Стадии психосоциального развития по э. эриксону
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
0 - 1 год – младенчество социальное качество – надежда | · доверие к людям, к окружающему миру · взаимная любовь, связь ребенок - родитель · удовлетворение потребности в общении с родителями | · недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди |
1-3 года – ранний возраст социальное качество – воля | · автономия, независимость · самостоятельность · уверенность в себе | · сомнения в себе · гипертрофированное чувство стыда |
3-5 лет – возраст игры социальное качество – целеустремленность, целенаправленность | · инициативность · активность, живое воображение · подражание взрослому · признаки полоролевого поведения | · чувство вины · пассивность · отсутствие инициативы · отсутствие признаков полоролевого поведения |
5-11 лет – школьный возраст социальное качество – компетентность | · стремление к достижению · трудолюбие · развитие познавательных и коммуникативных навыков | · чувство собственной неполноценности · избегание сложных заданий, ситуаций соревнования · слаборазвитость познавательных и трудовых навыков · конформность |
11-20 лет – половая зрелость, подростковый возраст (11-16 лет), социальное качество – верность | · эгоидентичность (собственная уникальность) · жизненное самоопределение · поиск себя · формирование мировоззрения · половая поляризация в формах поведения | · диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) · негативная идентичность («стать ничем» как единственный способ самоутверждения) · путаница ролей · смещение временных перспектив · смешение форм полоролевого поведения |
юность (17-20 лет), социальное качество – любовь | · интимность · стремление к контактам с людьми · особый интерес к представителям противоположного пола · влюбленность, которая первоначально не носит сексуального характера | · чувство изоляции и опустошенности · регрессия к инфантильному уровню и желание отсрочить обретение взрослого статуса · смутное, но устойчивое состояние тревоги |
20-40 (45) лет – молодость или ранняя взрослость социальное качество – любовь | · жизненная активность · желание и способность посвятить себя другим людям · рождение и воспитание детей, продолжение рода | · сосредоточенность на себе, своих возрастных проблемах, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) |
40 (45) - 60 лет – зрелость или средняя взрослость социальное качество –забота | · творчество (особенно в труде) · продуктивная и творческая работа над собой и другими · отражение себя в детях | · застой (особенно в труде) · эгоизм, эгоцентризм · непродуктивность в работе · ранняя инвалидность |
свыше 60 лет – старость социальное качество - мудрость | · ощущение полноты жизни, принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене · интеграция · новая завершенная форма эгоидентичности, уверенность в себе, ощущение своей целостности · переживание смысла прожитой жизни и мирового порядка · осознание любви к родителям | · отчаяние из-за невозможности прожить жизнь заново, по-иному · разочарование в жизни · страх смерти (личностной целостности уже не успеть достичь) |
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света | Глаза закрываются |
Шлепок по переносице | Глаза закрываются |
Хлопок руками возле головы ребенка | Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо | Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны | Руки быстро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка | Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка | Пальцы ног сжимаются |
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке | Большой палец ноги поднимается, остальные вытягиваются |
Укол булавкой подошвы ног | Колено и стопа сгибаются |
Поднимаем лежащего вниз животом ребенка | Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЁНКА
В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
3-4 недели | слуховое сосредоточение (прислушивается, локализирует источник звука) |
3-5 недель | зрительное сосредоточение (концентрирует внимание на предмете за 15-20 см. от глаза), ступенчатое слежение за предметом |
2-3 месяца | дифференциация зрительных объектов, предпочтение объектов, характеризующихся новизной; самостоятельно удерживает головку в вертикальном положении |
3-4 месяца | сидит с поддержкой |
4- 6(7) месяцев | формирование хватания |
6-7 месяцев | сидит самостоятельно, начало ползанья |
9-11 месяцев | ходит с поддержкой |
11-14 месяцев | ходит самостоятельно |