Структура педагогической деятельности, ее мотивация.
Педагогическая, как и любой другой вид деятельности , определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются: мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.
Предмет пед деятельности – организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта, как основы и условия развития.
Средства пед деятельности – научные (теоретические и эмпирические) знания. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников при организованном учителем наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике) за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности. Вспомогательными являются технические, компьютерные, графические и т.п. средства.
Способами передачи социально-культурного опыта в пед деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося, тренинги.
Продуктом пед деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт пед деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом пед деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.
Одним из важнейших компонентов пед деятельности является ее мотивация.
Внешние мотивы: - престижность работы в определенном образовательном учреждении; - мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста.
Внутренние мотивы – ориентация на процесс и результат своей деятельности.
В педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация как доминирование или мотив власти.
Признаки потребности доминирования:
- желание контролировать свое социальное окружение;
- воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, убеждения или приказания;
- побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
- добиваться их сотрудничества, убеждать других в своей правоте.
Виды мотива власти, соотносимые с педагогическими действиями учителя:
- власть вознаграждения, власть наказания, нормативная власть (контроль за соблюдением определенных правил поведения), власть эталона (желание ученика быть похожим на учителя), власть знатока (ученик приписывает учителю особые знания по предмету, интуицию и навыки обучения в рамках предмета), информационная власть (она имеет место когда учитель владеет информацией, способной заставить ученика увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете).
Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретировано в терминах его центрации. Центрация – особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека. Результат личностного роста учителя и учащихся, развития их лбщения, творчества, личностного роста в целом. Характер центрации учителя определяет многообразие деятельности учителя, стиль отношения и т.д.
Основные центрации, каждая из которых может доминировать в пед деятельности и в отдельных педагогических ситуациях.
- эгоистическая (центрация на интересах своего «я»),
- бюрократическая (на интересах администрации, руководителей),
- конфликтная (на интересах коллег),
- авторитетная (на интересах, запросах родителей учащихся),
- познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания),
- альтруистическая (на интересах, потребностях учащихся).
- гуманистическая (на интересах своей сущности и сущности других людей – администратора, коллег, родителей, учащихся).