Психология как наука. Предмет и объект психологии.
Психология как наука. Предмет и объект психологии.
Психология– наука о душе, сознании, поведении человека. Изучает объективные проявления психики, то есть направлена на личность.
Предмет психологии- психика человека, а объектом является человек.
Методы психологии. В чём отличие естественного эксперимента от лабораторного.
Методы психологии:
1) Наблюдение(внешние, внутренние, свободная, включенная)
2) Опрос(устный, письменный, свободный)
3) Тесты(тест- опросник, тест- задачник, рисуночный)
4) Эксперименты(естественный, лабораторный)
5) Моделирование(математическая, техническая, логическая)
Отличие естественного эксперимента от лабораторного:
Лабораторный- характерен применением специального лабораторного оборудования, фиксирующего количество и качество внешних воздействий и психических реакций
Естественный- характерен проведением в обычных условиях( в игре, в процессе обучения и др.)
В чём разница между научной и житейской психологией.
Основное отличие житейской и научной психологии- в качестве и характере знания.
1) Научные психологические знания- продуманы, обобщены рациональны, обоснованы
(экспериментальными, профессиональными наблюдениями и др.)
2) Житейскиепсихологические знания носят интуитивный характер, приурочены к конкретным ситуациям, задачам.
Этапы развития психологии.
Выделяют 4 этапа развития психологии как науки:
I-ый этап – Психология как наука о душе. Это определение было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.
II-ой этап – Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой
III-й этап – Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть
IV-й этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Что такое психика. Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека.
Психика- это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека:
Почти всё, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается одним из двух возможных путей:
1) По наследству
2) В процессе стихийного процесса научения
У человека же присутствует ещё и сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.
Также у человека и высших животных существуют различия в восприятии и памяти:
1) У человека познавательные процессы обладают особыми качествами:
• восприятие – предметностью, осмысленностью
•память – произвольность, опосредованность
2) Память животных по сравнению с человеком ограничена
3) Существует различие в мышлении человека и животных на более поздних стадиях развития .
У человека присутствуют нравственные высшие чувства, которых нет у животных.
Строение ЦНС. Основные элементы ЦНС и его функции.
К ЦНС относят головной и спиной мозг.
І. Спиной мозг располагается в позвоночном канале. Имеет вид трубки, отходит от головного мозга с центральным началом, заполняется спинномозговой жидкостью. Состоит из белого(снаружи) и серого(внутри) вещества.
Функции, выполняемые спинным мозгом:
1) Рефлекторная
2) Проводящая
ІІ. Головной мозг состоит из заднего, среднего и переднего мозга. От него отходят черепно-мозговые нервы.
Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
Средний мозг играет важнейшую роль в регуляции мышления тонуса, в осуществлении устойчивых рефлексов, обеспечивает стояние и ходьбу.
Промежуточный мозг содержит:
1) Таламус (участвует в образовании условных рефлексов)
2) Гипоталамус (регулятор обмена веществ, температуры, гомеостаза и др.)
Познавательные процессы. Ощущения.
Познавательные процессы:
1) Ощущение
2) Восприятие
3) Память
4) Мышление
5) Воображение
Ощущения- процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира
Строение анализатора.
Строение анализатора:
1) Рецепторная- нервные окончания располагаются в органах чувств
2) Проводящие пути- передаётся от рецептора к центру
3) Центральная часть- участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя
Абсолютный порог ощущений.
Абсолютный порог ощущений-это вид порога, минимальная величина раздражителя, способного вызвать ощущение.
Абсолютный порог ощущений характеризует чувствительность сенсорной системы и выражается величиной раздражителя, превышение которого даёт ответную реакцию организма.
Взаимодействие ощущений.
Взаимодействие ощущений- это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.
Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: понижении и повышении чувствительности.
Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Развитие ощущений.
Развитие ощущений в процессе жизни человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения. Ощущение развивается с помощью тренировок.
Свойства восприятий.
Свойства восприятий:
1) Целостность
2) Константность
3) Структурность
4) Осмысленность
5) Избирательность
Виды внимания.
Виды внимания:
1) Непроизвольное внимание- вызвано действием сильного внешнего раздражителя.
2) Произвольное внимание- требует волевых усилий, через 20 мин утомляет.
3) Послепроизвольное внимание- вызывается через вхождение в деятельность, является самым эффективным и длительным.
Память.
Память- сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта
Свойства памяти.
Свойства памяти:
1) Объём
2) Точность
3) Воспроизведение
4) Скорость запоминания
5) Длительность
6) Помехоустойчивость.
Ассоциации и их значение.
Ассоциации-связь между явлениями или предметами, закреплённая в памяти человека.
Значение ассоциации в том, чтобы облегчить запоминание с последующим хранением информации и её воспроизведением.
Память.Виды.
Память- сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта
Виды памяти:
1) Двигательная- память на различные движения и их системы
2) Эмоциональная- память на чувство
3) Образная- память на образы
4) Словесно- логическая- память на мысли и речь
Память. Процессы.
Память- сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта
Процессы памяти:
1) Запечатление- может определить кратковременную и долговременную память
2) Непроизвольное
3) Преднамеренное или заучивание
Закон «забывания».
Процесс забывания экспериментально исследовал ученый Г. Эббингауз.
Согласно ему, в течение 1 часа забывается 60% информации, затем происходит замедление и через 6 дней остаётся менее 20% информации. Итог—спустя месяц остается не более пятой части первоначально запомненной информации.
Мышление.
Мышление- обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
Мышление. Формы мышления.
Мышление- сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений
Формы мышления:
1) Понятие-отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета.
2) Суждение-отражение связей между предметами и явлениями действительности.
3) Умозаключение-выведение из одного нескольких суждений нового суждения.
Мышление. Виды.
Мышление- сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений
Виды мышления:
1) Наглядно- действенное
2) Наглядно- образное
3) Словесно- логическое
4) Теоретическое или практическое
Виды речи. Функции речи.
Виды речи:
1) Внешняя речь- включает в себя в себя устную и письменную
2) Внутренняя речь
Функции речи:
1) Сигнификативная (обозначения)
2) Обобщения
3) Коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств)
Воображение.
Воображение-это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Виды воображения.
1) По ступени субъектности: произвольное и непроизвольное
2) По отношении к возможному будущему: мечты и фантазии
3) По степени уникальности: репродуктивное и творческое.
Функции эмоций и чувств.
Функции эмоций и чувств:
1) Сигнальная (коммуникативная)
2) Регулятивная
3) Отражательная (оценочная)
4) Побудительная (стимулирующая)
5) Подкрепляющая
6) Переключательная
7) Приспособительная
Понятие Я-образа.
Это система представлений индивида о самом себе, эти представления осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Характер. Черты характера.
Характер- сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека в определённые отношения к окружающей действительности и к самому себе
Черты характера:
1) Отношения к другим людям (общительность и замкнутость, правдивость или живость, тактичность или грубость)
2) Отношение к самому себе
3) Отношение к труду
4) Отношение к вещам.
Как формируется характер.
На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера. В школьные годы продолжается формирование характера ребёнка. Но в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большое влияние на характер оказывают ровесники и старшие школьники.
Общение. Виды.
Общение-сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
Виды общения:
1)Деловое общение
2)Межличностное общение
3)Инструментальное общение
4)Целевое общение
5)Светское общение
6)Примитивное общение
7)Духовное общение
8)Ритуальное общение
9)«Контакт масок»
Стили и средства общения.
Стили общения:
1)Авторитарный стиль
2)Либеральный стиль
3)Демократический
Средства общения:
1)Вербальное средство- осуществляется с помощью слов. К ним относятся человеческая речь. В любом письменном или устном тексте реализуется система языка
2)Невербальное средство- внеязыковые формы и способы передачи информации. К ним относятся жесты, позы тела и мимику лица.
Этапы общения.
Этапы общения:
1)Установление контакта
2)Ориентация в ситуации
3)Обсуждение вопроса, проблемы
4)Принятие решения
5)Выход из контакта
Психология как наука. Предмет и объект психологии.
Психология– наука о душе, сознании, поведении человека. Изучает объективные проявления психики, то есть направлена на личность.
Предмет психологии- психика человека, а объектом является человек.