Iii. педагогическое и психологическое изучение готовности младших умственно отсталых школьников к обучению их чтению, письму и счету
Обучение ребенка в школе началам грамоты и счета предполагает формирование у него понятий, имеющих отношений к кругу научных, что возможно только на базе достаточно развитого «жизненного опыта» (Л.С.Выготский, 1982). Последний включает в себя образы–представления об объектах окружающей деятельности; знания (словесные сведения) о предметах с их частями, свойствами и связями; умения или действия, состоящие в целенаправленном оперировании имеющимися представлениями и знаниями адекватно конкретным условиям осуществляемой учебной деятельности школьника; навыки как автоматизированные действия, составляющие в структуре деятельности отдельные операции.
В онтогенезе все эти «образования» складываются в системной взаимосвязи друг с другом, но и в определенной последовательности: навыку предшествует умение, умению – знания, знанию – образы восприятия и представления.
При обучении грамоте ребенок должен приобрести особые знания, составляющие учебные понятия. Это такие понятия, как «буквы», «слова», «предложения» и др.
При обучении счету требуется усвоение детьми понятий «цифры», «сложение», «вычитание» и т.д.
Но учебные понятия могут быть сформированы у младшего школьника только на определенной образной (наглядной) основе, что определяется такими общими закономерностями развития, как поэтапность и системность. Л.С.Выготский, рассматривая вопрос об обучении умственно отсталых в рамках проблемы «обучение и развитие», говорил об отношениях между последними таким образом, что развитие осуществляется в процессе обучения «вначале при ведущей роли восприятия, затем памяти (представления), затем словесного логического мышления… о необходимости всемерно использовать предметно–практическую деятельность, на основе которой можно и нужно развивать практический интеллект, а затем уже более сложные формы мышления… Основным принципом обучения и единственно твердой почвой для развития речи и мышления, наполненных реальным содержанием, Л.С.Выготский считал опору на практическую деятельность…» (Э.И.Бейн, Т.А.Власова, Ж.И.Шиф и др., 1983, с.236–237).
Такое понимание процесса овладения началами грамоты и счета означает, с точки зрения психосемантики, что овладение детьми начальными школьными знаниями представляет собой сложнейшую знаковую деятельность, где основными знаками являются буквы, цифры, другие графические изображения, которые сами по себе лишены предметной отнесенности, хотя и служат орудием обозначения реальных объектов.
Чтобы связать в сознании умственно отсталого ученика знаки высокой степени отвлеченности, какими являются учебные понятия, с такими трудно вычленяемыми объектами реальности, как звуки, слова, предложения, предметные множества, характер отношений между предметными множествами и т.д., должны быть задействованы все объективно необходимые и субъективно возможные механизмы.
Так, знания о буквах должны опираться на взаимообратимую связь нескольких образов: слухового, артикуляционного и зрительного образов речевого звука, а также зрительного образа буквы. Знание о слове должно опираться на взаимообратимую связь между слуховым образом слова, с одной стороны, зрительным образом графического обозначения слова, с другой стороны, и зрительным образом объекта, который этим словом обозначается, с третьей стороны. Такими объектами являются, прежде всего, предметы с их частями, свойствами и наглядными связями.
Знание цифровых знаков и других необходимых в математике графических обозначениях должно опираться, в первую очередь, на образы – представления о предметных множествах, их величинах (количества) и характера количественных отношений между множествами (отношений «равенства–неравенства»), а также на представления о возможности преобразования множеств путем их сложения и разделения.
Из рассмотренного следует, что умения оперировать буквами и цифрами в процессе чтения, письма и счета можно формировать только на основе сложившихся у ребенка достаточно устойчивых взаимообратимых связей между образами объектов и их знаковой опосредствованностью.
Возможность услышать в слове «звук», соотнести его с «буквой» и представить их положение по отношению к другим звукам и буквам в «слове»; возможность выделить на слух отдельные «слова» в «предложении», соотнести слово с «образом» обозначаемого объекта; возможность представить расположение в предложении слов по отношению друг к другу составляют, с психологической точки зрения, готовность ребенка к овладению умениями и навыками чтения и письма.
Возможность образно мыслить о «предметных множествах», об их «количественных отношениях» и об их «количественных преобразованиях»; возможность соотнесения таких образов с соответствующими графическими обозначениями составляют, с той же психологической точки зрения, готовность ребенка к овладению умениями и навыками счета при решении примеров и задач на уроках математики.
Показанное находится в соответствии с активно разрабатываемым в современной психологии положением о роли «семиотической функции» («знаково–символической») в деятельности человека. Составляя «компонент интеллектуальной деятельности, семиотическая функция может служить в качестве показателя ее развития, поскольку она взаимосвязана с другими ее компонентами… определенный уровень развития семиотической функции необходим для перехода к систематическому обучению в школе» (Н.Г.Салмина, 1988, с.186–187). Установлена связь между развитием семиотической функции со школьной успеваемостью нормальных первоклассников. Эта связь становится все более значимой по мере продвижения учащихся из класса в класс. В качестве ее характеристики рассматриваются, в частности, такие, как выделение ребенком в его учебной деятельности 2–х планов изучаемого, а именно – «обозначаемого» и «обозначающего» и умение оперировать знаково–символическими средствами (Н.Г.Салмина, там же).
Анализ школьных учебных программ и специальных методик обучения умственно отсталых детей показывает, что в процессе обучения во вспомогательной школе используются разнообразные приемы для формирования у детей рассмотренных «образований» психологического порядка.
В то же время, имеются основания думать, что преобладающим моментом в течение практического процесса обучения началам грамоты и счета является моментом формирования умений и навыков оперировать буквами и цифрами – без достаточной сформированности и упроченности у школьников необходимых для этого образов во взаимообратимых связях с соответствующими им знаками.
Исходя из рассмотренного, в процессе психолого–педагогического обследования учащихся 1–2 классов вспомогательной школы предлагается использовать некоторые приемы для выявления определенных конкретных субъективных трудностей ребенка в овладении умениями и навыками чтения, письма и счета – с трудностями, которые связаны с недостаточной готовностью к учению на уроках русского (белорусского) языка и математики. Выделенность таких трудностей должна служить ориентиром педагогу и психологу для организации работы по формированию у ученика готовности к овладению умениями и навыками чтения, письма и счета в процессе фронтального, дифференцированного и индивидуального обучения.
Педагогическое и психологическое изучение готовности младших умственно отсталых школьников к овладению умениями и навыками чтения, письма и счета включает в себя две (1 и 2 серии) (см. «Приложение II»).