Методы психологии. В чём отличие естественного эксперимента от лабораторного.
Методы психологии:
1) Наблюдение(внешние, внутренние, свободная, включенная)
2) Опрос(устный, письменный, свободный)
3) Тесты(тест- опросник, тест- задачник, рисуночный)
4) Эксперименты(естественный, лабораторный)
5) Моделирование(математическая, техническая, логическая)
Отличие естественного эксперимента от лабораторного:
Лабораторный- характерен применением специального лабораторного оборудования, фиксирующего количество и качество внешних воздействий и психических реакций
Естественный- характерен проведением в обычных условиях( в игре, в процессе обучения и др.)
В чём разница между научной и житейской психологией.
Основное отличие житейской и научной психологии- в качестве и характере знания.
1) Научные психологические знания- продуманы, обобщены рациональны, обоснованы
(экспериментальными, профессиональными наблюдениями и др.)
2) Житейскиепсихологические знания носят интуитивный характер, приурочены к конкретным ситуациям, задачам.
Этапы развития психологии.
Выделяют 4 этапа развития психологии как науки:
I-ый этап – Психология как наука о душе. Это определение было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.
II-ой этап – Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой
III-й этап – Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть
IV-й этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Что такое психика. Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека.
Психика- это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека:
Почти всё, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается одним из двух возможных путей:
1) По наследству
2) В процессе стихийного процесса научения
У человека же присутствует ещё и сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.
Также у человека и высших животных существуют различия в восприятии и памяти:
1) У человека познавательные процессы обладают особыми качествами:
• восприятие – предметностью, осмысленностью
•память – произвольность, опосредованность
2) Память животных по сравнению с человеком ограничена
3) Существует различие в мышлении человека и животных на более поздних стадиях развития .
У человека присутствуют нравственные высшие чувства, которых нет у животных.
Строение ЦНС. Основные элементы ЦНС и его функции.
К ЦНС относят головной и спиной мозг.
І. Спиной мозг располагается в позвоночном канале. Имеет вид трубки, отходит от головного мозга с центральным началом, заполняется спинномозговой жидкостью. Состоит из белого(снаружи) и серого(внутри) вещества.
Функции, выполняемые спинным мозгом:
1) Рефлекторная
2) Проводящая
ІІ. Головной мозг состоит из заднего, среднего и переднего мозга. От него отходят черепно-мозговые нервы.
Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
Средний мозг играет важнейшую роль в регуляции мышления тонуса, в осуществлении устойчивых рефлексов, обеспечивает стояние и ходьбу.
Промежуточный мозг содержит:
1) Таламус (участвует в образовании условных рефлексов)
2) Гипоталамус (регулятор обмена веществ, температуры, гомеостаза и др.)
Кора головного мозга. Зоны коры головного мозга человека.
Кора головного мозга - самая большая важная структура мозга, состоит из очень сложного переплетения нервных волокон. Является центром окончания контроля и обработки информации.
Функции коры головного мозга:
1) Обучение
2) Запоминание
3) Абстрактное мышление.
Превосходит по своим размерам остальные части мозга.
Зоны коры головного мозга человека:
1) Моторная (отвечает за движение)
2) Сенсорная (обработка информации от органов чувств)
3) Ассоциативная (мыслит деятельность, речь, память, осознания положения тела в пространстве).