Структура диагностического журнала и организация проведения диагностического обследования

Диагностический, журнал включает два диагностических блока: «Диагностика освоения ре­бенком универсальных видов детской деятельности» и «Диагностика развития базовых личност­ных качеств».

Структура первого блока соответствует структуре примерной общеобразовательной програм­мы «От рождения до школы». Соответственно диагностические методики распределены по че­тырем направлениям, определенным программой «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое раз­витие». Диагностика по каждому направлению обеспечивается процедурами педагогической диагностики и психологической диагностики.

В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к которым предлага­ются диагностические карты для педагогической диагностики. Она направлена на выявление ос­воения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и навыки.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Дан­ные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционально­го благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. А также педагог проводит специально организованные ди­агностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мони­торинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

Побуждения оцениваются по критериям:

- устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия;

- ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

- не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:

- четкие, содержательные, системные;

- четкие, краткие;

- отрывочные, фрагментарные;

- не оформлены.

Умения, навыки оцениваются по критериям:

- выполняет самостоятельно;

- выполняет с помощью взрослого;

- выполняет в общей со взрослым деятельности;

- не выполняет.

Подведение итогов:по каждому разделу высчитывается средний балл по формуле: А:В=С, где А- сумма баллов, В – количество критериев в разделе, С- средний балл.

Затем высчитывается средний балл по образовательным областям. Итоговые результаты по образовательным областям вносятся в итоговую таблицу «Мониторинг образовательного процесса»

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются дос­тижения ребенка в качественном выражении.

Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психо­логической диагностики, которая направлена на изучение психологических параметров видов деятельности.

Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей.

Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры ди­агностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.

Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформа­тивных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие'воспитанника под определен­ный жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.

Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.

Таким образом, реализуются принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы». Мониторинг образовательного процесса - отслеживание результатов освоения образовательной программы - обеспечивается педагогической диагностикой, а монито­ринг детского развития - проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка -психологической диагностикой.

Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для разработан­ной нами мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения про­граммы, динамику становления интегративных качеств.


Наши рекомендации