Схема психологического диагноза Я.Рейковского
В психодиагностическом исследовании, основными методами эмпирического способа добывания данных являются: психодиагностические методы, которые составляют различные психодиагностические, стандартизированные и проективные методики.
Методика представляет собой форму реализации определённого метода исследования; это совокупность приёмов и операций, их последовательность и взаимосвязь, процедура или набор процедур для достижения определённой цели (формализованные правила сбора, обработки или анализа информации).
Психодиагностическая методика - конкретная, частная процедура или прием, направленные на получение информации о конкретных психологических особенностях (предмет исследования) у конкретного человека или группы (объект исследования) в определенной ситуации (или условиях) для решения определенных задач. Основным приемом психодиагностикиявляетсяпсихологическое тестирование.
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах:
1. Объективный» подход - диагностика осуществляется на основании показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Предполагают наличие правильного ответа (решения) или оптимального алгоритма выполнения.
2. Субъективный» подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.
3. Проективный» подход- диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания. Большинство проективных методик не подходят под строгое определение психологического теста.
Существует множество вариантов классификации психодиагностических методик, сделанных по тем иным критериям.
По степени регламентации.Формализованные и малоформализованные методики. Позволяют быстро собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать обследуемых между собой.
По форме проведения методики.Групповые – Амтхауэра и индивидуальные тест Векслера.
По характеру стимульного материала. Вербальные – тест Амтхауэра и невербальные – тест Равенна.
По наличию или отсутствию ограничений во времени работы испытуемого методики делятся на тесты скорости – время регалментировано и тесты достижений – время не ограничивается.
По характеру норм, на основе которых производится оценка и интерпретация - нормативно ориентированные и критериально ориентированные методики.
По предмету диагностического исследования, например:
1. Методики диагностики психических процессов:
2. Методики диагностики общих и специальных способностей (интеллекта), а также методики диагностики уровня психического развития.
3. Методики диагностики особенностей психических состояний:
4. Методики диагностики черт личности:
5. Методики диагностики особенностей индивидуального самосознания (самооценки, самоотношения, Я-концепции, личностных смыслов и т.п.).
6. Методики диагностики межперсональных отношений:
Ни одну классификацию нельзя считать однозначной: существует множество вариантов распределения психодиагностических методик по различным основаниям.
Выбор диагностического подхода и конкретной психодиагностической методики всегда определяется задачей исследования, с постановки которой и начинается психодиагностический процесс.
Тест– стандартизированный инструмент, состоящий из определенного набора заданий или вопросов, предлагаемых для выполнения в рамках определенного временного интервала, служащий для постижения особенностей изучаемого явления (специфики поведения, личностных качеств человека), позволяющий получить результаты в форме количественных показателей, который впоследствии путем интерпретации может быть описан качественно. Тест должен соответствовать требованиям надежности, объективности и валидности».
соответствовать критериям
Таким образом, можно выделить сказать:Все определения содержат следующие некоторые общие моменты:
- тест представляет собой особый инструмент постижения особенностей изучаемого явления (специфика поведения, личностных качества человека и т.д.);
- тест характеризуется понятием «стандартизированность», которое подразумевает под собой наличие определённых стандартов и норм для сравнения результатов полученных в ходе исследования, то есть в тесте предусмотрен шаблон для сравнения полученных результатов со стандартными, условно «нормальными».
- тест состоит из определённого набора заданий или вопросов, которые предлагаются в условиях ограниченного времени, то есть для заполнения теста (или его частей) отводится определённый временной интервал, который в том числе, может и не ограничиваться, как в тестах достижений;
- тест позволят получить результаты в форме количественных показателей (баллы), которые затем описываются качественно (интерпретация). Иными словами, сам по себе тест позволяет описать сложные явления в достаточно строгой системе координат – посредством некого условного числового эквивалента. Затем, после обработки результатов происходит обратный процесс: балловые показатели переводятся в качественные, то есть интерпретируются. При такой системе перевода «слов» - в «числа», а затем после некоторого преобразования, снова из «чисел» - в «слова», значительное количество нюансов теряются.
Объективность, валидность и надежность – вот основные требования, которым должен удовлетворять каждый психодиагностический тест.
Объективность психологического теста означает, что получаемые результаты, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений исследователя. Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам. Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:
- единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;
- единообразие оценки выполнения теста;
- определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования
Эти три условия являются этапами стандартизации.
Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение и оценку определённых явлений или процессов (индвидуально – психологических особенностей, когнитивных способностей, эмоциональной сферы). Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности.
В психодиагностике термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Очень часто термин «тест» используется наряду с другим термином, о котором уже говорилось ранее, - «методика».
Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест - опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
1. 6 Психометрические требования к психодиагностическим методам
Психометрия (психометрика) представляет собой совокупность теоретико-математических моделей и процедурно-методических правил организации сбора и обработки эмпирических данных, позволяющих выразить психические свойства и параметры психических процессов в числовой или квазичисловой (ранговой, категориальной) форме. Психометрия - это область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.
Измерить — значит определить какой-либо мерой величину измеряемого. Для этого нужно, чтобы были соблюдены, по крайней мере, два условия.
Первое условие касается самого измерительного инструмента: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же, тождественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной самой себе меры (например, если бы на линейке расстояния от одного деления до другого были неодинаковы на разных участках).
Второе условие - нужно, чтобы то, что измеряется, во всех случаях оставалось одними тем же, то есть также было тождественно самому себе.
Стоит отметить, что соблюсти эти два условия в психодиагностических исследованиях крайне затруднительно.
К. М. Гуревич делает вывод о том, что данные, которые получаются в тестировании, нельзя считать измерениями в подлинном смысле слова. Тест, да и любая психодиагностическая методика не имеет эталонной единицы измерения, однако он позволяет сравнить людей друг с другом по принципу «лучше — хуже» выполнены задания, по принципу «больше — меньше» совпадений с ключом.
Психометрические требования к психодиагностическим методикам.
Стандартизация рассматривается двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация процедуры исследования подразумевает унификацию:
- инструкций;
- стимульного материала;
- бланков обследования;
- способов регистрации результатов;
- условий проведения обследования.
Надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т. е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Факторы, снижающие точность измерений:
- нестабильность диагностируемого свойства;
- несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания, как методику предъявлять испытуемым, и т. д.);
- меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещёния, наличие или отсутствие посторонних шумов и т. д.);
- различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);
- колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом утомление и т. д.);
- элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т. п.).
Валидность - до сих пор представляется одним из самых сложных вопросов. «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность. Проверка валидности методики называется валидизацией.
Адаптация методик
Адаптация теста (с лат. «adaptation» - «приспособление») - это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.
Этапы адаптации тестов:
- анализ исходных теоретических положений автора теста;
- перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертной оценкой соответствия оригиналу;
- проверка валидности и надежности теста осуществляемая в соответствии с психометрическими требованиями;
- стандартизация теста на соответствующих выборках.
Основные препятствия для исследователя связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами разных стран.
Любая психодиагностическая методика выполняет качественно-количественное измерение и должна удовлетворять психометрическим требованиям. К числу таких требований относятся стандартизация, надежность, валидность и адаптация методик.
Основные требования к процедуре психодиагностического обследования
1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:
а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;
б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;
в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.
2. Экспертные методы основываются на таких требованиях, как:
а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);
в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативного исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.
Требования
Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям непсихологам.
Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;
в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат;
д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;
е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве;
к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
1. 9 Психологический диагноз и принципы его построения.
Медицинскоепонимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологической науке. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия, но такое определение сужает область психологического диагноза.
Психологическийдиагноз— это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития. Как правило, имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности.
Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия, то есть этиология.
Три уровня психологического диагноза
Симптоматический (или эмпирический) диагноз - констатация определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
Этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Как развивался, с помощью какого механизма возник и какими причинами обусловлен выявленный симптом или комплекс психологических характеристик.
Типологический диагноз - высший уровень, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.
Исследование памяти
- Методика «10 слов» (А.Р. Лурии) –направлена на изучение особенностей механической памяти, и её тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.
Комплексная батарея для исследования памяти Б.М. Петрова – позволяет всесторонне исследовать функцию памяти, составлена Б. М. Петровым. Комплект состоит из методов исследования кратковременной памяти на образном и словесном материале; процессов запоминания образного и словесного материала (механического и смыслового) и процессов их сохранения.
Исследование мышления.
- Комплексная батарея Е. И. Степановой для исследования мышления(вербальное, образное, практическое)-состоит из 10 методик, предназначенных для исследования словесно-логического, образного и практического мышления, со стандартными шкалами и получением общего IQ.
- Методика «Исключение слов»направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности и умения обобщать. Методика чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыслительной деятельности — лабильности и инертности.
17Опросник Мехрабиана на эмпатию .
Разработан А. Мехрабианом и Н. Эпштейном. Содержит 83 утверждения, которые описывают различные особенности поведения и реагирования. Испытуемый должен оценить по девяти балльной шкале (от +4 до -4) степень выраженности у себя этих особенностей. В итоге первичной обработки возможно получение следующих показателей: эмпатия, присоединение, сензитивность к отвержению
1. 24ТСИ Амтхауэра.
Один из известнейших групповых тестов, широко используемых в немецкоязычных странах. Создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
Стандартизация теста проводилась на выборке из 4076 испытуемых. Разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.
Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.
Тест состоит из девяти субтестов,каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4—6 субтестов, используются задачи закрытого типа
Субтест 1.Логический отбор исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить предложение одним из приведенных слов.
Субтест 2. Определение общих черт: исследование способности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными понятиями
Субтест 3.Аналогии: анализ комбинаторных способностей. В заданиях предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк.
Субтест 4.Классификация: оценка способности выносить суждение, обобщать Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
Субтест 5. Задания на счет: оценка уровня развития практического математического мышления, сформированности математических навыков.
Субтест 6.Ряды чисел: анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В заданиях требовалось установить закономерность числового ряда и продолжить его.
Субтест 7. Выбор фигур: исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с целой фигурой, которой соответствуют разделенные части.
Субтест 8. Задания с кубиками: исследуется то же, что и в 7-м субтесте. В заданиях предъявлялись изображения кубиков с различно обозначенными гранями. Кубики были определенным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда появлялись новые, неизвестные испытуемому грани. Необходимо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на каждом рисунке.
Субтест 9. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Предлагается запомнить ряд слов, которые объединены в таблице по определенным категориям, например, цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Время заучивания — 3 минуты.
Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.
В нашей стране адаптированный вариант теста Амтхауэра был использован при обследовании учащихся 8—10 классов городских и сельских школ. Получены данные о достаточно высокой надежности и валидности этого теста (М.К. Акимова с соавторами, 1984).
Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа "умственного профиля" он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.
При интерпретации полученных в отечественных исследованиях данных применялся новый критерий, который был предложен К.М. Гуревичем и назван социально-психологическим нормативом (СПН). Социально-психологический норматив — это система требований, которые общность предъявляет каждому из своих членов и которым каждый должен соответствовать, если не хочет быть отторгнутым своей общностью. Оценка результатов тестирования в этом случае должна основываться на степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных группах. Использование в качестве критерия выполнения СПН выдвигает на первый план качественный анализ данных.
1. 27Психодиагностика свойств нервной системы и темперамента.
Опросник Я. Стреляу разработана польским психологом Я. Стреляу. Опросник предназначен для измерения трех основных характеристик нервной деятельности. Результаты обрабатываются по 3 первичным шкалам: сила нервной системы по возбуждению, сила нервной системы по торможению, подвижность, и 1 вторичной шкале - уравновешенность.
28Психодиагностика свойств нервной системы и темперамента.
Назначение теста
Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.
Описание теста
Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Инструкция к тесту
«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».
Примечание
• Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
• Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
• При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.
• Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
• Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.
• Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.
• Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Тест
Области применения теста
Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.
1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаиват