Основные подходы к изучению личности.
Фрейдизм – наиболее известное за пределами психологии направление в объяснении природы личности человека. Своим названием это направление обязано его основателю Зигмунду Фрейду (1856-1939). Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика личности человека состоит из трех компонентов (уровней): Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).
*Оно – это бессознательная часть психики, врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность.
*Я – это сознание человека. По Фрейду, Я находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляя сексуальные и другие инстинктивные влечения, которые считаются в данном обществе неприемлемыми. На сознание воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество. Я старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
*Сверх-Я – это носитель моральных стандартов, совесть личности. Если Я принимает решение или совершает действие в угоду Оно и в противовес Сверх-Я, то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
Недостатки Фрейдизма – преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека.
Заслуга Фрейда – он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.
Бихевиоризм. Основатель – Джон Уотсон (1878-1958).
С точки зрения бихевиоризма личность не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Ведущая формула бихевиоризма «стимул – реакция» (С-Р).
Бихевиористы трактуют человека, прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепление, можно программировать человека на требуемое поведение.
Основной недостаток направления – слишком упрощенное представление о человеке.
Когнитивные теории личности делают акцент на способности человека «понимать, анализировать», поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить использовать и действовать в соответствии с ней. Поступок человека включает три компонента: 1) собственно действия; 2) мысли; 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.
Гуманистические теории личности.
Предметом исследования гуманистической психологии являются здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины самоактуализации. Таких личностей не более 1-4% от общего количества людей. Остальные находятся на той или иной ступени развития, соответствующей определенным потребностям человека. (Абрахам Маслоу).
Иерархия потребностей.
1. Физиологические потребности – потребность в дыхании, пище, продолжении рода, самозащите.
2. Потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью.
3. Социальные потребности – в общении, контактах с другими людьми.
4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства.
5. Потребность в развитии личности, в самореализации, в осмыслении своего предназначения.
Принципы мотивации человека:
- мотивы имеют иерархическую структуру;
- чет выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
- пока не удовлетворяются низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными;
- более высокие потребности повышают готовность к большей активности.
Я – концепция личности. Данная концепция развивалась в рамках гуманистического подхода в психологии. Направление основано на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. (Карл Роджерс – 1902-1987). В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.
Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.