Стадии психосоциального развития по э. эриксону

Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия
0 - 1 год – младенчество социальное качество – надежда · доверие к людям, к окружающему миру · взаимная любовь, связь ребенок - родитель · удовлетворение потребности в общении с родителями · недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года – ранний возраст социальное качество – воля · автономия, независимость · самостоятельность · уверенность в себе   · сомнения в себе · гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет – возраст игры социальное качество – целеустремленность, целенаправленность · инициативность · активность, живое воображение · подражание взрослому · признаки полоролевого поведения · чувство вины · пассивность · отсутствие инициативы · отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет – школьный возраст социальное качество – компетентность · стремление к достижению · трудолюбие · развитие познавательных и коммуникативных навыков · чувство собственной неполноценности · избегание сложных заданий, ситуаций соревнования · слаборазвитость познавательных и трудовых навыков · конформность
11-20 лет – половая зрелость,   подростковый возраст (11-16 лет), социальное качество – верность · эгоидентичность (собственная уникальность) · жизненное самоопределение · поиск себя · формирование мировоззрения · половая поляризация в формах поведения · диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) · негативная идентичность («стать ничем» как единственный способ самоутверждения) · путаница ролей · смещение временных перспектив · смешение форм полоролевого поведения
юность (17-20 лет), социальное качество – любовь · интимность · стремление к контактам с людьми · особый интерес к представителям противоположного пола · влюбленность, которая первоначально не носит сексуального характера · чувство изоляции и опустошенности · регрессия к инфантильному уровню и желание отсрочить обретение взрослого статуса · смутное, но устойчивое состояние тревоги
20-40 (45) лет – молодость или ранняя взрослость социальное качество – любовь · жизненная активность · желание и способность посвятить себя другим людям · рождение и воспитание детей, продолжение рода · сосредоточенность на себе, своих возрастных проблемах, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет – зрелость или средняя взрослость социальное качество –забота · творчество (особенно в труде) · продуктивная и творческая работа над собой и другими · отражение себя в детях · застой (особенно в труде) · эгоизм, эгоцентризм · непродуктивность в работе · ранняя инвалидность
свыше 60 лет – старость социальное качество - мудрость · ощущение полноты жизни, принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене · интеграция · новая завершенная форма эгоидентичности, уверенность в себе, ощущение своей целостности · переживание смысла прожитой жизни и мирового порядка · осознание любви к родителям · отчаяние из-за невозможности прожить жизнь заново, по-иному · разочарование в жизни · страх смерти (личностной целостности уже не успеть достичь)

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО



Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные вытягиваются
Укол булавкой подошвы ног Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего вниз животом ребенка Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЁНКА

В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

3-4 недели слуховое сосредоточение (прислушивается, локализирует источник звука)
3-5 недель зрительное сосредоточение (концентрирует внимание на предмете за 15-20 см. от глаза), ступенчатое слежение за предметом
2-3 месяца дифференциация зрительных объектов, предпочтение объектов, характеризующихся новизной; самостоятельно удерживает головку в вертикальном положении
3-4 месяца сидит с поддержкой
4- 6(7) месяцев формирование хватания
6-7 месяцев сидит самостоятельно, начало ползанья
9-11 месяцев ходит с поддержкой
11-14 месяцев ходит самостоятельно



Наши рекомендации