Методика проведения практических работ

Практическая работа на тему: «Для чего нужен компас?»

Цель урока:проверить и оценить знания по разделу «Общение»; Изучить понятия «горизонт», «линия горизонта», основные и промежуточные стороны горизонта; познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта - компас, научить им пользоваться; научить определять стороны горизонта по местным признакам.

Оборудование: таблицы по природоведению: «Холмистая равнина», ориентирование по местным признакам», «Овраг», «Плоская равнина».

Таблички со словами: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, названиями основных и промежуточных сторон горизонта, компас - у каждого ученика.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверочная работа.

Работа проводится в тетрадях «Проверим себя»,

I вариант - стр. 33, задание 1; стр. 34, задание 1; стр., 45, задание 24.

II вариант - стр.33, задание 2; стр. 34, задание 2; стр.46, задание 25.

Когда работа выполнена, дети, сидящие за одной партой, меняются

тетрадями. Осуществляется взаимопроверка и коллективный отбор выполненных заданий.

«Посмотри вокруг» - беседа о Земле

- Мы с вами живем на планете Земля, Вспомните, что вы знаете о нашей
планете, (Ответы детей.)

- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

3.Объяснение нового материала.

Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, Земля-плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.

- Как вы думаете, правы были древние мудрецы? (Ответы детей.)

- Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В. Горького и Ю. Авдеева «Как выглядит Земля?» в учебнике на стр. 72-73,

Дети читают вслух текст «Как выглядит Земля?»

- Так какой же формы Земля? (Земля имеет форму шара.)

В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля.

Лишь при его приближении становится, виден весь корабль. Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.

Почти пять веков назад отважный капитан Фериан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет. Обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

Что такое горизонт?

Отправляясь в путешествия, люди узнавали все больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

Дети хором проговаривают определение.

«Горизонт - земная поверхность, которую мы видим вокруг себя»

Учитель вывешивает на доску таблицу «Холмистая равнина». Дети перечисляют по таблице предметы, видимые на горизонте, указывая их положение по отношению друг к другу и к наблюдателю.

Поскольку на таблице дана лишь часть горизонта, учитель предлагает ученикам мысленно его расширить и рассказать, что они увидят по сторонам горизонта.

- Рассмотрите фотографии на стр. 70 в учебнике, таблиц «Холмистая
равнина», рисунки с изображением моря и корабля. Что общего между такими
разными картинками? (Вдали небо как бы сходится с землей.)

- Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.

Дети хором проговаривают определение линии горизонта, затем показывают линию горизонта на фотографиях в учебнике (стр.70), на таблице и рисунках на доске.

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? (Ответы
детей.)

- Проведем опыт. Какую форму имеет планета Земля? (Шар.)

- Поэтому для опыта мы возьмем мяч, имеющий такую же форму. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит посмотреть па мяч, который держит на уровне груди. Мелом отмечают на мяче границу видимой области.

Далее учитель поднимает мяч над головой. Ученик объясняет, что «край» мяча (граница видимой области) переместился. Делается вывод, что линия горизонта - это воображаемая линия между небом и землей, добраться до нее нельзя.

4. Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем

(Дети встают). И немножко отдохнем

(Потягиваются). Вправо, влево, повернитесь.

(Повороты). Наклонитесь, наклонитесь.

(Наклоны) Руки вверх и руки вбок.

(Движения руками) И на месте прыг да скок!

(Прыжки на месте) А теперь бегом вприпрыжку.

(Бег на месте) Молодцы вы, ребятишки!

В тетрадях и на доске следующий рисунок:

- Но кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные:
северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

Учитель показывает эти направления на схеме на доске, дети хором проговаривают названия промежуточных сторон горизонта.

На доске схема дополняется табличками:

Записываются названия сторон горизонта сокращенно. Основные - одной буквой, промежуточные - двумя.

- Рассмотрите рисунки - схемы на стр. 71. Назовите, какими буквами
обозначены основные и промежуточные стороны горизонта на этом рисунке.

- Подумайте, какие стороны горизонта не обозначены на остальных
рисунках- схемах? (Ответы детей.)

Как ориентироваться на местности

- Каким же образом можно определить стороны горизонта? (Ответы
детей.)

- С давних времен люди определяли стороны горизонта по местным
природным признакам.

Учитель вывешивает на доске таблицу «Ориентирование, но местным признакам». Дети по рисункам определяют стороны горизонта.

Таблица знакомит с природными ориентирами, по которым можно определить свое положение относительно сторон горизонта. Для их приблизительного определении могут служить следующие признаки: кора на отдельно стоящих в лесу деревьях обычно грубее с северной стороны; на южной стороне кора обычно бывает суше, тверже и светлее.

На стволах хвойных деревьев на освещенной, южной стороне южной бывают натеки и сгустки смолы.

На скалах и отдельно лежащих камнях лишайники и мхи чаще покрывают северную сторону.

Муравейники почти всегда располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. Ягоды и фрукты созревают раньше с южной стороны.

Лунки, образующиеся при таянии снега, у корней деревьев, обычно вытянуты сильнее в южном направлении.

В лесных массивах просеки, как правило, прокладывают по направлению ссвср - юг, восток- запад.

Для чего нужен компас - практическая работа

- Шло время, и люди изобрели особый прибор для точного определения
сторон горизонта. Кто знает, как он называется?

(Компас.)

Дети рассматривают устройство компаса, под руководством учителя знакомятся с такими сто частями как корпус, магнитная стрелка и предохранитель.

Учитель знакомит детей с правилами пользования компасом:

- Положить компас на ровную горизонтальную поверхность;
оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится;

- Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный- с буквой Ю; тогда все буквы укажут направления сторон горизонта;

- Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель

Далее дети определяют с помощью компаса стороны горизонта в классной комнате, положение отдельных предметов.

5. Закрепление изученного материала

- Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца.

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

(планета Земля)

- Приведите доказательства, что Земля имеет форму шара. (Снимки из
космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например, кораблей, за линией горизонта.

- Отгадайте загадку:

Он и летом и зимой-

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди-

Он все будет впереди.

(Горизонт, точнее линия горизонта)

- Что такое горизонт? Линия горизонта?

- Покажите линию горизонта на таблицах «Овраг», «Плоская равнина».

-Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по
отношению друг к другу, покажите. (Один ученик рисует на доске).

-Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по
отношению к основным сторонам горизонта, покажите. (Один ученик рисует на доске).

Качается стрелка

Туда и сюда.

Укажет нам север

И юг без труда.

(Компас)

- Для чего нужен компас? Назовите и покажите части компаса.

6. Домашнее задание

1. Читать учебник на стр. 70-75; уметь пересказывать;

2. Знать термины, уметь объяснить их.

Приложение 4.

Наши рекомендации