Характеристика возрастных особенностей учебной деятельности младших школьников

Критерии сравнения Младший школьный возраст
  Мотивация   - широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) преобразуются в учебно-познавательные (интерес к способам приобретения знаний) - мотивы самообразования в самой простой форме: интерес к дополнительным источникам знания - широкие социальные мотивы: от недифференцированного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться (увеличивается действенность) - присутствует желание получить одобрение учителя (позиционный социальный мотив) - мотивы сотрудничества и коллективной работы
  Учебная задача (целеполагание)   - научается понимать и принимать цели учителя, удерживать их в течении длительного времени - выполнение действий по инструкции - закладывается умение самостоятельно ставить цели и соизмерять цель со своими возможностями
  Учебные действия   - исполнительные действия складываются как овладение отдельными операциями внутри действий, с опорой на материализованные средства (графические, буквенные, знаковые) и речевые опоры - действия выполняются развёрнуто при полном составе составляющих их операций - доступно не только различение способа и результата решения, но и переход к поиску нескольких способов решения и применение в знакомых и незначительно изменённых ситуациях
  Контроль и оценка   - итоговый контроль по результату сделанной работы - становление действия контроля по способу решения, как основа формирования внимания

Воображение Непроизвольность. Бесконтрольность. Включенность в действие. Зависимость от предметов окружа-ющей обстановки Смешение воображаемого и действительного Возникновение целенаправленного воображения, регулиро-вание воображения. Планирование деятельно-сти. Развитие творческо-го воображения. Возмож-но значительное измене-ние ранее воспринятого Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение. Возможно свободное фантазирование. Подверженность внушению Усиление реалистичности, появление мечты. Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характера. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии
Мышление и речь Мышление включено в действие, в эмоцио-нальную ситуацию, доминирует действен-ное мышление. Отсут-ствует абстрактное мышление, не устанав-ливаются логические связи. Планирующая функция мышления слабо развита. Речь ситуативна и только диалогическая. Слова употребляются с изме-нённым смыслом. Между высказывания-ми отсутствует логии-ческая связь. Не пони-мается переносное значение слов, смысл отвлечённых понятий Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет нагляд-но-образную ограничен-ность. Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения. Возникновение элементов логического мышления. Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми приз-наками. Формируется способность к планиро-ванию и регулированию практической деятель-ности. Развивается дис-курсивное, рассудочное мышление. Формируется монологическая речь Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации. Переход от единичных суждений к частным и общим. Значительная конкретно-образная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам. Мышление репродуктивно, подвержено инертности. Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач т.е. мышление предположениями. Появление рефлексивного мышления. Затруднён переход от общего к частному, слабо развита конкретизация. Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие

продолжение таблицы «Возрастные особенности познавательной деятельности»




Наши рекомендации