д. Для того чтобы указанные групповые процессы заработали, необходимо присутствие на группе не менее пяти респондентов. Эксперименты с количеством респондентов на онлайновых фокус-группах показали, что с большим количеством человек модератору справиться сложно, он просто не успевает общаться, вовремя реагировать на высказывания респондентов, задавать дополнительные вопросы и вообще эффективно управлять обсуждением.

3.При проведении традиционной фокус-группы от модератора зависит качество собранных данных. Он должен постоянно фокусировать внимание респондентов на теме, не давать им

отклоняться, стимулировать процессы групповой динамики, непрерывно держать аудиторию в рамках правил проведения дискуссии, модератор должен успевать следить за невербальным поведением респондентов, чтобы своевременно реагировать на их физическое и эмоциональное состояние (потеря интереса к предмету разговора и т. д.).

Онлайновые фокус-группы, к сожалению, не позволяют достичь этих целей. Особенно это касается контроля невербального поведения респондентов, который практически невозможен. Модератор не способен удерживать внимание аудитории на обсуждении. Одного срочно вызвал начальник — ему надо уйти, другой отошел налить себе чаю, у третьего компьютер с низким качеством соединения и приходится часто отключаться от Интернета.

Подходя с объективной точки зрения к вопросу проведения онлайн-опросов, выделим преимущества и недостатки исследований через Интернет.

Преимущества таковы:

1)географическая удаленность: возможность опросить респондентов, проживающих в географически удаленных районах без выезда модератора;

2)скорость (при проведении опроса через Интернет анкета размещается на сайте; респондентов побуждают принять участие в исследовании с помощью банерной системы на других сайтах либо с помощью приглашений по электронной почте; часто довольно большая выборка может быть опрошена в течение выходных дней);

3)устраняется влияние личности интервьюера. Если интервьюер находится в плохом настроении или не воспринимает определенный тип людей, не любит обсуждаемый предмет и т. д.,— все это влияет на получаемые данные. При проведении опросов в Интернете каждый респондент имеет одного и того же интервьюера, который никогда не устает, не бывает нетерпеливым или предубежденным и всегда находится в хорошем настроении;

4)относительно невысокие финансовые затраты (в любом исследовании существуют два главных финансовых компонента — сбор данных и их анализ. Часто исследования проводятся только для того, чтобы найти простые факты, требующие небольшого анализа или не требующие его вовсе (например, определение предпочтений различных марок). Однако затраты

на сбор данных (опрос) почти всегда присутствуют, причем стоимость сбора данных — это наиболее дорогая часть любого исследования. Для интернет-исследования эта стоимость часто сводится к нулю);

5)возможность использования аудио- и визуальных материалов, средств мультимедиа (при приведении онлайнового опроса респондентам можно показывать различные варианты упаковки продукта, модели и т. д.);

6)использование сложных логических переходов к анкете уменьшает количество логических ошибок;

7)откровенность респондента (опыт американских исследователей говорит том, что респонденты через Интернет дают более честные ответы, не стремясь угодить интервьюеру);

8)доступность опросника не зависит от географического расположения респондента;

9)для заполнения опросника требуется меньше времени, чем при традиционном интервью;

10)удобство (респондент сам решает, когда ему принять участие в исследовании, и это повышает качество ответов).

Минусы интернет-опросов:

1)малое распространение Интернета среди большей части целевых групп;

2)объем информации, который можно получить с помощью онлайновых фокус-групп (если учесть качество соединения с Интернетом (чаще всего респонденты подключаются с помощью модема), а также время, которое тратится на формулирование и распечатку вопросов и ответов, то окажется, что объем полученной информации совсем не так велик, как хотелось бы. На онлайновой фокус-группе модератор успевает за полтора часа обсудить блок вопросов, на который потребовалось бы не более 20 минут в традиционной фокус-группе. Причем на ней было бы 8-10 человек, а не 4-5 в случае онлайн-группы);

3) двумерное ограничение компьютерных мониторов;

4) сложность проверки соответствия истине ответов респондентов;

5) затруднения при просмотре видеоматериалов и некоторые другие технические ограничения;

6) специфичность интернет-аудитории.

Таким образом, Интернет предоставляет обширные возможности для исследователей-маркетологов, и в современных условиях стремительного развития системы телекоммуникаций

пренебрегать этим каналом для сбора маркетинговой информации нельзя.

В полит.исследованиях: Большинство исследователей, применяющих метод фокус-групп, проводят свою работу, согласно традициям качественного исследования. Это означает, что в их задачи входит выяснение мнений участников о конкретных, предложенных на обсуждение ситуациях; поэтому исследователь будет сориентирован на то, чтоб обеспечить неструктурированный контекст для того, чтобы выявить мнения членов группы.

Метод фокус-групп длительное время применяли в маркетинговых исследованиях для тестирования реакций на новые продукты и рекламные акции. Но лишь относительно недавно его адаптировали для решения более широкого спектра задач. Поэтому сегодня метод фокус-групп используют политики, и не только для того, чтобы спрогнозировать результаты выборов, но и для того, чтобы качественно выстроить свои политические программы и имидж. Так, один политик использовал этот метод для того, чтобы определить, следует ли ему появляться в кадре только в профиль, для того, чтобы выглядеть старше. Это было ему необходимо для того, чтобы увеличить количество голосов избирателей.

Однако популяризация фокус-групп может иметь и недостатки для исследователей. Например, Блэкберн и Стоукс в своем исследовании малого бизнеса отмечают, что было довольно сложно убеждать аудиторию исследователей в значимости своего исследования с привлечением фокус-групп, отчасти это было вызвано тем, что этот метод использовали политические партии. Аналогично, Коули предполагает, для того, чтобы отличить «стратегические качественные маркетинговые исследования с использованием фокус-групп» от исследований, которые проводят те, кто просто решил, что «они могут проводить фокус-группы».

28.Анкетирование как метод сбора данных политического анализа

(По лекции)

Опрос – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном взаимодействии исследователя и опрашиваемого

Анкетный опрос – способ получения информации от респондента с помощью заранее подготовленных бланков с вопросами. Основной инструмент – список вопросов.

Анкета– заранее подготовленный бланк с вопросами для получения информации от респондента

Респондент – лицо, принимающее участие в опросе

Виды вопросов:

1)в зависимости от цели:

· Содержательные (вопросы о событиях и фактах, которые может припомнить респондент)

· Вопросы о мнениях, которые может выразить отвечающий

2) функциональные:

· Функционально-психологические

· Вопросы-фильтры и контрольные вопросы

3) по форме:

· Закрытые

· Открытые

· Полузакрытые

· Прямые

· Косвенные

+шкалированные вопросы.

Виды анкетирования:

1. Почтовое

2. Прессовое

3. Раздаточное

4. Интернет

5. Групповое

6. Индивидуальное

Специфика анкетного опроса как метода политического анализа предполагает соблюдение следующих правил:

1) Учет психологии восприятия культуры и опыта респондентов

2) соразмерность смысловых блоков

3) простота и удобство в верстке (инструкция, значки)

Достоинства:

1)оперативность получения информации

2)массовость и большой объем данных

3)низкая трудоемкость по обработке

4)отсутствие влияния опрашивающего на работу респондентов

5)отсутствие субъективного пристрастия

Недостатки:

1)недостоверность анкет-искажения

2)смещение выборки (отказ респондентов, заполнение анкет анкетерами)

3)отсутствие личного контакта

4)качество анкет

5)отсутствие тщательной проработки логической структуры, неоднозначность вопросов

6)наличие открытых вопросов, которые плохо срабатывают.

(Интернет)Анкетирование. Анкета (от франц. enguete - расследование) это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника. Первоначально в период становления так называемой политической арифметики, разрабатываемой в XYII в. англичанином У. Петти и его сторонниками, анкетой называли процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров (наборов вопросов).

При разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила:

Содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам исследования. Для этого каждый из вопросов нужно соотнести с исследовательскими задачами.

Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты, опроса у отвечающего сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

При формулировках “подсказок” - избираемых вариантов ответа - нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе “положительных” и “отрицательных” суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.

Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.

Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.

Анкету необходимо оформлять аккуратно, в ее полиграфическом оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов ответов, пояснения респондентам относительно способа ее заполнения.

Основные виды анкетирования:

По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.

По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).

По способу распространения анкет различают: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовую (рассылается по почте) и прессовую (публикуется в газете или журнале).

Различные сочетания названных признаков могут образовывать множество разновидностей анкетного опроса.

Примером группового анкетирования могут служить опросы школьников в классах. Основное достоинство группового анкетирования связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 20-30 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае неясностей при заполнении анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.

При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми, для замены респондента.

Почтовый опрос также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны - низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%). Не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.

Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.

Наши рекомендации