Этические проблемы исследования в социальной работе

Наука как особый вид деятельности неизбежно выходит на проблемы целей, последствий, которые она может иметь, а также средств, которые она использует для достижения поставленных целей.

Методология, этика, социология всегда стремились к тому, чтобы выработать своеобразный кодекс, которым должен руководствоваться каждый ученый в своей творческой деятельности. Такой кодекс в виде перечня принципиальных положений предложил В.Ф. Берков [1]:

• Добивайся глубокого и всестороннего овладения знаниями, выработанными человечеством по избранному предмету исследования. Ростки будущего науки ищи в ее истории. Обогащай свои познания «драмами» идей.

• Стремись к познанию законов и принципов фундаментальных наук. Помни: нельзя добиться успеха, игнорируя закономерности развития природы, общества, мышления.

• Изучай методы и формы научного познания. Расширяй свой философский кругозор. Осваивай лучшие образцы научно-исследовательской деятельности.

• Начиная работу, определи ее предмет, четко сформулируй проблему или задачу, отдели познанное от непознанного, данное от искомого. Правильная постановка проблемы (задачи) – половина ее решения (Ф. Бэкон). Разбей проблему (задачу) на подпроблемы (подзадачи), ищи аналоги ее решения в предшествующей научно-исследовательской практике.

• Новое увязывай с твердо усвоенным. Ищи необходимые и остаточные средства достижения цели. Максима «цель не оправдывает средства» справедлива в науке не в меньшей мере, чем в любой иной сфере человеческой деятельности. Не все, что может быть сделано в науке, морально оправдано.

• Цени оригинальную мысль. Возьми на вооружение смысл надписи над входом в Международный институт стресса: «Ни знание предмета и мощь твоих инструментов, ни обширность твоих знаний и точность твоих планов никогда не смогут заменить оригинальность твоей мысли и зоркость твоего наблюдения». Вместе с тем, не оригинальничай без нужды и по любому поводу.

• Учись в работе, как и в жизни вообще, выделять главное, существенное, моделировать его. Построение модели – весьма важный элемент в искусстве исследования. Отсеивай второстепенное, не создавай барьеров на своем пути. Старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно. Избегай бессмыслицы.

• Пользуйся «бритвой Оккама» – не умножай «сущностей» без надобности. Фундаментальное правило науки – не вводить понятие до той поры, пока нужда в нем не станет совершенно очевидной.

• Опасный враг ученого – тенденциозность. Она делает исследователя рабом собственных заблуждений. Будь внимательным к критике – она может способствовать совершенствованию процесса исследования и его результатов. Не бойся ошибиться в работе, бойся пропустить ошибку.

• Не суди слишком категорично. Ничто не принимай на веру. Сомнение – путь познания истины.

• Не верь в сказки о достижениях дилетантов и не надейся на случайное открытие. Остерегайся высказывать мнение по вопросам, находящимся в смежных областях знаний, пока не освоишь их профессионально.

• Не бойся противоречий, ибо «противоречие – корень всякого движения и жизненности» (Гегель). Оно может свидетельствовать о неверности выбранного вами пути.

• Уясни, что означают в науке слова «доказать», «опровергнуть», «подтвердить», «возразить», «объяснить. Цени чужое мнение, но требуй его обоснования. Опираясь на достижения предшественников, ссылайся на их работы, добивайся точности изложения их мыслей.

• Старайся хладнокровно оценивать достоинства всякой новации, не поддавайся газетным сенсациям.

• Идя в науку, будь готов к суровым испытаниям. Принимай на себя «бремя» обоснования собственных утверждений. Чем значимее результат, тем серьезнее преграды на пути его признания.

• Стремись к оповещению научного сообщества о полученных результатах. Публикации – главное в этом процессе. Вместе с тем, не злоупотребляй количеством публикаций.

• Учись вести научную дискуссию, соблюдай ее принципы.

• Выражайся просто и ясно.

• Здраво оценивай уровень своей квалификации. Не стесняйся обращаться за консультациями к специалистам в других областях знаний. Уважай авторитеты, но не полагайся на их непогрешимость.

• Держи в поле зрения информационные системы, службы и средства своей области науки, познай их принципы и возможности. Следи за новинками литературы, овладевай навыками обращения с библиографическими указателями. Не жалей времени на пополнение собственной картотеки.

Академик Д.С. Лихачев ввел в обиход термин «экология культуры». Он подчеркивал, что несоблюдение законов биологической эволюции может убить человека физически, а несоблюдение законов экологии культуры убьет его нравственно. Игнорирование законов экологии науки, где кодекс научно-исследовательской работы – необходимый компонент, ведет к сбоям в работе институтов науки, к разрушению и гибели научного сообщества.

Литература

1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки : Учеб. пособие / В.Ф. Берков. – М. : Новое знание, 2004. – 336 с.

2. Клипинина, В.Н. Социальная педагогика : Введение в научное исследование : учеб.-метод. пособие / В.Н. Клипинина. – Минск : БГПУ, 2007. – 75 с. – (Серия «Социальная педагогика. Социальная работа» ; вып 10).

3. Кузнецов, И.Н. Научное исследование : Методические пособие / И.Н. Кузнецов. – Минск : ИНБ РБ, 1995. – 35 с.

4. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе : Учебное пособие для высшей школы / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – 2-е изд. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.

5. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема1 Научное обоснование исследования

(лабораторное занятие)

Основные понятия:научное обоснование исследования, проблема исследования, тема исследования, цель и задачи исследования, проблемная социальная ситуация, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, социально-педагогические явления, факты, объективность и валидность фактов, обработка, анализ и интерпретация фактов, обобщение, апробация и практическое использование результатов исследования.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие о методологическом аппарате исследования.

2. Объективная область исследования. Факторы, влияющие на ее определение: актуальность, новизна, перспективность; образование, научные интересы и жизненный опыт исследователя; связь с практикой.

3. Проблема исследования и ее сущность. Источники проблем. Проблемная социальная ситуация. Формулировка и обоснование проблем. Тема исследования как результат фиксации рамок проблемы.

4. Цель и задачи исследования. Аспекты содержания цели исследования: теоретический, практический, образовательный.

5. Объект исследования как совокупность свойств и отношений, существующих объективно и отражаемых исследователем. Объект исследования в социальной педагогике и социальной работе.

6. Предмет исследования как аспект объекта.

7. Гипотеза исследования. Ее роль в научном обосновании социально-педагогического исследования. Виды гипотез. Выдвижение гипотезы как процедура теоретического исследования. Способы конструирования гипотез. Правила формулирования и требования к научной гипотезе.

8. Понятие о результатах исследования.

9. Социальные и социально-педагогические явления и факты. Факт как единица научного знания. Формы выражения фактов: словесно-логическая, аудио-визуальная, графическая, в виде формул. Способы фиксации фактов. Требования к фактам. Обработка, анализ и интерпретация фактов. Обобщение, апробация и практическое использование результатов исследования.

Практические задания:

1. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

- «коллектив педагогов и учащихся средней школы № 3 г. Бреста»;

- «процесс становления гимназии на базе средней школы»;

- «психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре»;

- «зависимость между стилем педагогического общения воспитателя и воспитанников и успешностью познавательной деятельности».

2. Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для исследования на тему «Подросток как объект и субъект воспитания» (тему можно предложить свою).

3. Для того чтобы научиться отличать практический аспект педагогических нововведений от исследовательского, проанализируйте следующие словосочетания: «улучшены результаты обучения»; «повысилась успеваемость»; «уточнены принципы»; «выявлены закономерности»; «налажено сотрудничество»; «проверена эффективность новой технологии»; «снижена заболеваемость»; «повысился престиж учебного заведения».

Укажите словосочетания, которыми выражаются:

а) практические достижения;

б) исследовательские результаты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?

2. В исследованиях по социальной работе нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.

3. Чем отличается гипотеза от концепции?

4. Разграничьте понятия: критерии, показатели, индикаторы успешности исследования.

5. Какие требования предъявляются к понятийно-категориальному аппарату исследования в области социальной работы?

Литература:

1. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М. : Логос, 2006. – Глава I.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – Глава ΙΙ.

3. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996. – С. 56 – 70.

4. Папковская, П.Я. Методология научных исследований: Курс лекций / П.Я. Папковская. – Минск: ООО «Инофрмпресс», 2002. – С. 10 – 11, 14 – 24, 58 – 65, 90 – 95.

5. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – Глава III.

Тема 2 Наблюдение как метод исследования

В социальной работе

(практическое занятие)

Основные понятия:научное наблюдение, виды научного наблюдения; протокол наблюдения.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. В чем состоит сущность метода исследовательского наблюдения?

2. Раскройте универсальность метода исследовательского наблюдения.

3. Охарактеризуйте разновидности метода наблюдения в исследованиях в социальной работе.

4. Приведите примеры сочетания метода наблюдения с другими методами исследования в социальной работе.

5. Охарактеризуйте способы фиксации результатов наблюдения.

6. Охарактеризуйте достоинства и недостатки метода исследовательского наблюдения.

Практические задания:

Пронаблюдайте во время практического занятия (по любой дисциплине), на каком его отрезке студенты проявляют максимум и минимум внимания. Объясните причину. Записи наблюдения оформите в таблицу:

Время в мин. Этапы занятия Действия преподавателя Действия студентов Анализ и оценочные суждения наблюдателя  
8.30 – 8.33 Организация начала занятия      

2. Сравните записи двух наблюдателей за поведение девочки Тони (1 год 7 мес.):

Наблюдатель 1: «Добежала на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собой, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».

Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?

При каком виде записи достигается большая объективность и информированность описываемых явлений?

3. Составить «Портрет однокурсника» (Выполняется на занятии).

4. Разработайте методику наблюдения в соответствии с избранной темой курсовой работы. С этой целью: а) составьте подробный план наблюдения, отражающий содержаний вашей деятельности в качестве исследователя, последовательность действий, их продолжительность и периодичность; б) программу одного из предполагаемых сеансов наблюдения.

Литература:

1. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М. : Логос, 2006. – Глава 2.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – Глава ΙΙΙ.

3. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996. – С. 56 – 70.

4. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. – М. : Просвещение, 1988. – С. 62 – 76.

Тема 3 Методы опроса в социальной работе

(практическое занятие – 2 часа, лабораторное занятие – 4 часа)

Основные понятия:вербальная коммуникация; социологический опрос; респондент, интервьюер; ситуация опроса; содержательные, функциональные, контрольные, открытые, закрытые, прямые, косвенные вопросы; пилотажный опрос; исследовательская беседа; барьеры общения; критерии объективности информации; невербальные компоненты общения; анкетирование; анкета; открытые и закрытые анкеты; стереоанкетирование; интервью; стандартизированное, фокусированное, открытое интервью.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Вербальная коммуникация как методика эмпирического исследования.

2. Разновидности опросов:

- стандартизированный и нестандартизированный;

- выборочный и сплошной;

- одноразовый и многоразовый;

- групповой и индивидуальный.

3. Технология составления опросного листа.

4. Моделирование ситуации опроса.

Практическое задание:

При использовании опроса очень важна однозначная, четкая постановка вопроса. Существуют вопросы разных видов. Приведите по 2 – 3 примера вопросов разного вида:

- прямые и косвенные;

- открытые, закрытые и полузакрытые;

- содержательные, функциональные, контрольные.

Рефераты:

1. История жизни или биографическое интервью как метод исследования в социальной работе.

2. Специфика использования опросных методов в работе с детьми и подростками.

Работа в микрогруппах.

1 микрогруппа

Технология исследовательской беседы и требования к ее организации:

- типы бесед, их сравнительная характеристика;

- условия взаимного общения;

- критерии объективности информации, получаемой в беседе;

- психологические барьеры общения и способы их преодоления;

- наблюдение в процессе беседы;

- условия эффективности беседы как методы исследования в социальной работе;

-достоинства и недостатки беседы как метода исследования в социальной работе.

Практические задания:

1. Подготовьте программу исследовательской беседы со старшеклассниками «Свободное время школьника» (или предложите свою тему).

2. Составьте схему беседы (по интересующей вас проблеме) с учащимися, их родителями, с учителями.

2 микрогруппа

Технология анкетирования:

- виды анкет;

- правила составления анкеты;

- требования к композиции анкеты;

- типичные ошибки опросников;

- основные фазы анкетного опроса;

- особенности анкетирования детей и подростков;

- достоинства и недостатки анкетирования как метода исследования в социальной работе.

Практическое задание:

Разработайте анкету для студентов по одной из следующих тем: «Профессиональное самовоспитание будущего социального работника», «Роль практики по милосердию в профессиональной подготовке будущего социального работника», «Студенты об организации учебно-воспитательного процесса на факультете».

Проведите опрос студентов. Полученные материалы проанализируйте.

3 микрогруппа

Интервьюирование как метод исследования в социальной работе:

- виды интервью;

- этапы интервьюирования;

- полевое интервью (типы вопросов в полевом интервью: описательные, структурные, контрастные);

- условия эффективности метода интервью;

- особенности интервьюирования детей и подростков;

- достоинства и недостатки интервью как метода исследования в социальной работе.

Практическое задание:

Составьте план интервью с клиентом по интересующей вас проблеме.

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможности опросных методов исследований в социальной работе. В чем их ограниченность.

2. Задачи опросных методов исследования.

3. Взаимосвязи анкетирования, интервьюирования и беседы с другими методами исследования в социальной работе.

4. Специфические возможности беседы, интервью, анкетирования. Методика их проведения.

Литература:

1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педаго-гического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001.

2. Никончук, А.С. Социально-педагогические исследования в социуме / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагічная работа. – 1998. – № 1. – С. 27 – 41.

3. Новикова, С.С. Методика составления социологической анкеты : Курс практической социологии / С.С. Новикова – М. : Международная педагогическая академия, 1993.

4. Фридман, М.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / М.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988.

5. Шикун, А.И. Социологический практикум : Учебное пособие / А.И. Шикун. – Минск : Амалфея, 2000. – 208 с.

Тема 4 Анализ документов и продуктов деятельности как методы исследования в социальной работе

(изучается самостоятельно)

Основные понятия:документ; социальная информация; виды документов: письменные, иконографические, фонетические, официальные, личные, первичные, вторичные; неформализованный анализ; контент-анализ; единицы отбора информации; продукты деятельности человека, анализ продуктов деятельности.

Вопросы для подготовки:

1. Методы анализа документов:

- традиционный анализ (классический, качественный неформализованный);

- контент-анализ (формализованный).

2 Изучение продуктов деятельности.

Практические задания(по заданиям составить письменный отчет):

1. Используя схему этапов традиционного анализа документов (см. в конце плана занятия), проанализируйте одну из статей журнала «Сацыяльна-педагагічная работа» за 2009 год.

2. Проанализируйте две – три статьи, из журнала «Сацыяльна-педагагічная работа» за 2009 год, опубликованные под одной рубрикой используя контент-анализ.

3. Изучите содержание двух – трех стенных газет (плакатов, коллажей, экспонатов выставок…), подготовленных студентами нашего факультета. Проанализируйте их.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое документ?

2. Почему документы считаются источником эмпирической информации?

3. Какие бывают виды документов? В чем их специфика?

4. В чем заключается сущность неформализованного анализа документов?

5. Для чего предназначен контент-анализ (формализованный анализ) документов? Какова его методика?

6. Что представляет собой содержательный анализ документов?

7. Как подбирать документы для анализа?

8. В чем достоинства и недостатки метода анализа документов?

9. Что представляют собой продукты деятельности человека? Почему их считают носителями социальной и психологической информации?

10. Какова методика анализа продуктов деятельности?

11. Какова научная значимость информации, полученной из личных документов?

Литература:

1. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагоги-ческого исследования: Учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – Логос, 2006. – С. 40 – 44.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. –.С. 105 – 106.

3. Социологический словарь / Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редокол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. – 2-е изд., перераб и доп. – Минск : Университетское, 1991. – Статьи: Анализ документов; Анализ вербальных документов; Анализ иконографических документов; Документ; Контент-анализ.

Этапы традиционного анализа документов:

1. Внешний анализ. Цель – определить:

- что собой представляет документ, его состояние, подлинность;

- кто его автор, кому адресуется;

- каковы обстоятельства создания документа, как он согласуется с другими источниками информации;

- какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам;

- отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы.

2. Внутренний анализ (изучение содержания документа):

- что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание;

- кому он понадобился, зачем, его контекст;

- какие выводы можно сделать из анализа документа.

Тема 5А Диагностические методы исследования в социальной работе. Тестирование

(лабораторное занятие)

Основные понятия:диагностика; социально-педагогическая диагностика; тест, тестирование; модельность, стандартизированность, надежность, валидность, достоверность теста; интеллектуальные тесты, проективные тесты, рисуночные тесты.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Диагностические методы исследования (тесты, шкалирование, педагогический консилиум).

2. Тестирование как диагностический метод исследования.

- понятие о тестах; диагностическая сущность теста;

- признаки теста: объективность, модельность, стандартизированность, надежность, валидность;

- виды тестов, их характеристика;

- требования к тестам;

- достоинства и недостатки тестирования как метода исследования.

Практические задания:

1. Подберите не менее трех тестовых методик для учащихся разных возрастных групп (младших школьников, подростков, старшеклассников) по любой интересующей исследователя проблеме.

2. Проведите тест-анкету «Ваше мнение о коллективе» (выполняется на занятии).

3. Проанализируйте предложенные преподавателем детские рисунки и сделайте диагностические выводы.

4. Подберите по одному – два теста каждого вида в «Копилку социального работника».

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое научная диагностика? Какова структура процесса диагностики?

2. Охарактеризуйте этапы процесса диагностики.

3. Что такое социальная, индивидуальная, объективная нормы?

4. Что такое социально-педагогическая диагностика? Каковы ее принципы?

5. Какие методы относятся к диагностическим методам исследования?

6. Что представляет собой метод тестирования?

7. Каковы особенности его применения в рамках психолого-педагогического исследования?

8. Что следует понимать под надежностью и валидностью теста?

9. Каковы требования к процедуре тестирования?

10. В каких ситуациях можно эффективно использовать метод тестирования?

11. В каких случаях и когда не рекомендуется публично обсуждать результаты тестирования?

Литература:

1. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагоги-ческого исследования: Учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М. : Логос, 2006. – С. 44 – 48.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педаго-гического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. –.С. 100 – 105.

3. Ингекамп, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингекамп. – М.: Педагогика, 1991.

4. Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др.; Под ред. А.И. Кочетова. – Минск : Народная асвета, 1987.

5. Фридман, Л.М Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М. : Просвещение, 1988. – С. 21 – 26.

Тема 5Б Психометрические и экспертные методы исследования

В социальной работе

(лабораторное занятие)

Основные понятия: ранжирование, рейтинг, метод независимых судей, метод обобщения независимых характеристик, метод экспертных оценок, диагностическая ситуация, социометрия, рефренометрия, тест социометрического выбора, социоматрица, социограмма.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

Экспертные методы исследования:

- метод обобщения независимых характеристик;

- метод экспертных оценок (практическое задание 1);

- диагностическая ситуация (практическое задание 2).

Практические задания:

1. Составьте список студентов группы по степени общественной активности. Первый в списке – самый активный, второй – ближайший по степени развития этого качества личности и т.д.

2. Подберите две – три диагностические ситуации (по выбору):

а) 1 – требующие анализа и оценки;

2 – требующие принятия решения и его обоснования;

б) 1 – стандартные;

2 – нестандартные (творческие);

в) 1 – имитирующие (моделирующие, воссоздающие) реальность;

2 – реальные (сложившиеся естественно или специально организованные).

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего предназначены психометрические и экспертные методы исследования?

2. Сущность экспертных методов.

3. В чем заключаются особенности технологии метода обобщения независимых характеристик и метода независимых судей?

4. Как добиться надежности информации и избежать субъективности в использовании экспертных методов?

5. Каковы особенности использования теста социометрического выбора в разных возрастных группах?

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высшей школы / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1996.

2. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагоги-ческого исследования: Учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М. : Логос, 2006.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педаго-гического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001.

4. Ингекамп, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингекамп. – М.: Педагогика, 1991.

5. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе : Учебное пособие для высшей школы / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – 2-е изд. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2006.

6. Фридман, Л М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М. : Просвещение, 1988.

Тема 6 Экспериментальные методы исследования

(практическое занятие)

Основные понятия:эксперимент, экспериментальные методы; лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; социальный эксперимент, социально-педагогический; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент, контрольный эксперимент; сравнительный эксперимент; опытно-экспериментальная работа; экспериментальный фактор; зависимые и независимые переменные, социодрама, мысленный эксперимент; метод моделирования, моделирующий эксперимент, эксперимент «экс-пост-факто».

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Сущность и виды экспериментов в исследованиях в социальной работе.

2. Понятие о мысленном моделировании. Моделирующий эксперимент.

3. Роль моделирования в реализации связей науки и практики.

4. Методика разработки социальных проектов.

5. Основные требования к социально-педагогическому эксперименту.

6. Достоинства и преимущества экспериментальных методов.

Практические задания(работа в микрогруппах):

1. Используя сравнительную таблицу, охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента. В чем они дополняют друг друга? В чем просматривается взаимосвязь наблюдения и эксперимента?

2. Создайте идеализированные объекты:

«идеальный воспитанник»,

«идеальный социальный работник».

Какой метод вы при этом использовали?

Реферат:

Социодрама как специфический вид преобразующего социально-педагогического эксперимента.

Вопросы для самоконтроля:

1. Обоснуйте, какие задачи решаются при проведении в социальной работе исследования с помощью эксперимента. Сформулируйте наиболее важные условия его проведения.

2. В чем проявляется комплексный характер эксперимента в социальной работе по сравнению с другими методами исследования?

3. Как следует определять репрезентативность выборки для эксперимента в социальной работе?

4. Должна ли модель того или иного объекта полностью соответствовать реальному объекту? Аргументируйте свой ответ.

5. Когда абстрагирование и его результат – абстракции – полезны и когда они могут играть отрицательную роль в исследованиях в социальной работе?

Литература:

1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: Учебное пособие / В.Ф. Берков. – Минск : ООО «Новое знание», 2004. – С. 90 -93.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред В.И. Журавлева. – М. : Просвещение, 1988. – С. 91 – 122.

3. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М. : Логос, 2006. – С. 55 – 56.

4. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс – М. : Педагогика, 1978.

5. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. – М., 1995.

6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагоги-ческого исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – С. 108 – 112.

Тема 7 Комплексные специальные методы исследования

(практическое занятие)

Основные понятия:метод социальных биографий, биографическая анкета, социальная история личности, изучение случая, метод фокус-группы; профессиональный опыт социальной работы, критерии передового профессионального опыта; профессиональное мастерство, новаторство, творчество как объект исследования.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Метод изучения социальных биографий и социальных историй:

- понятие о биографическом методе изучения личности;

- предмет метода социальных биографий;

- технология метода изучения биографий и составления характеристик;

- правила составления биографической анкеты и инструкции к ней;

- хронологическая таблица личностного и социального развития человека и ее отработка;

- особенности интерпретации результатов;

- достоинства и недостатки метода изучения социальных биографий и социальных историй.

2. Метод изучения случая как комплексное монографическое исследование.

3. Метод фокус-группы:

- критерии подбора участников групповой дискуссии;

- социальный работник как модератор групповой дискуссии;

- сценарий дискуссии;

- технология проведения групповой дискуссии;

- анализ работы фокус-группы и интерпретация полученных результатов;

- достоинства и недостатки метода фокус-группы.

Практические задания:

1. Сделайте анализ комплексных методов исследования, заполнив таблицу:

Метод, его исследовательская сущность Достоинства метода Недостатки метода
     

2. Предложите вопросы для биографической анкеты и подготовьте инструкцию к ней.

3. Разработайте программу изучения случая из жизни клиента.

4. Составьте примерную схему анализа педагогического опыта. Какие методы и этапы исследования он предполагает?

5. Подготовьте сценарий изучения отношения респондентов к рекламе на телевидении (указываются: цель, задачи, инструментарий исследования, порядок и логика обсуждения проблемы, количество времени, которое предполагается затратить на обсуждение каждого аспекта проблемы, механизмы отбора участников фокус-группы). Тема обсуждения может быть изменена по желанию студента.

Рефераты:

1. Групповая дискуссия как способ выявления различий в понимании испытуемыми социальных проблем, событий и явлений жизни.

2. Метод семейной биографии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего предназначены комплексные методы исследования?

2. Какую роль играет изучение переживаний и воспоминаний клиентов социальной работы для исследования социальных явлений и процессов?

3. Каковы особенности использования метода изучения случая?

4. Охарактеризуйте технологию метода фокуса-группы.

5. Каково значение изучения и обобщения опыта в структуре исследовательской деятельности социального работника?

6. В чем достоинства и недостатки комплексных специальных методов исследования?

Литература:

1. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педаго-гического исследования / В.И. Загвязинский. – М., 1995.

2. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск: БелЭн, 2003. – С. 342.

3. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе : Учебное пособие для высшей школы / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – 2-е изд. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2006.

4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 2-е изд., стереотип. – М. : «Академия», 2004. – С. 78.

Тема 8 Методы обработки и описания результатов исследования

В социальной работе

(изучается самостоятельно)

Основные понятия: генеральная совокупность, обследуемая совокупность, единицы отбора, выборочная совокупность, выборка, репрезентативность выборки, качественные методики анализа результатов, сжатие информации, схематизация, генеалогическое дерево, кодирование, количественный анализ данных, измерение, квантификация, ранговые уровневые показатели, альтернативный анализ, вариационный анализ, корреляционный анализ, коэффициенты корреляции, факторный анализ.

Вопросы для подготовки:

1. Сущность и значение обработки фактического материала в исследовании в социальной работе.

2. Методика интерпретации упорядоченных данных.

Практическое задание:

Попробуйте представить идеальную модель знакомой Вам социально-педагогической структуры:

<

Наши рекомендации