Для специальности «Преподавание в начальных классах»
Вопросы к Государственному экзамену по психологии
Для специальности «Преподавание в начальных классах»
1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии.
2. Методы и этапы психологического исследования.
3. Характеристика памяти как познавательного процесса человека.Развитие памяти в младшем школьном возрасте.
4. Внимание как психический процесс. Развитие внимания младших школьников.
5. Характеристика мышления как познавательного процесса человека. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
6. Характеристика воображения как познавательного процесса человека. Развитие воображения детей младшего школьного возраста.
7. Эмоционально-волевая сфера личности. Развитие эмоциональных и волевых качеств личности младших школьников.
8. Личность как социальное качество человека. Формирование и развитие личности в младшем школьном возрасте.
9. Темперамент как индивидуально-типологические особенности личности. Учет свойств темперамента младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
10. Характер как индивидуально-психологические особенности личности. Формирование характера в младшем школьном возрасте.
11. Понятие возраста в психологии. Возрастные периодизации.
12. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
13. Мотивы учения младших школьников. Динамика мотивации учения в младшем школьном возрасте.
14. Учебная деятельность младших школьников, её содержание и структура.
Примерная программа
1. Психология как наука. Предмет изадачи психологии.
Понятие психологии. Определение психики и сознания. Предмет психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (общественными, естественными, техническими).
Классификация отраслей психологии (по сферам жизнедеятельности, по психологическим аспектам развития психики, по отношению человека к обществу).
Методы психологического познания. Этапы психологического исследования.
Методы психологического исследования. Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву (организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные).
Этапы психологического исследования (ориентировочный, планирования, собственно экспериментирование, обработка экспериментальных данных, анализ и интерпретация результатов).
Характеристика памяти как познавательного процесса человека. Развитие памяти в младшем школьном возрасте.
Определение памяти. Классификации видов памяти (по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности; по степени волевой регуляции памяти; по продолжительности закрепления и сохранения материала в памяти).
Память как процесс (запоминание, сохранение и забывание, воспроизведение и узнавание). Методики диагностики памяти (пары слов).
Внимание как психический процесс. Развитие внимания младшего школьника.
Определение внимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Качества внимания (интенсивность, объем, переключение, распределение, концентрация, направленность, устойчивость).
Особенности формирования и развития внимания в младшем школьном возрасте. Методики диагностики внимания (черно-красная таблица, перепутанные линии, корректурная проба).
Характеристика мышления как познавательного процесса человека. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
Определение мышления. Классификация видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое).
Мышление как процесс (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).
Характеристика особенностей развития мышления младших школьников. Методики диагностики мышления (сходства).
Характеристика воображения как познавательного процесса человека. Развитие воображения детей младшего школьного возраста.
Понятие о воображении. Виды воображения (по степени активности, по степени волевых усилий).
Роль фантазии в игровой и учебной деятельности детей. Особенности формирования и развития воображения в младшем школьном возрасте.
Вопросы к Государственному экзамену по психологии
для специальности «Преподавание в начальных классах»
1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии.
2. Методы и этапы психологического исследования.
3. Характеристика памяти как познавательного процесса человека.Развитие памяти в младшем школьном возрасте.
4. Внимание как психический процесс. Развитие внимания младших школьников.
5. Характеристика мышления как познавательного процесса человека. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
6. Характеристика воображения как познавательного процесса человека. Развитие воображения детей младшего школьного возраста.
7. Эмоционально-волевая сфера личности. Развитие эмоциональных и волевых качеств личности младших школьников.
8. Личность как социальное качество человека. Формирование и развитие личности в младшем школьном возрасте.
9. Темперамент как индивидуально-типологические особенности личности. Учет свойств темперамента младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
10. Характер как индивидуально-психологические особенности личности. Формирование характера в младшем школьном возрасте.
11. Понятие возраста в психологии. Возрастные периодизации.
12. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
13. Мотивы учения младших школьников. Динамика мотивации учения в младшем школьном возрасте.
14. Учебная деятельность младших школьников, её содержание и структура.
Примерная программа
1. Психология как наука. Предмет изадачи психологии.
Понятие психологии. Определение психики и сознания. Предмет психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (общественными, естественными, техническими).
Классификация отраслей психологии (по сферам жизнедеятельности, по психологическим аспектам развития психики, по отношению человека к обществу).