В процессе учебной деятельности

Психический процесс Развитие в процессе учебной деятельности Роль педагога
Восприятие Развитие произвольности и осмысленности, а также избирательности восприятия по содержанию, а не по внешней привлекательности. Появляется наблюдение - как специальная деятельность, наблюдательность, как черта характера. Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия. Развитие детализированности, но ещё недостаточная дифференцированность (неточность в восприятии сходных объектов и придание им одинакового значения). Доминирование эмоционально значимых сторон объекта Обучение анализу, сравнению свойств предметов, выделение существенного и выражение его в слове. Обучение умению сосредотачивать своё внимание на предметах УД независимо от их внешней привлекательности. Обучение технике восприятия (приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления свойств)
Память Благодаря обучению, память становится всё более произвольной и осмысленной. Показатели осмысленности – овладение приёмами запоминания (мнемотехниками). Стремится к механическому запоминанию. Постепенно – осознание мнемической задачи и формирование рациональных приёмов запоминания. Обобщённость представлений. Повышение роли логической памяти. Лучшее запоминание сходного, чем различного. Недостаточное развитие дифференцировочной деятельности. Запоминание деталей. Возможно ложное узнавание Обучение рациональным приёмам запоминания: 1) формирование приемов осмысленного запоминания (деление на смысловые части, сопоставление, соотнесение); 2) формирование приемов воспроизведения, самоконтроля за результатами запоминания
Внимание Вначале обучения преобладает непроизвольное внимание, привлекает лишь внешняя сторона вещей, что мешает проникновению в сущность и контролю над своей деятельностью. Ребенок учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. внимание становится произвольным. Устойчивость внимания выше при выполнении внешних действий и ниже при выполнении умственных. Объем, распределение и переключение внимания развиваются по мере развития УД. Непроизвольное внимание становится связанным не с внешней привлекательностью, а с потребностями и интересами ребёнка, возникающими в ходе УД, т.е. с развитием личности. Чётко организовать действия ребёнка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Чередовать внешние (предметные) и внутренние (умственные) действия. Учить контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ



Анатомо-физиологические особенности Общение со Самосознание Психическое развитие Нравственное развитие Эмоционально-волевая сфера
Взрослыми Сверстниками
- Функциональная готовность мозга;   - Преобладание процессов возбуждения (ЦНС);   - Развита крупная моторика, недоразвита – мелкая;   - Эластичность костных тканей (сколиозы);   - Скачок массы и роста, смена молочных зубов;   - Не допускать статистических перегрузок (динамика) - Непререкаемый авторитет учителя;   - Тревожность по поводу оправдания, ожиданий взрослых (учителя, родителей);   - Потребность в неформальном общении со взрослыми - Общение через учителя (не давать “-“ оценку);   - Интерес к сверстникам в конце начальной школы;   - Стремление к партнёрству: совместные формы работы на уроках (само и взаимоконт-роль)   - Самооценка завышенная и зависит от оценки взрослого (учителя);   - Начинает складываться «Я – идеальное» (каким бы я хотел быть);   - Возникает рефлексия, саморегуля ция поведения, самолюбие;   - Сознательная постановка целей для достижения успехов;   - Потребность «быть взрослым» (полезным) - Развитие внутреннего плана действий;   - Формирование познавательной мотивации (интересы);   - Произвольность;   - Стадия конкретных операций (образное мышление);   - Объем памяти ограничен;   - Учится распределять и переключать внимание;   - Развивается произвольное восприятие;   - Развитие воображения, творчества - Реализм в формировании нравственных суждений;   - Способен понять позицию другого по отношению к себе;   - Доморальный уровень (соблюдают нормы под страхом наказания или поощрения);   - Интерес к этике, нормам, правилам;   - Взрослый – образец;   - Совместная деятельность со сверстниками формирует нравственные качества личности - Высокая чувствительность (тревога, страхи перед огромным потоком информации), (дидактогении); - Неумение сдерживать свои эмоции и понимать чувства других (эмоциональная глухота); - Снижается уровень саморегуляции в 1 кл., к концу нач. школы- N уровень; - Интересный материал усваивают лучше («+» эмоции → память); - Творческая деятельность развивает чувства, богатые эмоции будят творчество

продолжение таблицы (начало на стр. 20)



Мышление Переход от конкретно-образного характера мышления (опора на реальные предметы или их изображения) к абстрактному (словесно-логическому). Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Возможно образование понятий по несущественным признакам. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации. Постепенное осознание своих мыслительных операций ® самоконтроль. Учатся выражать отношения между предметами, переходя к абстрактным символам, начинают активно действовать с этими отношениями. Легче выделяют различия, труднее – сходство. Легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения. Переход от единичных суждений к частным и общим. Дедуктивное умозаключение –труднее, чем индуктивное. Развиваются качества ума: гибкость, самостоятельность, критичность и др. Мышление репродуктивно, подвержено инертности Применение эффективных методов умственного развития, направленных на развитие потребности вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлечённо. Формирование научных понятий. Обучение процессу сравнения: вначале различия, потом сходство, причем – вначале яркие, броские признаки, в том числе, существенные.
Речь Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас. Овладение письменной речью формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Усложняется структура общения, т.к. открывается возможность обращаться к отсутствующему собеседнику Учитель имеет возможность ускорить речевое развитие за счёт организации УД, т.к. цели, мотивы, содержание учебной речи задаются искусственно. Задачи: 1) обеспечение хорошей языковой среды (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.) 2) создание на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речь и развитие самостоятельной речи 3) обеспечение правильного усвоения разных сторон речи (лексической, грамматической и т.д.)
Воображение Становится более реалистичным, управляемым, подвержено внушению. Интенсивно формируется воссоздающее воображение. Возможно свободное фантазирование. Сначала образы воображения расплывчаты, неясны, отображают несколько несущественных свойств. Постепенно образы становятся более точными, определёнными, возрастает число отображаемых свойств, с преобладанием существенных. Переработка образов накопленных представлений от несущественной становится более сложной: образы обобщеннее, ярче; дети меняют сюжет, вводят условность. Опора с конкретного предмета переходит на слово, что позволяет мысленно создать новый образ Воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправлен-ную деятельность, способствующую его психическому развитию. В развитии воображения существенную роль играют представления, т.е. необходима работа по накоплению системы тематических представлений детей

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД(младший)

  Анатомо-физиологические особенности Общение со Самосознание Психическое развитие Нравственное развитие Эмоционально-волевая сфера
Взрослыми Сверстниками
1 фаза кризиса (негативная) - Возбудимость, утомляемость, плаксивость, резкость;   - Бурный рост и созревание («физиологическая революция»);   - Мышцы не успевают за ростом костей (боли);   - Нарушение произвольной регуляции, речевой сферы (речь становится медленнее);   -Рост сосудов крови отстает от роста сердца (мраморная, бледность, обмороки от нехватки кислорода);   - Нарушено равновесие нервной и эндокринной систем - потребность в доверительном общении и общении «на равных»;   - обесценивание, высмеивание учителей (шутки);   - предъявляет высокие требования к взрослым, а к себе – нет   -неформальные группы на основе общих интересов;   - огромная потребность в общении, признании сверстниками;   - эгоизм > альтруистич ность, общение > замкнутость (тревога);   - драчливость (11-12 лет);   - появляются дневники (тайны) - отношение к себе зависит от отношения сверстников;   - падение авторитетов, идеалов;   - «быть взрослым» – это быть как все (поведение, прическа, мода...)   - оценка взрослого, не поддержанная сверстниками, теряет свое значение;   - хотят сами определять свою судьбу;   - озабоченность внешностью (как я выгляжу?);   - 1-я цельная форма эгоидентичности - Освобождение от детской зависимости;   - Самоанализ; - Начало стадии формальных операций (абстрактного мышления);   - Повышение творческой активности;   - Интимные фантазии; - К концу периода достаточный уровень познавательных умений; - Обостренное (болезненное) восприятие действительности; -Появляются любимые и нелюбимые предметы   - Реализация нравственных норм в любой деятельности, требующей общения;   - Противоречивость в нравственных убеждениях;   - Нравственные убеждения становятся мотивами поведения;   - Усвоение нравственного образца в совершении нравственных поступков в значимых для подростка ситуациях;   - Способность оценить ситуацию (роли 2-х) с позиции 3-го лица - неустойчива;   - частая смена настроений;   - эмоции зависят от отношения сверстников и взрослых;     - чувствительны;   - переживание первой любви (духовной, романтической);     - к любви примешивается чувство стыда (запрет);   - неосознанные внутренние тревоги;     - неуправляемость


Наши рекомендации