Критерии сравнения | Младший школьный возраст |
Мотивация | - широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) преобразуются в учебно-познавательные (интерес к способам приобретения знаний) - мотивы самообразования в самой простой форме: интерес к дополнительным источникам знания - широкие социальные мотивы: от недифференцированного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться (увеличивается действенность) - присутствует желание получить одобрение учителя (позиционный социальный мотив) - мотивы сотрудничества и коллективной работы |
Учебная задача (целеполагание) | - научается понимать и принимать цели учителя, удерживать их в течении длительного времени - выполнение действий по инструкции - закладывается умение самостоятельно ставить цели и соизмерять цель со своими возможностями |
Учебные действия | - исполнительные действия складываются как овладение отдельными операциями внутри действий, с опорой на материализованные средства (графические, буквенные, знаковые) и речевые опоры - действия выполняются развёрнуто при полном составе составляющих их операций - доступно не только различение способа и результата решения, но и переход к поиску нескольких способов решения и применение в знакомых и незначительно изменённых ситуациях |
Контроль и оценка | - итоговый контроль по результату сделанной работы - становление действия контроля по способу решения, как основа формирования внимания |
Воображение | Непроизвольность. Бесконтрольность. Включенность в действие. Зависимость от предметов окружа-ющей обстановки Смешение воображаемого и действительного | Возникновение целенаправленного воображения, регулиро-вание воображения. Планирование деятельно-сти. Развитие творческо-го воображения. Возмож-но значительное измене-ние ранее воспринятого | Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение. Возможно свободное фантазирование. Подверженность внушению | Усиление реалистичности, появление мечты. Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характера. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии |
Мышление и речь | Мышление включено в действие, в эмоцио-нальную ситуацию, доминирует действен-ное мышление. Отсут-ствует абстрактное мышление, не устанав-ливаются логические связи. Планирующая функция мышления слабо развита. Речь ситуативна и только диалогическая. Слова употребляются с изме-нённым смыслом. Между высказывания-ми отсутствует логии-ческая связь. Не пони-мается переносное значение слов, смысл отвлечённых понятий | Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет нагляд-но-образную ограничен-ность. Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения. Возникновение элементов логического мышления. Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми приз-наками. Формируется способность к планиро-ванию и регулированию практической деятель-ности. Развивается дис-курсивное, рассудочное мышление. Формируется монологическая речь | Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации. Переход от единичных суждений к частным и общим. Значительная конкретно-образная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам. Мышление репродуктивно, подвержено инертности. Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас | Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач т.е. мышление предположениями. Появление рефлексивного мышления. Затруднён переход от общего к частному, слабо развита конкретизация. Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие |
продолжение таблицы «Возрастные особенности познавательной деятельности»
Наши рекомендации