Международное сотрудничество Республики Беларусь в области интеллектуальной собственности

В настоящее время в мире создана особая система охраны результатов интеллектуальной деятельности и особое законодательство в области интеллектуальной собственности, отличающиеся от законодательства по правам собственности. Основным отличием, побудившим государства к заключению сначала двусторонних, а затем и универсальных международных договоров, является ограниченность территории, на которой действует исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, не обладающее экстерриториальностью в отличие от права собственности.

Система охраны результатов интеллектуальной деятельности начинает играть все возрастающую роль в политике государств и межгосударственных отношениях, способствуя поощрению творчества и оптимизации отношений авторов с обществом. Особое значение международные договоры имеют для государств, стоящих на пороге информационной цивилизации. К их числу относится и Республика Беларусь.

Международные акты в области интеллектуальной собственности составляют три группы - соглашения по общим вопросам интеллектуальной собственности, по промышленной собственности и по авторскому праву и смежным правам.

I. Соглашения по общим вопросам интеллектуальной собственности:

1. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, Стокгольм 14.07.1967 г., 180 государств на 02.03.2004 г, для Республики Беларусь вступила в силу 26.04.1970;

2. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), Марракеш 15.04.1994 г, для Республики Беларусь вступило в силу 04.12.1997;

II. Соглашения в области промышленной собственности:

II.1. Соглашения по патентам:

1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Париж 20.03.1883 г., 168 на 22.04.2004 г., для Республики Беларусь вступила в силу 25.12.1991;

2. Международная конвенция по охране новых сортов растений (Конвенция UPOV), Париж 02.12.1961 г., 54 на 15.01.2004, для Республики Беларусь вступила в силу 05.01.2003;

3. Договор о патентной кооперации (РСТ), Вашингтон 19.06.1970 г., 123 на 15.01.2004 г., для Республики Беларусь вступила в силу 25.12.1991;

4. Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации, Страсбург 24.03.1971 г., 54 на 15.01.2004 г., для Республики Беларусь вступило в силу 12.03.1996;

5. Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры, Будапешт 28.04.1977 г., 59 на 23.02. 2004 г., для Республики Беларусь вступил в силу 19.10.2001;

II.2. Соглашения по товарным знакам:

1. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадридское соглашение), Мадрид 14.04.1891 г., 55 на 31.03.2004 г., для Республики Беларусь вступило в силу 25.12.1991;

2. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Ницца 15.06.1957 г., 72 на 15.01.2004 г., для Республики Беларусь вступило в силу 12.06.1998;

3. Найробский договор об охране олимпийского символа, Найроби 26.09.1981 г., 41 на 15.01.2004 г., для Республики Беларусь вступил в силу 25.12.1991;

4. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадридский протокол), Мадрид 28.06.1989 г. 64 на 31.03.2004 г., для Республики Беларусь вступило в силу 18.01.2002.

II.3. Соглашения по промышленным образцам:

1. Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов, Локарно 08.10.1968 г., 44 на 23.03.2004 г., для Республики Беларусь вступило в силу 24.07.1998;

III. Соглашения в области авторского права и смежных прав:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Берн 09.09.1886 г. 154 на 23.03.2004 г., для Республики Беларусь вступила в силу 12.12.1997;

2. Всемирная конвенция об авторском праве (редакция 1952 года), Женева 06.09.1952 г., 97 на 01.01.1999 г., для Республики Беларусь вступила в силу 27.05.1973;

3. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), Рим 26.10.1961 г., 77 на 04.03.2004 г., для Республики Беларусь вступила в силу 27.05.2003;

4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция), Женева 29.10.1971 г., 73 на 26.04.2004 г., для Республики Беларусь вступила в силу 17.04.2003;

5. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП), Женева 20.12.1996 г., 46 на 24.03.2004 г., для Республики Беларусь вступил в силу 06.03.2002;

6. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ), Женева 20.12.1996 г., 43 на 24.02.2004 г., для Республики Беларусь вступил в силу 20.05.2002.

Фундамент системы международной охраны интеллектуальной собственности составляют три договора - Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности.

История возникновения института интеллектуальной собственности насчитывает более пяти столетий. Родиной первых привилегий - предшественников современных патентов - считают Венецианскую Республику, где в 1474 г. было принято положение о привилегиях на внедрение новой техники для производства товаров, ввозившихся из-за рубежа, или, говоря современным языком, для импортозамещения.

Парижская конвенция была принята на дипломатической конференции в Париже в 1883 г. Принятию Конвенции предшествовали Венская международная выставка изобретений и Венский конгресс по патентным реформам, которые состоялись в 1873 г., Международный конгресс по промышленной собственности, созванный в Париже в 1878 г., а также Международная конференция в Париже в 1880 г.

Венская выставка продемонстрировала практическую невозможность охраны изобретений и других объектов интеллектуальной собственности в отсутствие соответствующего законодательства, в результате чего иностранные изобретатели не желали выставлять свои изобретения, опасаясь присвоения их конкурентами. Для решения возникшей проблемы был принят специальный закон Австро-Венгерской империи, который предоставил временную охрану для иностранных изобретений, промышленных образцов и товарных знаков.

Венский конгресс призвал международное сообщество сосредоточить усилия на патентной охране объектов промышленной собственности, сформулировав ряд принципов эффективной патентной системы. В качестве следующего шага по созданию такой системы Международный конгресс обратился к государствам с просьбой созвать Международную конференцию по выработке основ международного патентного законодательства. Результатом работы Международной конференции стала принятая в 1883 г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Несмотря на многократный пересмотр и внесение изменений в Конвенцию, ее основные положения, принятые дипломатической конференцией, сохранили свою силу до наших дней. В настоящее время большинство государств - участников Конвенции присоединились к последнему, Стокгольмскому акту Парижской конвенции (1967 г.), в том числе Республика Беларусь и Российская Федерация.

Структура Парижской конвенции типична для международных соглашений такого уровня. Она включает 30 статей, посвященных принципу национального режима, праву приоритета,общим правилам в отношении различных объектов промышленной собственности, а также административным положениям Союза по охране промышленной собственности, образуемого странами, присоединившимися к Конвенции.

Принцип национального режима,несомненно, является основным идеологическим стержнем Парижской конвенции.

Его суть заключается в том, что «в отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей конвенцией. Исходя из этого, их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам».

Другими словами, всоответствии с этим принципом каждое государство - участник Конвенции обязано предоставлять гражданам других государств-участников такие же права в области охраны промышленной собственности, какие оно предоставляет собственным гражданам.

Принцип национального режима является главным и универсальным принципом системы международной охраны интеллектуальной собственности, так как он используется также Бернской конвенцией и другими международными соглашениями в области охраны интеллектуальной собственности. Он гарантирует иностранцам равную охрану их прав, предотвращает возможность дискриминации и позволяет получить в зарубежных странах необходимую охрану для объектов промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

Статья 4 Парижской конвенции устанавливает право приоритета: «Любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак водной из стран Союза... пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета... Сроки приоритета составляют двенадцать месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и шесть месяцев для промышленных образцов и товарных знаков» (ст. 4 А.(1), С.(1)).

Например, если белорусский автор подал заявку на получение патента на изобретение в Национальный центр интеллектуальной собственности 1 июля 2004 г., а затем в течение 12 месяцев подал заявки на то же изобретение в патентные ведомства других стран, то приоритет по этим заявкам будет таким же, как если бы они были поданы 1 июля 2004 г.

Существенно важно также, что отзыв или отклонение заявки на изобретение не влияют на дату приоритета. Приоритет по заявке продолжает существовать даже в том случае, когда заявка уже не существует.

Совершенно очевидны преимущества, которые дает право приоритета заявителю, желающему получить охрану в нескольких странах: он может использовать этот период для принятия решений о защите своих интересов в разных странах.

Общие правила сформулированы в Конвенции в отношении всех основных объектов интеллектуальной собственности.

Общие правила в отношении патентов включают:

1. независимость патентов, полученных на одно и то же изобретение в разных странах: «Патенты, заявки на которые поданы в разных странах Союза гражданами стран Союза, независимы от патентов, полученных на то же изобретение в других странах, входящих или не входящих в состав Союза» (ст. 4-bis (1))- Это означает: что бы ни происходило с патентом в любой стране мира (выдача, аннулирование, прекращение действия и т.п.), это не влияет на патенты на тот же объект промышленной собственности в других странах Союза;

2. упоминание изобретателя в патенте: «Изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте» (ст. 4-ter);

3. патентоспособность в случае ограничения продажи по закону: «В выдаче патента не может быть отказано и патент не может быть признан недействительным на основании того, что продажа продукта, запатентованного или изготовленного запатентованным способом, подвергнута на основании национального законодательства ограничениям или сокращениям» (ст. 4-quater);

4. принудительные лицензии: «Каждая страна Союза имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий, для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае неиспользования изобретения... Принудительная лицензия не может быть потребована по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года, считая с даты подачи заявки на патент, или трех лет с даты выдачи патента...» (ст. 5 А.(2), (4)).

Общее правило в отношении промышленных образцов предусматривает, что «охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввоза объектов, сходных с охраняемыми объектами» (ст. 5 В).

Общие правила в отношении товарных знаков включают:

■ принцип независимости товарных знаков: «знак, надлежащим образом зарегистрированный в какой-либо стране Союза, рассматривается как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах Союза, включая страну происхождения» (ст. 6 (3)); другими словами, регистрация товарного знака в любой стране союза не может зависеть от любых действий с тем же знаком в стране происхождения или любой другой стране союза;

■ предоставление разумного срока для начала использования товарного знака: «Если в стране использование зарегистрированного знака является обязательным, регистрация может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока и только тогда, когда заинтересованное лицо не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия» (ст. 5 С.(1)); национальные законодательства могут по-разному понимать термин «использование», однако наиболее распространенным является продажа товаров, маркированных знаком;

■ запрещение использовать общеизвестные знаки: «Страны Союза обязуются ... отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции...» (ст. 6-bis (1)); аналогичное запрещение распространяется на государственные гербы, официальные клейма контроля и эмблемы межправительственных организаций (ст. 6-ter);

■ принцип охраны товарного знака «таким, как он есть»: «Каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть... Страной происхождения считается страна Союза, где заявитель имеет действительное и серьезное промышленное или торговое предприятие, а если у него нет такого предприятия в пределах Союза - страна Союза, где он имеет местожительство, а если у него нет местожительства в пределах Союза - страна его гражданства, в случае если он является гражданином страны Союза» (ст. 6-quinquies A.(l), (2));

■ охрана знаков обслуживания: «Страны Союза обязуются охранять знаки обслуживания. Они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков» (ст. 6 sexies);

■ охрана коллективных знаков: «Страны Союза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия (ст. 7-bis);

■ охрана фирменных наименований: «Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака (ст. 8);

■ в отношении указаний происхождения товаров от государств-участников требуется принимать меры «в случае прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца» (ст. 10 (1));

■ требование ареста при незаконной маркировке товаров: «На любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком или фирменным наименованием, налагает арест при ввозе в те страны Союза, в которых этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану» (ст. 9 (1)). Аналогичные санкции предусмотрены в случае ложных указаний о происхождении товаров.

Общие правила в отношении недобросовестной конкуренции:«Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах» (ст. 10-bis (1), (2)).

Административные положенияПарижской конвенции предусматривают создание и порядок функционирования органов управления Союзом, формирования бюджета Союза, процедуры присоединения к Союзу и выхода из него.

Республика Беларусь считается присоединившейся к Парижской конвенции с 25 декабря 1991 г. Это официальная дата прекращения действия договора о создании СССР, который стал членом Парижского союза в 1965 г.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Вслед за Парижской конвенцией в 1886 г. в Берне была принята Международная конвенция об охране литературных и художественных произведений, известная как Бернская конвенция. Принятию конвенции предшествовал долгий и трудный путь, который прошли европейские и американские государства, пытаясь регулировать свои отношения в области авторского права на основе двусторонних договоров. К моменту принятия Международной конвенции действовало 15 таких договоров, заключенных между 33 странами Западной Европы и Америки.

Работы по подготовке к принятию Конвенции начались в 1858 г. на брюссельском Конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем в 1861 и 1877 гг. состоялись конгрессы в Антверпене и в 1878 г. - I Международный литературный конгресс в Париже, обсудивший проблемы создания международного законодательства по авторскому праву. И, наконец, после трех дипломатических конференций был подписан международный договор, получивший название Бернской конвенции.

Бернская конвенция является старейшим, но не единственным международным договором в области авторского права. Практически одновременно с ее принятием европейскими государствами на американском континенте также началась работа по созданию системы международной охраны авторских прав. В 1889 г. была принята Конвенция о создании союза американских государств в области охраны литературной и художественной собственности, а в 1902 г. на панамериканской конференции - Конвенция об охране литературной и художественной собственности. Поскольку американская и европейская конвенции расходились по целому ряду существенных признаков, потребовалось более 80 лет для сближения позиций. Например, США присоединились к Бернской конвенции только в 1989 г.

Бернская конвенция включает 38 статей и дополнительный раздел из шести статей, который содержит специальные положения, относящиеся к развивающимся странам, принятый 24 июля 1971 г. в Париже. Конвенция содержит:

■ принципы национального режима, автоматической охраны и независимости охраны;

■ минимальные нормы охраны;

■ административные положения Союза для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Смысл принципа национального режимаидентичен сформулированному в Парижской конвенции: «В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией» (ст. 5 (1)).

Принцип автоматической охраныозначает, что «пользование этими правами и осуществление их не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей» (ст. 5 (2)), например, таких, как регистрация или депонирование. Это положение Бернской конвенции долгое время служило препятствием для присоединения к конвенции США, где действует регистрационная система для объектов авторских прав. Тем не менее, после присоединения США к Конвенции белорусские произведения охраняются в США независимо от того, зарегистрированы они в этой стране или нет. Как известно, в Республике Беларусь для получения авторских прав регистрация не требуется. Справедливости ради следует заметить, что регистрация объектов авторских и смежных прав весьма полезна в случаях судебного разбирательства по делам о нарушениях исключительных прав.

Принцип независимости охраныозначает, что пользование правами и осуществление их «...не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемые автору для ограждения его прав, регулируется исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана» (ст. 5 (2)).

Минимальные нормы охраныпредусматривают:

■ охрану произведений, которой подлежат «все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены» (ст. 2 (1)), однако охрана некоторых категорий произведений, таких как «официальные тексты законо Международное сотрудничество Республики Беларусь в области интеллектуальной собственности - student2.ru дательного, административного и судебного характера,... произведения прикладного искусства, промышленные рисунки и образцы,... политические речи и речи, произнесенные в ходе судебных процессов,... лекции, обращения и другие произнесенные публично произведения того же рода» (ст. 2 (4), (7); ст. 2-bis (1), (2)) осуществляется по усмотрению стран Союза;

■ личные неимущественные права автора, в соответствии с которыми «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора... Права, признанные за автором ... сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомочен-ными на это законодательством страны, в которой потребуется охрана» (ст. 6-bis (1), (2));

■ продолжительность охраны: «Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти» (ст. 7 (1));

■ имущественные права автора, минимальный объем которых включает следующие исключительные права автора:

а) право на перевод: «Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, в течение всего срока действия их прав на оригинальное произведение пользуются исключительным правом переводить и разрешать переводы своих произведений» (ст. 8);

б) право на воспроизведение: «Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме» (ст. 9 (1));

в) право на публичное представление и передачу представления для всеобщего сведения: «Авторы драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений пользуются исключительным правом разрешить: (i) публичное представление и исполнение своих произведений, включая публичное представление и исполнение, осуществляемые любыми средствами или способами; (ii) передачу любым способом постановок и исполнений произведений для всеобщего сведения» (ст. 11 (1));

г) право на вещание: «Авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать: (i) передачу своих произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений; (ii) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствами беспроволочной связи, повторно передаваемого в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная...» (ст. 11-bis (1));

д) право на публичное чтение и на передачу чтения для всеобщего сведения: «Авторы литературных произведений пользуются исключительным правом разрешать: (i) публичное чтение своих произведений, включая такое публичное чтение, осуществляемое любыми средствами или способами; (ii) передачу любым способом чтения их произведений для всеобщего сведения» (ст. 11-ter (1));

е) право на переделки, аранжировки: «Авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений» (ст. 12);

ж) право на кинематографические переделки и воспроизведение: «Авторы литературных и художественных произведений имеют исключительное право разрешать: (i) кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений; (ii) публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения» (ст. 14 (1));

з) «право долевого участия» на произведения искусства и оригиналы: «В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения» (ст. 14-ter) (в белорусском законодательстве - «право следования»);

■ арест контрафактных произведений: «Контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной» (ст. 16 (1)).

Административные положения Бернской конвенции предусматривают создание и порядок функционирования органов управления Союзом, формирования бюджета Союза, процедуры присоединения к Союзу и выхода из него

Наши рекомендации