Связь мышления и речи. Речь и ее функции.
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
1. Тема 1. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки.
2. Цельпознакомить студентов с историей становления психологии как науки, показать ее специфические особенности, современное научное понимание психики и особенности психического отражения, значение и задачи современной психологии и значение данной науки для человеческого познания и медицинской практики.
Тезисы лекции
1. Общее понятие о психике и психологии.
2. Этапы развития психологии. Научное понимание психики.
3. Этапы развития психики. Физическое, физиологическое и психическое
отражение.
4. Особенности психического отражения. Активность как важнейшая
особенность психического отражения.
5. Классификация мира психических явлений: психические процессы,
психические свойства, психические состояния.
1). Становление психологии прошло четыре этапа:
первый (психология как наука о душе). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Второй (психология как наука о сознании). Начинается в ХYII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать. Желать назвали сознанием. Основным методом изучения был метод интроспекции.
Третий (психология как наука о поведении). Начинается в ХХ веке. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
Четвертый (психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики). Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной психологии на постсоветском пространстве является закономерное осмысление теории отражения.
Психология – это наука об отражательной деятельности мозга, регулирующей поведение и деятельность, наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой
Предметом психологии как науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления человеческой психики.
2). Сознание – это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку. Сознание возникло не сразу, развитие психики прошло ряд стадий:
Сенcорную. Появилась раздражимость, затем чувствительность. Нервная система представлена в виде сети (медузы) или узлов.
Перцептивную, когда появились сложные формы отражения и поведения животных в виде инстинктов и навыков. На этой стадии сформировалась ЦНС и образовалась кора головного мозга (все млекопитающие);
Интеллектуальную (рассудочную), позволяющую отражать связи между явлениями – интеллектуальное поведение высших млекопитающих.
Сознания – высший уровень развития психики, свойственен только человеку. Если эволюция психики у животных обусловлена биологическими законами, то сознание – продукт не только биологического, но и, главным образом социально-исторического развития.
В своем развитии сознание также прошло несколько этапов: психика (пока еще не сознание!) животных и предчеловека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и, наконец, появление самосознания.
Сознание-результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга.
Понять сущность человеческой психики помогает рефлекторная теория отражения. Существует ряд форм отражения, простейшая из которых – физическое отражение, например отражение света и звука. Более сложная физиологическая форма отражения является функцией живой материи. Примером физиологического отражения являются изменения, происходящие в сетчатке глаза под влиянием света или сокращение мышцы.
На основе физиологического отражения на более высоком этапе эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного мозга возникает психическое отражение.
3). Психическое отражение становится возможным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное значение вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает свойства субъективного переживания и познания внешних воздействий.
Психическое отражение – отражение объективного мира в его связях и взаимоотношениях, субъективный образ объективного мира, возникающий в процессе взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой.
Особенности психического отражения заключаются в том, что благодаря ему обеспечиваются широкие многообразные связи организма со средой. Важнейшей особенностью психического отражения является активность, как источник преобразования или поддержания связей с окружающим миром, выражающаяся в деятельности.
Понятие деятельности применимо только к человеку. Оно означает такое взаимодействие с окружающим миром, в процессе которого достигаются сознательно поставленные им цели. Активность является важнейшей особенностью психического отражения.
4). Психические процессы – результат нейрофизиологической деятельности мозга. По сравнению, например, с психическими состояниями более кратковременны и представляют собой начальные стадии познавательных процессов. К ним относятся ощущения, восприятие, представления, память, воля, мышление и речь, сознание. С психическими процессами тесно связаны психические состояния, более длительные по времени и более сложные, нежели элементарные познавательные процессы. Состояние бодрости и работоспособности, например, может продолжаться днями или неделями, в отличие от психических процессов, ограничивающимися долями секунд или минутами. Могут быть эмоциональные психические состояния, которые выражаются в эмоциональном тоне ощущений, в эмоциональном отклике на явления действительности, настроении, в конфликтных эмоциональных состояниях (стресс, аффект, фрустрация), волевые состояния (инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость) и мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти). Психические состояния могут быть кратковременными, личностными, ситуативными, устойчивыми.
Более продолжительными являются психические свойства личности (типичные для данного человека особенности его психики), ее убеждения, знания, навыки, умения, направленность, темперамент, способности и характер.
4. Иллюстративный материалв презентации.
Литература
Основная:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3еизд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.
Дополнительная:
- Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.
6. Контрольные вопросы (обратная связь)
- Как вы думаете когда возникла наука психология?
- Можно ли считать психологию души наукой?
- Можно ли согласиться с тем, что предметом изучения психологии является поведение?
- Почему психическое отражение субъективно? От чего оно зависит?
1. Тема 2. Психология познавательных процессов(ощущения, восприятие, представления).
2. Цель:познакомить студентов с познавательными психическими процессами человека (ощущения, восприятие, представление). Показать, что основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения, которые дают человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в собственном теле, что ощущения являются первой ступенью познавательного процесса, который усложняется в восприятии, представлении, воображении. Они в свою очередь зависят от внимания, памяти, особенностей личности, что необходимо учитывать студентам–медикам при общении с больными.
Показать, что знания психических познавательных процессов и закономерностей их протекания необходимо студентам-медикам для использования и применения в разных видах практической деятельности.
- Тезисы лекции
- Ощущения. Анализаторы как органы ощущений. Систематическая классификация ощущений.
- Пороги ощущений. Адаптация. Синестезия. Сенсибилизация.
- Восприятие, его физиологические основы. Свойства и виды восприятия.
- Представления и их виды.
1). Ощущение – психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.
Физиологическим механизмом ощущений является анализаторы. Каждый анализатор – это система специализированных клеток, которые обладают способностью: поглощать только определенный вид энергии; изменять при этом свое физико-химическое состояние; превращать, возникшую таким образом химическую энергию в электрические потенциалы.
Анализатор состоит из трех частей:
1. периферический отдел (рецептор) – воспринимающая часть анализатора.
2. афферентные (центростремительные) или чувствительные нервы, проводящие возбуждения в нервные центры (центральная часть анализатора);
3. корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Каждый анализатор имеет проекцию периферии в коре головного мозга.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора
как целого. Анализатор – это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.
Систематическая классификация делит все ощущения на три группы:
интероцептивные (ощущения от внутренних органов), экстероцептивные (ощущения из внешнего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, кожные, обонятельные), проприоцептивные (кинестезические и статические).
Разные виды ощущений характеризуются общими свойствами, к которым относятся: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация.
2). Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы оно возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения (пылинки). Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.
Абсолютная чувствительность анализатора имеет и верхний порог ощущения – это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук).
От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, т.е. чувствительность к изменению раздражителя (если в освещенной комнате зажечь фонарик). Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений называется порогом различения. Чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть прибавка к ней. Для зрительного анализатора 1/100, для слухового 1/10, для тактильного 1/30. Это дробь, которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить или убавить, чтобы получить едва заметное ощущаемое изменение в силе данных раздражителей.
Исследования Вебера и Фехнера, носит название основного психофизического закона, который гласит: ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии.
Изменения чувствительности, зависящие от условий среды, называются адаптацией органов чувств. Адаптация различна для разных органов чувств. Слух адаптируется через 15 сек, слабое прикосновение к коже - через несколько секунд, зрение -20 минут.
Адаптация может быть негативной – при сильном раздражителе снижается чувствительность анализаторов (полное исчезновение или притупление ощущения) и позитивной – повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
Все наши анализаторные системы способны в различной мере влиять друг на друга. Это проявляется в повышении и понижении чувствительности. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Взаимодействие ощущений проявляется в синестезии – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Синестезия встречается у 12 % людей.
3).Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Человеческая психика отражает мир в форме восприятий. В процессе восприятии как совокупности ощущений воссоздаются конкретные образы предметов и явлений. Но восприятия, как результат работы различных органов чувств, требуют синтезирования получаемых с их помощью ощущений.
При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов полное восприятие возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.
Восприятие тесно связано со следами прошлого опыта: сверка новой информации с ранее сложившимися представлениями, выделением существенных признаков, созданием гипотез о предполагаемом значении, доходящей информации, синтезом воспринимаемых признаков в комплексы, с принятием решения о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, перцептивная деятельность близка к процессам наглядного мышления.
Работа головного мозга в периоды ощущения и восприятия чрезвычайно сложна. В настоящее время посчитано, что всего в течение 0,001 секунды наблюдается до 4 миллионов импульсов, которые должен принять и отправить головной мозг. В процессе повторных актов восприятия выступают механизмы автоматизации.
Восприятие осуществляется посредством действий, оно связано с обследованием воспринимаемого объекта. Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы: движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани.
В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира, которые выступают в качестве раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов происходит анализ и синтез раздражителей. Анализ - выделение объекта восприятия из фона. В основе синтеза лежит установление временных нервных связей.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1) образуемые в пределах одного анализатора 2) и межанализаторные связи.
В восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.
К общим свойствам восприятия относят: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция.
В соответствии с тем какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Основой другого типа классификации восприятий являются восприятие пространства, времени, движения (сложные формы восприятия), а также человека человеком – «социальная перцепция» (А.А. Бодалев).
4). Психические образы предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств или вообще отсутствуют в окружении индивида, называют представлениями. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Представления классифицируют по модальности: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.
Представления могут быть репродуктивными или представлениями памяти,
фантастическими или представлениями воображения, конструктивными или воссоздающими представлениями.
Способность зеркально точного воспроизведения в представлениях называется эйдетизмом (с греч. Образ). Элементы эйдетизма имеются у каждого человека. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный.
Представление более высокая ступень познания, чем восприятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли.
Ощущения, восприятия и представления – это последовательные стадии чувственного познания.
4. Иллюстративный материалв презентации
Литература
Основная:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. – Издание семнадцатое. – Ростов-на –Дону : Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – 3еизд. Испр. И доп. – М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.
Дополнительная:
1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. – М.: «Проспект». 2006. – 448с.
2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.
6. Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Благодаря чему человек познает окружающий мир?
2. Как вы думаете почему при ярком свете у человека повышается аппетит?
3. Как вы думаете, если человека всю жизнь прожившего в тайге вывести в степь и
показать отдаленный предмет, он будет воспринимать его как удаленный или как маленький? Почему?
4. Как вы думаете, зачем при восприятии незнакомого предмета мы обозначаем его словом?
5.Как происходит узнавание незнакомых объектов? Что вы в нем будете искать?
6. Чем вызываются наши представления?
1. Тема 3.Психология познавательных процессов (воображение, память, мышление).
2. Цель: познакомить студентов с познавательными психическими процессами человека воображением, памятью и мышлением. Показать, что воображение представляет собой очень важный и необходимый компонент познавательной деятельности человека. «Воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», а память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, в основе способностей человека и его мышления.
Показать, что знания психических познавательных процессов и закономерностей их протекания необходимо студентам-медикам для использования и применения в разных видах учебной и практической деятельности.
Тезисы лекции
1. Понятие о воображении, его физиологическая основа.
2. Виды воображения.
3. Общее представление о памяти. Виды памяти.
5. Общее понятие о мышлении. Связь мышления и речи.
6. Формы и виды мышления.
1) Воображение – это создание нового в форме представлений или идей.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла. Если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование – основной характеристикой воображения.
В отличие от мышления (обобщенно, опосредованно познаем мир), воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений.
Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Обычно воображение связывают с работой только правого полушария, но необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции.
Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их распад (диссоциация), перегруппировка и объединение в новые системы.
В последние десятилетия открыты факты внутренних замыканий временных нервных связей и самовозбуждения нейронов. Это означает, что мозг обладает способностью не только перерабатывать готовую, но и генерировать новую информацию. Он может создавать новые, не встречавшиеся в его опыте образы, комбинации значений, связи понятий.
2)Выделяют следующие виды воображения: пассивное – преднамеренное и непреднамеренное; активное – репродуктивное и творческое. Эмпатия как разновидность репродуктивного. Антициптирующее (предвосхищяющее) воображение.
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Образы возникают спонтанно помимо воли. К ним относят сновидения («грезы во сне») и грезы наяву. Пассивное преднамеренное воображение – грезы наяву. Пассивное непреднамеренное – грезы во сне.
Грезы могут возникать у человека не только в состоянии покоя, но и в ходе совершения им чрезвычайно изнурительных и однообразных действий, во время которых ясность сознания притупляется, человек сохраняет основной ритм действия; все остальное воспринимается бессознательно, и он погружается в чары грез, которые вызывают у человека слабые приятные чувства, притупляя действительные страдания.
Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) или творческим (продуктивным).
Воссоздающее воображение играет огромную роль в процессах передачи информации и коммуникации. В норме репродуктивное воображение как бы не замечают. Оно настолько неотступно сопровождает нас в ходе общения с людьми, непосредственного или через книги или произведения искусства, что кажется таким же неощутимым как воздух.
К разновидности воссоздающего воображения следует отнести феномен эмпатии, т.е. свойство проникать в психику другого человека, схватывать и учитывать его эмоциональное состояние без обязательного сопереживания. Человек меняет свое поведение, как бы вставая в воображении на место другого человека. Эмпатию называют типом социальной интеллигенции.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек создает новые образы, идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные, оригинальные продукты деятельности.
Образы творческого воображения создаются при помощи операций (агглютинация, гиперболизация, типизация и т.д. диссоциация и ассоциация).
Антиципирующий вид воображения лежит в основе способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. В основе антиципирующего воображения лежит принцип опережающего отражения действительности, т.е. приспособление к будущим еще не наступившим событиям.
Высшим проявлением антиципирующего воображения является фантазия и мечта, которые направляют деятельность человека на достижение целей и идеалов, являются побудительной силой человеческой психики.
Мечта активна. Мечты могут быть личными и общественными.
Антиципирующее воображение, фантазия и мечта как его проявление помогает человеку жить «забегая вперед», делает его активным действующим существом.
3). Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Возможность сохранения и последующего воспроизведения в сознании прошлых образов, представлений, идей является необходимой основой психической деятельности.
Память не пассивный, а динамический процесс. Он включает в себя активное освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию, детализацию и т.п.
У человека есть речь как мощное средство для запоминания, множество способов хранения информации. У человека есть три вида памяти: произвольная ,логическая и опосредованная.
Человеческую память - это психофизиологический и культурный процессы, выполняющие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Существуют несколько теорий памяти: ассоциативные (различают ассоциации простые: по смежности, по сходству, по контрасту, сложные (причинно-следственные ассоциации); нейронная теория памяти; биохимические теории памяти.
Различают образный, словесно-логический и механический типы памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору.
В первом случае выделяют: мгновенную (или иконическую), кратковременную (или первичную), оперативную, долговременную (или вторичную), «вечную» (или третичную) и генетическую память.
Мгновенная память обеспечивает сохранение воспринятого, без какой-либо переработки на протяжении долей секунды (от 0,1 до 0,5 сек). Это память – образ.
Кратковременная – позволяет удерживать информацию на протяжении 20 сек без повторения. Ее характеризует объем, который равен 5-9 единицам информации. Такое число информации человек способен точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Оперативная – рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Способность к воспроизведению продлевается более, чем на 20 сек и рассчитана только на решение одной задачи.
Долговременная – это память способная хранить информацию часы, дни, месяцы, годы. Она может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Генетическая память – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Вечная память – способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни. Этот вид памяти разрушается только в патопсихологических ситуациях.
Во втором случае – двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную, эмоциональную.
По участию воли в процессах памяти различают непроизвольную и произвольную память.
5). Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Возможности познания мира с помощью анализаторов очень ограничены. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает только человеческое мышление.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности человека, обобщающей и опосредующей отражение действительности.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства – выявляя взаимосвязи и постигая действительность через них. Мышление совершается в обобщениях. Иными словами, мышление в развернутом виде – это опосредованное отражение наглядно не данных отношений и зависимостей объектов реального мира.
Мышление тесно связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее; понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие мышлением: действие – это первичная форма существования мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.
Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея.
В процессе онтогенеза формирование мышления, интеллектуальных способностей проходит несколько фаз:
1. до двух лет – построение сенсомоторных схем, проявляющихся в целенаправленной двигательной активности, что обеспечивается таламокортикальными системами;
2. от трех до семи лет – мысленная активация сенсомоторных схем, т.е. способность предсказывать, что получится в результате того или иного действия; это совпадает с развитием речи и формированием височной и моторной коры;
3. от восьми до 10 лет – способность к логическому рассуждению, активация корково-корковых ассоциативных связей;
4. от 11 до 15 лет – способность к формальным операциям, абстракциям, оценке гипотез.
Виды мышления.
Мышление человека включает в себя не только разные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о разных видах мышления.
По степени развернутости мышление может быть:
дискурсивным (поэтапный процесс) и интуитивным (быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, минимальная осознанность);
Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).
По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
При помощи предметно-действенного мышления задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным.
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.
В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь познавая объект, ребенку не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик.
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимоть, честность, гордость и т.д.) Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга.
4. Иллюстративный материал в презентации лекции
Литература
Основная:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3еизд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
3.Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.
Дополнительная:
- Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.
- Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.
6. Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Как вы думаете, творческое воображение присуще каждому человеку?
2. Как вы думаете, почему эмпатию называют типом социальной интеллигентности?
3. Как вы думаете, воображение связано с органическими процессами и может ли влиять на них?
4. Какая информация, по вашему мнению, запоминается быстрее?
5. Как вы думаете какой наиболее распространенный тип памяти?
6. Как вы думаете, какой тип памяти наиболее прочный?
7. Мышление и речь одно и тоже?
Тезисы лекции
1. Понятие об эмоциях, их физиологические основы. Виды эмоций: высшие и
низшие, положительные и отрицательные, стеничные и астеничные. .
2. Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние
эмоций на течение болезни.
3. Настроения и их виды.
4. Чувства. Функциональное отличие эмоций и чувств. Амбивалентность чувств.
5. Аффект, стресс, фрустрация.
1). Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Эмоция ( в пер. с лат. возбуждать, волновать) – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Эмоция – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны, они или положительные или отрицательные (потому, что предметы или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности).
Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система. Все эти образования располагаются вокруг свода мозга, соединяющего большие полушария с передним концом мозгового ствола. На продольном срезе все указанные структуры размещаются вокруг свода, и их условно обозначают как круг Папеца (по имени автора)
Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где происходит их расшифровка, субъективно представленная в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и значения. Другой поток импульсов от тех же воздействий в подкорковые образования (гипоталамус и др.) («центр наказания», «центр поощрения» –Дж. Олдс), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к нуждам организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.
Различаются: низшие и высшие эмоции, положительные и отрицательные, стенические и астенические.
Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основаны на инстинктах и являются их выражением (эмоции голода, страха.) Высшие эмоции, или чувства возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Чувства долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п., формируются у человека по мере его включения в социальные связи,
Положительные, которые переживаются нами как удовольствие и отрицательные, проявляющиеся в том случае, когда действительность не соответствует потребностям человека, которые приводят к пониженному настроению, раздражению, недовольству.
Кроме того, чувства можно рассматривать с той точки зрения насколько эмоция связана с волей и влияет на жизнедеятельность. Тогда выделяют чувства стенические и астенические (от греч.stenos –