Структурная организация усвоения
Психологические компоненты усвоения (Н.Д.Левитов) | Дидактическая интерпретация В.А.Крутецкого |
положительное отношение учащихся | выражается в их внимании, интересе к содержанию урока |
процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом | наглядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых |
мышление как процесс активной переработки полученного материала | осмысливание и понимание всех связей и отношений, включение нового материала в уже имеющуюся в опыте обучающегося систему |
процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации | эффективность этих процессов определяется: а) конкретностью установке на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике и т.д.); б) включённость обучающегося в активную собственную деятельность; |
УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
«понимание» | отсутствие опыта (знаний) в конкретном виде деятельности, но есть способность к восприятию новой информации, т.е. наличие обучаемости | |
«узнавание» | выполнение каждой операции деятельности с опорой на описанные действия, подсказку, намёк (репродуктивное действие) | |
«воспроизведение» | самостоятельное воспроизведение и применение информации в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной | |
«применение» | способность использовать приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное | |
«творчество» | действуя в известной сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создаёт новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию |
Успешность усвоения (обучения) определяется:
1) Субъективными факторами:
- отношение к предмету;
- установки;
- особенность познавательных процессов (восприятия, памяти и т.д.)
- и т.д.
2) Объективными факторами (свойствами самого материала):
- содержание учебного материала;
- форма учебного материала (жизненная или предметная; предметная, образная, речевая или символическая);
- трудность учебного материала (связь с прошлым опытом);
- значение, важность учебного материала:
· гностическое (познавательное)
· практическое (деловое)
· этическое (нравственное)
· эстетическое (художественное)
· социальное (общественное)
· воспитательное (педагогическое)
- соответствие внутренним потребностям и интересам;
- осмысленность;
- структурность (наличие логических, семантических и синтаксических связей его частей, а также расположение частей материала);
- объем материала;
- эмоциональные особенности учебного материала: привлекательность, способность вызывать чувства, эмоции, переживания.
Для активизации познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления) важно:
· обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким);
· давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает её искажения при передаче и восприятии;
· соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещённости, контрастности, величины изображения и т.д.
· полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием (темп, интонации, паузы и т.д.)
· учитывать возможность прямого управления восприятия (специально обращать внимание)
· разнообразить изложение (приёмы поддержания и возвращения внимания)
· учитывать эмоциональный фактор;
· уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
· использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;
· вводить проблемность, некоторую усложнённость для активизации мышления.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДМЕТ УД (содержание) | Усвоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. |
СРЕДСТВА УД | 1) Интеллектуальные действия (С.Л.Рубинштейн – мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и др. 2) Знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание. 3) Фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающегося. |
СПОСОБЫ УД | 1) репродуктивные 2) проблемно-творческие 3) исследовательско-познавательные Осуществляется переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям |
ПРОДУКТ УД | 1) внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловых плана; 2) структурированные знания; 3) формирование умения применять полученные знания для решения разнообразных практических задач; 4) накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества. |
РЕЗУЛЬТАТ УД | - потребность продолжать учение, интерес, удовлетворённость от учебы; - нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учёбы, непосещение занятий, уход из школы, вуза; |
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА | 1. Учебная мотивация 2. Учебная ситуация: - учебная задача; - решение задачи посредством учебных действий 3. Контроль (самоконтроль) 4. Оценка (самооценка) |
учебные задачи | 1. Цель, требования задачи. 2. Исходные условия предмета задачи: отношения между объектами 3. Модель требуемого состояния предмета задачи. 4. Оператор задачи (совокупность действий которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить её решение |
учебные действия и операции | 1)Общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные действия) 2) – Ориентировочные действия (анализ условий ситуации, соотнесение её со своими возможностями и приводящие к постановке УЗ): целеполагания, программирования, планирования. 2) Исполнительные (активное преобразование изучаемого объекта): вербальные, материальные, практические, перцептивные, мнемические, мыслительные, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие, и т.д. 3) Оценочные: действия контроля и самоконтроля; оценки и самооценки |
порождаемые самой УД (связаны с содержанием и процессом учения; способами усвоения знаний) – внутренние или познавательные мотивы: интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной позиции и получении новой информации | находящиеся за пределами учебного процесса (связаны лишь с результатом УД) – внешние или социальные мотивы |
широкие социальные стремление хорошо окончить школу поступить в ВУЗ, иметь престижную работу; статус хорошего школьника, долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным») | узколичностные - мотивы благополучия наказание и награда; угроза и требование; материальная выгода - престижные мотивы давление группы, желание выделиться, занять определённое положение в группе |
МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ