Соотношение понятий ПА и ПП (ахременко)

Отдельная тема, которую необходимо затронуть, — отношение меж­ду политическим анализом и политическим прогнозированием. Данный вопрос находится в центре оживленных научных споров, причем некоторые точки зрения являются полярными. Так, часть исследователей считают, что политическое прогнозирование — совершенно самостоятельная с точки зрения предмета, задач и функций области политичес­кой науки. Согласно противоположному мнению, оно не обладает самостоятельным методологическим статусом, является лишь этапом или функцией политического анализа. Такой взгляд особенно распро­странен среди авторов, склонных считать политический анализ сугубо прикладной дисциплиной. Например, К.В. Симонов в учебном посо­бии «Политический анализ» пишет: «Политический анализ, на наш взгляд, включает в себя три основополагающих компонента: анализ сложившейся политической ситуации, прогноз относительно ее развития и принятие компетентных политических решении».

Право на существование точки зрения о «методологической несамостоятельности» политического прогнозирования связано с тем, что многие методы политического анализа действительно могут продуцировать знание прогнозного характера. Большинство статистиче­ских методов способно не только устанавливать связь между двумя переменными, но и предсказывать значение одной переменной на основании значений других переменных. Даже качественные (основанные на размышлении, а не на подсчете) методы анализа — такие, например, как ситуационный анализ, — содержат не только пред­ставление о текущей политической ситуации, но и — в имплицитном (скрытом) виде — суждения о ее дальнейшем развитии. Квалифицированный политический аналитик, рассматривая уже обозначивши­еся тактики действий политических акторов, неизбежно будет задаваться вопросом о возможности проецирования подобных линий поведения в будущее.

В то же время существует ряд исследовательских методов, специ­фических именно для прогностики. К таковым, например, относится метод составления политических сценариев, который мы еще будем рассматривать подробно. Более того, в политическом прогнозировании еств целые методологические подходы, концентрирующие вни­мание на таких принципиальных вопросах, как «открытость» (непредопределенность) будущего, характер его альтернативности, соотношение предсказания, планирования и проектирования в поли­тической жизни общества. Уместно говорить о существовании особой философии политического прогнозирования. Даже в тех случаях, когда для решения задач прогнозирования используются стандартные методы политического анализа, используются они, как правило, определенным, адаптированным для целей прогнозирования образом.

Политическое прогнозирование решает наиболее сложные задачи, что обусловлено очень высоким уровнем неопределенности, возника­ющей в условиях взаимодействия множества факторов, действий мно­жества политических субъектов, преследующих конфликтующие цели (которые, в свою очередь, часто бывают скрытыми). Такой уровенъ сложности решаемых проблем нередко требует разработки комплекс­ных прогнозных систем, объединяющих в единое целое отдельные, сравнительно простые методы анализа и прогноза. Соответственно, построение политических прогнозов требует специального методологи­ческого дизайна, отвечающего объекту и задачам конкретного исследо­вания. Метафорически это можно представить следующим образом: чтобы построить прогностический «мост» из настоящего в будущее, в качестве строительного материала хороши методики политического анализа, но при этом архитектурное, дизайнерское решение по скреп­лению, сцеплению отдельных элементов в целостную конструкцию будет подчинено задачам именно прогнозного характера.

При постройке такого «моста» необходимо использовать не только методы политического анализа, но и накопленные теоретические зна­ния о связях между явлениями политической жизни. Прогнозируя, к примеру, вероятность военного переворота в какой-нибудь стране «третьего мира», мы неизбежно примем во внимание имеющееся зна­ние о факторах, в целом влияющих на дестабилизацию политической ситуации в данном классе государств. Иными словами, мы станем ру­ководствоваться результатами теоретических политико-аналитических исследований по данной проблеме.

В то же время конечные цели прогностического исследования но­сят, как правило, прикладной характер. Это относится не только к нормативному прогнозированию, по определению ориентированно­му на того или иного политического актора и его интересы, но и — в значительной мере — к прогнозированию поисковому. Исследование альтернатив будущего развития политических событий практически всегда ориентировано или на то, чтобы повлиять на это развитие, или на то, чтобы подготовиться к благоприятным / неблагоприятным ис­ходам, если возможности влияния ограничены. Сложно представить себе прогнозное исследование, выполняемое из чисто научного, ака­демического интереса.

Что касается понимания политического прогнозирования как «этапа» политического анализа, то созданию политического прогноза предшествует анализ исходной ситуации, сложившейся накануне; прогноз невозможен без тщательного рассмотрения существующих тенденций, факторов, расстановки политических сил. Однако верно и то, что разработка прогноза способна скорректировать, уточнить, а иногда и принципиально изменить взгляд аналитика на характеристики исходной ситуации. Реальный процесс прогнозно-аналитичес­кого исследования итеративен, он предполагает возвращение к уже пройденным этапам на новом уровне знания. Неправильно представ­лять себе его как жесткую последовательность дискретных этапов или стадий: 1 — анализ ситуации; 2 — прогноз развития ситуации. Кор­ректнее следующая схема: 1 — анализ ситуации; 2 — прогноз развития ситуации; 3 — уточнение анализа ситуации на основании сделанных прогнозов; 4 — уточнение прогнозов на основании углубленного ана­лиза ситуации. Таким образом, политический анализ и политическое прогнозирование взаимно дополняют друг друга в решении задачи снижения неопределенности, причем анализ способен выполнять часть прогностических функций, а прогноз — часть аналитических.

Итак, являются ли анализ и прогнозирование частями единого целого или же это самостоятельные направления в политической науке? И первое, и второе (но скорее первое, чем второе). У политиче­ского анализа и прогнозирования не просто много общего: полити­ческое прогнозирование можно рассматривать как интегральную деятельность, синтезирующую все три уровня политического анали­за: теоретический, прикладной и методологический; оно решает при­кладные проблемы, активно используя методологию политического анализа и его теоретические результаты. Любое добросовестное про­гнозное исследование, нацеленное в качестве объекта на сложную систему, будет иметь и теоретико-методологический, и теоретико­прикладной аспект. В то же время политическое прогнозирование располагает собственными, отличными от аналитических, методоло­гиями и методиками.

19. Программа политического исследования: основные составляющие (ядов)

Программа является основным документом, в котором излагается концепция исследования, формулируются задачи и основные гипотезы, описываются процедуры и правила обработки полученной информации. Она состоит из методологической и методической частей.

При реализации «заказных» политических проектов рабочая группа иногда игнорирует требование написания программы в условиях жесткого цейтнота времени, в результате чего возникает ситуация неудовлетворительного качества полученного материала. Схема написания программы для изысканий, имеющих прикладной или по преимуществу теоретический характер решаемых проблем, общая.

Теперь конкретнее о программе. Методологическая часть включает в себя следующие этапы:

1. Формулировка, перечень основных проблем, противоречий.

В зависимости от цели исследования проблемы могут иметь гносеологический (связаны с недостатком знания об объекте) или предметный характер (связаны с конфликтами, процессом принятия решений, политическими процессами и т.д.). По «носителю» проблемы делятся насоциально-демографические, национальные, профессиональные, политические, неформальные групповые, институциональные. По масштабам распространенности — наобщегосударственные или региональные. По времени действия противоречия могут оцениваться как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По глубине — одноплановые(например, расчет рейтинга в ситуации альтернативности выбора кандидата) и системные(отражают дисбаланс всей общественной или государственной системы, например, анализ уровня социальной напряженности). Существует опасность выдвижения мнимых проблем или проблем слишком общего характера.

1. Указание цели

В политических проектах цель чаще является практической, так как предполагается выработка рекомендаций заказчику.

1. Указание объекта и предмета

Объект-носитель — конкретная социальная общность. Предмета - обозначение свойств или характеристик, сторон объекта, которые подлежат изучению.

1. Логический анализ основных понятий

Структурирование понятий, связанных с предметом исследования.

1. Эмпирический анализ основных понятий

На этом этапе идет создание системы эмпирических индикаторов, с помощью которых и будет оцениваться состояние изучаемого объекта и которые будут переведены в вопросы, обращенные к респондентам.

1. Выдвижение рабочих гипотез исследования

Гипотеза — научное предположение для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Формируется на основе предварительной информации об объекте, характере существующих в нем противоречий и т.д. Для этого могут пригодиться абсолютно любые сведения, даже не проверенные. В гипотезе аккумулируется весь потенциал специалиста.

1. Формулировка задач исследования (основных способов решения проблемы)

Методическая часть также в определенной последовательности содержит важные сведения о реализации проекта. В начале методической части обозначается исследуемая совокупность. В проект выборки включают число опрашиваемых людей, их социально-демографические или иные параметры, дается обоснование техники проведения опроса (когда и где его следует проводить). Затем обосновывается необходимость используемых конкретных методов сбора информации (опрос, эксперимент, наблюдение, фокус-группы и т.д.). Наконец, описывается логическая структура получаемой информации, а также логическая структура обработки информации на PC (перечень необходимых видов анализа, список номеров вопросов для корреляционного анализа).

Методическая часть программы обязательно включает в себя рабочий план исследования (процедуры). Он содержит четыре блока: в первом формулируются принципы формирования и подготовки группы «полевиков», проведения пробного исследования, корректировки инструментария, размножения инструментария, составления сметы расходов; второй — «временной» блок с графиком работ ; в третьем собраны все рекомендации, связанные с обработкой информации; и наконец, в четвертом дается описание всех видов работ, связанных с формулированием выводов.

При составлении программы также следует предусмотреть, в какой форме будут представлены результаты работы. По итогам эмпирического исследования составляется отчет или аналитическая справка с приложением. Прилагаются все методологические и методические документы: программа, рабочий план, инструментарий (анкеты, кодировочные бланки и т.д.), инструкции, а также все данные (таблицы, графики, индивидуальные мнения). Исследователь должен не допускать ситуации, когда заказчик навязывает ему готовый инструментарий, например опросник или анкету. Мотивы заказчика в этом случае вполне понятны: он экономит средства и, как ему кажется, гарантированно сможет получить ответы на интересующие его вопросы. Но в этом случае велика вероятность несовпадения тех задач, которые поставлены перед ученым, и возможностей их реализации, предоставленных таким внешним давлением. Количество измеряемых/оцениваемых свойств объекта не равно количеству задаваемых вопросов. Формулировки вопросов исследователя, заказчика и респондента не являются тождественными! Необходим перевод задачи заказчика в исследовательский вопрос, а затем его нужно трансформировать в вопрос для респондента.

Наши рекомендации