Дипломная работа по специальности.

Общие положения.

1.1. Квалификационная работа любого уровня должна отвечать 4-м основным требованиям:

1) Свидетельствовать о владении автором элементами научного исследования, необходимыми для квалификации соответствующего уровня;

2) Свидетельствовать о научной богословской компетентностиавтора, необходимой для квалификации соответствующего уровня;

3) Свидетельствовать о владении автором специальными знаниямивсоответствующей области богословия;

4)Содержать конкретные результаты, имеющие новизну.

1.2. Конкретизация названных 4-х требований зависит от:

— Уровня квалификационной работы (бакалавр, специалист);

— Особенностей области специализации (Священное Писание, догматическое богословие, патрология, пастырское богословие, нравственное богословие, основное богословие, история Церкви, философия и т. д.);

— Характера работы (систематический, исторический, практический);

— Направления исследования (т. е. более широкой темы, в которую вписывается тема выполняемого квалификационного исследования).

1.3. Квалификационные работы бакалавра и специалиста различаются в первую очередь уровнем требований по степени новизны.

1.4. Курсовые работы (на ЗО БФ ПСТГУ — работы 3-го и 4-го курса для студентов, обучающихся по направлению теология, и работы 3-го, 4-го и 5-го курсов для студентов, обучающихся по специальности теология) представляют собой ступени к итоговой квалификационной работе.

1.4.1. Курсовая работа 3-го курса,как правило, носит преимущественно реферативный характер.Она является еще не специализацией, а предварительным этапом, на котором студент входит в тему исследования. Кроме того, данная курсовая работа представляет собой первый этап общения научного руководителя и студента. Дополнительная задача, решаемая руководителем при ее выполнении, заключается в проверке заинтересованности студента, высказавшего желание специализироваться по данной кафедре и теме, его умения работать с литературой или опубликованными источниками, выбирать нужную информацию и систематизировать ее, писать связные тексты. В ходе выполнения данной курсовой работы важно выработать оптимальные как для студента, так и для научного руководителя способы научного общения, учитывающие способ, ритм и манеру работы студента.

Рекомендуемые жанрыкурсовой работы 3-го курса:

1) Рефератпо одному исследованию, значимой научной статье или опубликованному источнику. Данная форма курсовой работы предполагает соблюдение всех требований, предъявляемых к рефератам.

2) Тематический реферат по нескольким исследованиям, значимым научным статьям и/или опубликованным источникам. Тематический реферат может также представлять собой тематическую выборку по одному исследованию или источнику. В ходе выполнения тематического реферата студенту необходимо продемонстрировать навыки по целенаправленному отбору нужной информации, ее систематизации и разработке адекватной логически упорядоченной структуры изложения. Подготовленные материалы должны быть изложены в виде связного текста, включающего введение и заключение по теме.

3) Тематический обзор, в случае которого задается тема и рекомендуемая литература. При данной форме курсовой работы проверяется умение студента ставить промежуточные вопросы в рамках темы, искать и выбирать нужную информацию, систематизировать ее, разрабатывать адекватную структуру изложения и излагать собранные материалы своими словами в виде связного текста, включающего введение и заключение по теме.

1.4.2. Избранныеаспектыкурсовой работы 4-го курса(или вся работа) студентов, обучающихся по специальности теология, могут быть включены в итоговую дипломную работу.

1.4.3. Преддипломные курсовые работы (4-го курса – у бакалавров и 5-го курса – у специалистов) должныпредставлять собой часть итоговой квалификационной работы.

1.5.Подача курсовой и квалификационной работы подразумевает отсутствие в тексте цитат, не выделенных кавычками. В случае нарушения этого правила курсовая работа оценивается «неудовлетворительно», а квалификационная – снимается с защиты.

1.6. График подготовки выпускных квалификационных работвключен в«Список зачетов и экзаменов БФ ЗО».

Бакалаврская работа.

2.1. Бакалаврская работа должна содержать новые результаты, которые, однако, не обязательно должны представлять собой новые научные выводы. Для данной квалификации достаточно представить результаты выявления литературы, источников и фактов, их обзора, систематизации, сравнения, выявления причинно-следственных связей и пр. Бакалаврская работа — это актуализация тех элементарных приемов научной работы первого уровня квалификации, которыми должен обладать бакалавр и которые он должен уметь применять в исследовании конкретной научной проблемы. Поэтому от бакалаврских работ следует требовать преимущественно новых ПРИЛОЖЕНИЙ: библиографических и историографических списков, списков источников, таблиц, мини-справочников по определенным темам и вопросам, систематизированных комплексов источников и документов, комментированных переводов, критических изданий небольших текстов и пр. Эти ПРИЛОЖЕНИЯ должны быть:

1) Новы (т. е. составлены самим автором работы, а не заимствованы);

2) Грамотно составлены (свидетельствовать о научной богословской компетентностиавтора и владении знаниями в области специализации);

3) Полны (в смысле конкретной задачи, темы, периода, географической области, жанра источников и пр.);

4) Представлять интерес для дальнейших исследований.

2.2. Студент должен продемонстрировать умение делать обзор фактов, источников и исследований, просматривать их хронологическую, причинно-следственную, логическую связь, систематизировать, а также — что немаловажно — излагать результаты этой работы в виде связного, логичного, грамотного текста (обзорная или аналитическая записка).

2.3. Бакалаврская работа является квалификационной, она завершает одну из ступеней образования. Поэтому бакалаврское исследование должно быть представлено в виде целостной работы, отвечающей данному жанру. Бакалавр должен продемонстрировать понимание смысла форм, в которых представляются результаты научного исследования, а также практическое владение ими (постановка проблемы, актуальность, цель и задачи, обзор источников и литературы, продумывание логики исследования и разработка структуры для адекватного представления его результатов, умение подвести итоги, сделать определенные выводы и наметить перспективы дальнейших исследований по теме).

2.4. Начинающему исследователю, каким является бакалавр, необходимо осмысленно использовать общие методы научного исследования и разрабатывать конкретные методы для своей работы, включая методы сбора информации,выявления круга источников и построения источниковой базы, выявления историографии, систематизации, получения той или иной информации из источников, отбора нужной информации, установления причинно-следственных связей и пр.

2.5. Исходя из вышесказанного, рекомендуемая структура бакалаврской работы принимает следующий вид:

— Введение, включающее постановку проблемы, характеристику актуальности избранной темы, постановку цели и задач, обзор источников и литературы, объяснение логики исследования и обоснование структуры работы. Обзор источников и/или историографический обзор могут быть выделены в особые разделы и помещаться после введения — до или после методологии.

— Методология (описание методов сбора информации,выявления круга источников и построения источниковой базы, выявления историографии; методологии систематизации, получения той или иной информации из источников, отбора нужной информации, установления причинно-следственных связей и пр.)

— Аналитическая часть(обзорная, но с элементами анализа). Значимость аналитической части и ее соотношение с приложениями определяется темой, трудоемкостью и сложностью приложений, а также перспективами исследования по данной теме.

— Заключение, включающее итоги и выводы по всей работе, а также возможные направления дальнейших исследований по избранной теме.

— Список источников и литературы.

— Приложения, представляющие результаты работы.

2.6. Рекомендуемый объем бакалаврской работы(с учетом списка источников и литературы, но без учета приложений)–от трех до пяти авторских листов (от 12000 до 20000 знаков с пробелами)

РЕФЕРАТ

ПО КАФЕДРЕ / ПО ДИСЦИПЛИНЕ ______________________________________

название кафедры / дисциплины

«Научная психология» А. Е. Светилина
в магистерских диссертациях митрополита Антония (Храповицкого) и епископа Михаила (Грибановского)

Студент(ка) ________формы обучения

группы № _______________________

И. О. Фамилия ___________________

e-mail_______________

Научный руководитель:

доцент, канд. богосл., свящ. П. В. Хондзинский _______________

Москва, 2011

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ университет

БОГОСЛОВСкий факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КАФЕДРЕ / ДИСЦИПЛИНЕ ______________________________________

название кафедры / дисциплины

«Научная психология» А. Е. Светилина
в магистерских диссертациях митрополита Антония (Храповицкого) и епископа Михаила (Грибановского)

Студент(ка) ________формы обучения

группы № _______________________

И. О. Фамилия ___________________

e-mail_______________

Работа прошла проверку в системе «Антиплагиат»
и не содержит неоформленных цитат

Научный руководитель:

доцент, канд. богосл., свящ. П. В. Хондзинский _______________

Москва, 2011

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ университет

БОГОСЛОВСкий факультет

Москва, 2011

Общие положения.

1.1. Квалификационная работа любого уровня должна отвечать 4-м основным требованиям:

1) Свидетельствовать о владении автором элементами научного исследования, необходимыми для квалификации соответствующего уровня;

2) Свидетельствовать о научной богословской компетентностиавтора, необходимой для квалификации соответствующего уровня;

3) Свидетельствовать о владении автором специальными знаниямивсоответствующей области богословия;

4)Содержать конкретные результаты, имеющие новизну.

1.2. Конкретизация названных 4-х требований зависит от:

— Уровня квалификационной работы (бакалавр, специалист);

— Особенностей области специализации (Священное Писание, догматическое богословие, патрология, пастырское богословие, нравственное богословие, основное богословие, история Церкви, философия и т. д.);

— Характера работы (систематический, исторический, практический);

— Направления исследования (т. е. более широкой темы, в которую вписывается тема выполняемого квалификационного исследования).

1.3. Квалификационные работы бакалавра и специалиста различаются в первую очередь уровнем требований по степени новизны.

1.4. Курсовые работы (на ЗО БФ ПСТГУ — работы 3-го и 4-го курса для студентов, обучающихся по направлению теология, и работы 3-го, 4-го и 5-го курсов для студентов, обучающихся по специальности теология) представляют собой ступени к итоговой квалификационной работе.

1.4.1. Курсовая работа 3-го курса,как правило, носит преимущественно реферативный характер.Она является еще не специализацией, а предварительным этапом, на котором студент входит в тему исследования. Кроме того, данная курсовая работа представляет собой первый этап общения научного руководителя и студента. Дополнительная задача, решаемая руководителем при ее выполнении, заключается в проверке заинтересованности студента, высказавшего желание специализироваться по данной кафедре и теме, его умения работать с литературой или опубликованными источниками, выбирать нужную информацию и систематизировать ее, писать связные тексты. В ходе выполнения данной курсовой работы важно выработать оптимальные как для студента, так и для научного руководителя способы научного общения, учитывающие способ, ритм и манеру работы студента.

Рекомендуемые жанрыкурсовой работы 3-го курса:

1) Рефератпо одному исследованию, значимой научной статье или опубликованному источнику. Данная форма курсовой работы предполагает соблюдение всех требований, предъявляемых к рефератам.

2) Тематический реферат по нескольким исследованиям, значимым научным статьям и/или опубликованным источникам. Тематический реферат может также представлять собой тематическую выборку по одному исследованию или источнику. В ходе выполнения тематического реферата студенту необходимо продемонстрировать навыки по целенаправленному отбору нужной информации, ее систематизации и разработке адекватной логически упорядоченной структуры изложения. Подготовленные материалы должны быть изложены в виде связного текста, включающего введение и заключение по теме.

3) Тематический обзор, в случае которого задается тема и рекомендуемая литература. При данной форме курсовой работы проверяется умение студента ставить промежуточные вопросы в рамках темы, искать и выбирать нужную информацию, систематизировать ее, разрабатывать адекватную структуру изложения и излагать собранные материалы своими словами в виде связного текста, включающего введение и заключение по теме.

1.4.2. Избранныеаспектыкурсовой работы 4-го курса(или вся работа) студентов, обучающихся по специальности теология, могут быть включены в итоговую дипломную работу.

1.4.3. Преддипломные курсовые работы (4-го курса – у бакалавров и 5-го курса – у специалистов) должныпредставлять собой часть итоговой квалификационной работы.

1.5.Подача курсовой и квалификационной работы подразумевает отсутствие в тексте цитат, не выделенных кавычками. В случае нарушения этого правила курсовая работа оценивается «неудовлетворительно», а квалификационная – снимается с защиты.

1.6. График подготовки выпускных квалификационных работвключен в«Список зачетов и экзаменов БФ ЗО».

Бакалаврская работа.

2.1. Бакалаврская работа должна содержать новые результаты, которые, однако, не обязательно должны представлять собой новые научные выводы. Для данной квалификации достаточно представить результаты выявления литературы, источников и фактов, их обзора, систематизации, сравнения, выявления причинно-следственных связей и пр. Бакалаврская работа — это актуализация тех элементарных приемов научной работы первого уровня квалификации, которыми должен обладать бакалавр и которые он должен уметь применять в исследовании конкретной научной проблемы. Поэтому от бакалаврских работ следует требовать преимущественно новых ПРИЛОЖЕНИЙ: библиографических и историографических списков, списков источников, таблиц, мини-справочников по определенным темам и вопросам, систематизированных комплексов источников и документов, комментированных переводов, критических изданий небольших текстов и пр. Эти ПРИЛОЖЕНИЯ должны быть:

1) Новы (т. е. составлены самим автором работы, а не заимствованы);

2) Грамотно составлены (свидетельствовать о научной богословской компетентностиавтора и владении знаниями в области специализации);

3) Полны (в смысле конкретной задачи, темы, периода, географической области, жанра источников и пр.);

4) Представлять интерес для дальнейших исследований.

2.2. Студент должен продемонстрировать умение делать обзор фактов, источников и исследований, просматривать их хронологическую, причинно-следственную, логическую связь, систематизировать, а также — что немаловажно — излагать результаты этой работы в виде связного, логичного, грамотного текста (обзорная или аналитическая записка).

2.3. Бакалаврская работа является квалификационной, она завершает одну из ступеней образования. Поэтому бакалаврское исследование должно быть представлено в виде целостной работы, отвечающей данному жанру. Бакалавр должен продемонстрировать понимание смысла форм, в которых представляются результаты научного исследования, а также практическое владение ими (постановка проблемы, актуальность, цель и задачи, обзор источников и литературы, продумывание логики исследования и разработка структуры для адекватного представления его результатов, умение подвести итоги, сделать определенные выводы и наметить перспективы дальнейших исследований по теме).

2.4. Начинающему исследователю, каким является бакалавр, необходимо осмысленно использовать общие методы научного исследования и разрабатывать конкретные методы для своей работы, включая методы сбора информации,выявления круга источников и построения источниковой базы, выявления историографии, систематизации, получения той или иной информации из источников, отбора нужной информации, установления причинно-следственных связей и пр.

2.5. Исходя из вышесказанного, рекомендуемая структура бакалаврской работы принимает следующий вид:

— Введение, включающее постановку проблемы, характеристику актуальности избранной темы, постановку цели и задач, обзор источников и литературы, объяснение логики исследования и обоснование структуры работы. Обзор источников и/или историографический обзор могут быть выделены в особые разделы и помещаться после введения — до или после методологии.

— Методология (описание методов сбора информации,выявления круга источников и построения источниковой базы, выявления историографии; методологии систематизации, получения той или иной информации из источников, отбора нужной информации, установления причинно-следственных связей и пр.)

— Аналитическая часть(обзорная, но с элементами анализа). Значимость аналитической части и ее соотношение с приложениями определяется темой, трудоемкостью и сложностью приложений, а также перспективами исследования по данной теме.

— Заключение, включающее итоги и выводы по всей работе, а также возможные направления дальнейших исследований по избранной теме.

— Список источников и литературы.

— Приложения, представляющие результаты работы.

2.6. Рекомендуемый объем бакалаврской работы(с учетом списка источников и литературы, но без учета приложений)–от трех до пяти авторских листов (от 12000 до 20000 знаков с пробелами)

Дипломная работа по специальности.

3.1. В дипломной работе по специальностидолжна содержаться новизна уже научного уровня, хотя и не обязательно претендовать на «новое слово» в данной области. При этом акцент смещается с РЕЗУЛЬТАТОВ-материалов (т. е. сбора и систематизации, обзоров, реконструкции того или иного процесса) на ВЫВОДЫ. Это — актуализация приемов анализа и синтеза как тех приемов научной работы второго уровня квалификации, которыми должен обладать специалист, и которые он должен уметь применять в исследовании конкретной научной проблемы.

ВЫВОДЫ должны быть:

1) Новы (т. е. сделаны самим автором работы, а не заимствованы);

2) Сделаны грамотно, так чтобысвидетельствовать о научной богословской компетентности и владении знаниями в области специализации;

3) Сформулированы в виде конкретных заключений, а не в предположительном или общем виде;

4) Представляющими интерес для дальнейших исследований самого автора, если речь идет о кандидатской диссертации, или других исследователей в данной области. Другими словами, работа должна открывать перспективы дальнейших исследований, причем ее автор должен показать, что видит свое исследование и конкретную проблему в широкой научной перспективе.

3.2. При этом для дипломной работы специалиста, во-первых, все требования, предъявляемые на бакалаврском уровне (умение делать обзор фактов, источников и исследований, просматривать их хронологическую, причинно-следственную, логическую связь, систематизировать), справедливы и усилены, и, во-вторых, появляется требование по проведению ИССЛЕДОВАНИЯ в непосредственном смысле этого слова. Поэтому акцент смещается с приложений на сам связный, логичный, грамотный аналитический текст. Это не умаляет значимости приложений — они могут быть и новыми, и заимствованными с соответствующими исправлениями и дополнениями из бакалаврской работы автора.

3.3. Дипломная работа по специальности завершает ту ступень образования, которая дает автору квалификацию исследователя, готового для научной работы. Поэтому исследование не только должно быть представлено в виде целостной работы, отвечающей этому жанру, но к нему должны быть предъявлены соответствующие научные требования: полнота источниковой базы для решения поставленных задач и достижения поставленной цели; полнота охвата литературы по теме. Кроме того, специалист должен продемонстрировать практическое владение всеми формами научного исследования:постановка научной проблемы, выявление ее научной и практической актуальности, постановка цели и задач, полноценный обзор источников и литературы с указанием степени и характера их использования в данном исследовании, привлечение источников и литературы хотя бы на 1–2 иностранных языках, если такие исследования значимы для темы дипломной работы, продумывание логики исследования и разработка структуры для адекватного представления его результатов, умение подвести итоги, сделать четкие выводы и наметить перспективы дальнейших исследований по избранной теме.

3.4. В дипломной работе по специальности особое значение приобретает методология. Специалист должен: 1) понимать и умело использовать как общие методы научного исследования, так и методы исследования, характерные для работ в данной области; 2) разрабатывать методы для своей работы и грамотно их описывать: не только методы для выявления круга источников и построения источниковой базы, получения той или иной информации из источников и ее систематизации, но и методы построения теории. Особое внимание при этом следует обратить на богословскую проблематику.

3.5. Исходя из вышесказанного, рекомендуемая структура дипломной работы специалиста приобретает следующий вид:

— Введение, включающее постановку проблемы, характеристику актуальности избранной темы, постановку цели и задач, обзор источников и литературы, характеристику методологии, выявление и представление новизны работы, объяснение логики исследования и обоснование структуры работы. Если исследование потребовало разработки нестандартных методов, то характеристика методологии может быть вынесена в особый раздел основной части. В случае самостоятельного научного значения обзор источников и/или историографический обзор могут также быть выделены в особые разделы основной части.

— Основная часть(аналитическая, отвечающая всем требованиям научной работы).

— Заключение, включающее итоги и выводы по всей работе, а также возможные направления дальнейших исследований по избранной теме.

— Список источников и литературы.

— Приложения, представляющие дополнительные результаты работы.

3.6. Рекомендуемый объем дипломной работы специалиста(с учетом списка источников и литературы, но без учета приложений) –от четырех до шести авторских листов (от 16000 до 24000 знаков с пробелами)

Образцы оформления титульных листов реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ университет

БОГОСЛОВСкий факультет

Наши рекомендации