ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Результатом психолого–педагогического обследования должна явиться психолого–педагогическая характеристика отдельного ученика младших классов вспомогательной школы.
В целом, как уже отмечалось, в характеристике должно, во первых, найти отражение индивидуальных особенностей отдельного ученика. Подробная, профессионально грамотная характеристика каждого ученика необходима учителю для осуществления индивидуального подхода, для организации дифференцированного обучения, а также для психологически обоснованной организации фронтального обучения учащихся.
Во 2–х, в характеристике должно найти отражение подтверждение диагноза «умственная отсталость» или же его опровержение. Возможно отражение только сомнения в правильности диагноза. В обоих последних случаях предполагается возможность рекомендации повторного обследования ребенка в медико–педагогической комиссии с целью возможного его направления в специальную школу другого профиля.
Для того, чтобы характеристика отвечала названным требованиям, в ней должны быть отражены объективные данные проведенного обследования. Они излагаются на основании анализа, сравнения и обобщения полученных материалов, зафиксированных в протоколах, – со ссылками, в каждом конкретном случае, на определенный протокол в рамках той или другой темы обследования.
В протоколе предусматривается дословная запись (или графическое изображение) предъявляемых школьнику заданий, инструкций, вопросов, «подсказок», а также – дословная запись его ответов, описание (или графическое изображение) производимых им действий, особенностей поведения, отдельных познавательных и эмоционально–личностных реакций. Четкая фиксация выявляемых особенностей по таким критериям дает основание для оптимального правильных выводов о ребенке со стороны развития у него психических процессов и действий, как и о структуре психического развития в целом.
Написанная характеристика (схему ее составления см. в методическом пособии «Инструкционно–методические материалы по педагогической практике для студентов третьего и четвертого курсов отделения олигофренопедагогики дефектологического факультета МГПУ имени Максима Танка. –Минск, 1997) и обязательно прилагаемые к ней протоколы должны быть оформлены как деловой документ. Для этого следует соблюдать следующие правила:
– использовать бумагу одного формата и качества;
– вести запись с одной стороны писчего листа;
– соблюдать все необходимые правила письма и его оформление (правильное использование больших и маленьких букв, знаков препинания; единообразие в их использовании при перечислениях; поля, абзацы; сокращенное написание только общепринятых абривеатур и пр.).
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и клиника трудного детства //Л.С.Выготский. Собр.соч. М., 1983. Т.5.
2. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Особенности наглядного мышления аномальных детей // Дефектология. М., 1975. № 4.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1969.
5. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование смысловых связей слова нормального и умственно отсталого ребенка //Дефектология. М., 1969. № 1.
6. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. И.М.Соловьева. М., 1953.
7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И.Шиф. М., 1965.
8. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей–олигофренов. М., 1968.
9. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М.Дульнева, А.Р.Лурия. М., 1973.
10. Процко Т.А. Психологическая диагностика умственной отсталости у младших школьников // Практическая психология / Под ред. С.В.Кондратьева. Мн., 1997.
11. Процко Т.А. Особенности проявления любознательности у младших умственно отсталых школьников // Дэфекталогія. Мн., 1998. № 2.
12. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.
13. Усанова О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей. М., 1990.
14. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.
15. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1990.
16. Фишман М.Н. Интеграционная деятельность мозга детей в норме и патологии. М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ - I
ТАБЛИЦЫ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ К
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ