Методы психологии. В чём отличие естественного эксперимента от лабораторного.

Методы психологии:

1) Наблюдение(внешние, внутренние, свободная, включенная)

2) Опрос(устный, письменный, свободный)

3) Тесты(тест- опросник, тест- задачник, рисуночный)

4) Эксперименты(естественный, лабораторный)

5) Моделирование(математическая, техническая, логическая)

Отличие естественного эксперимента от лабораторного:

Лабораторный- характерен применением специального лабораторного оборудования, фиксирующего количество и качество внешних воздействий и психических реакций

Естественный- характерен проведением в обычных условиях( в игре, в процессе обучения и др.)

В чём разница между научной и житейской психологией.

Основное отличие житейской и научной психологии- в качестве и характере знания.

1) Научные психологические знания- продуманы, обобщены рациональны, обоснованы

(экспериментальными, профессиональными наблюдениями и др.)

2) Житейскиепсихологические знания носят интуитивный характер, приурочены к конкретным ситуациям, задачам.

Этапы развития психологии.

Выделяют 4 этапа развития психологии как науки:

I-ый этап – Психология как наука о душе. Это определение было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.

II-ой этап – Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой

III-й этап – Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть

IV-й этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Что такое психика. Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека.

Психика- это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека:

Почти всё, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается одним из двух возможных путей:

1) По наследству

2) В процессе стихийного процесса научения

У человека же присутствует ещё и сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.

Также у человека и высших животных существуют различия в восприятии и памяти:

1) У человека познавательные процессы обладают особыми качествами:

• восприятие – предметностью, осмысленностью

•память – произвольность, опосредованность

2) Память животных по сравнению с человеком ограничена

3) Существует различие в мышлении человека и животных на более поздних стадиях развития .

У человека присутствуют нравственные высшие чувства, которых нет у животных.

Строение ЦНС. Основные элементы ЦНС и его функции.

К ЦНС относят головной и спиной мозг.

І. Спиной мозг располагается в позвоночном канале. Имеет вид трубки, отходит от головного мозга с центральным началом, заполняется спинномозговой жидкостью. Состоит из белого(снаружи) и серого(внутри) вещества.

Функции, выполняемые спинным мозгом:

1) Рефлекторная

2) Проводящая

ІІ. Головной мозг состоит из заднего, среднего и переднего мозга. От него отходят черепно-мозговые нервы.

Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

Средний мозг играет важнейшую роль в регуляции мышления тонуса, в осуществлении устойчивых рефлексов, обеспечивает стояние и ходьбу.

Промежуточный мозг содержит:

1) Таламус (участвует в образовании условных рефлексов)

2) Гипоталамус (регулятор обмена веществ, температуры, гомеостаза и др.)

Кора головного мозга. Зоны коры головного мозга человека.

Кора головного мозга - самая большая важная структура мозга, состоит из очень сложного переплетения нервных волокон. Является центром окончания контроля и обработки информации.

Функции коры головного мозга:

1) Обучение

2) Запоминание

3) Абстрактное мышление.

Превосходит по своим размерам остальные части мозга.

Зоны коры головного мозга человека:

1) Моторная (отвечает за движение)

2) Сенсорная (обработка информации от органов чувств)

3) Ассоциативная (мыслит деятельность, речь, память, осознания положения тела в пространстве).

Наши рекомендации