Понятие личности и социализация личности. Агенты, институты и этапы социализации личности.
Понятие личности и социализация личности. Агенты, институты и этапы социализации личности.
Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называетсясоциализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Гендерные предубеждения
Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Предубеждение – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде [9, с. 66]. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный аффективный, т. е. эмоционально насыщенный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним. «Предрассудок – неоправданно негативная установка по отношению к определенной группе и отдельным ее членам» [3, с. 22]
Таким образом, гендерные предубеждения– это социальная установка с негативным и искаженным содержанием, это предвзятое мнение по отношению к представителям другого пола.
В гендерных предубеждениях отражены распространенные нормы полоспецифичного поведения, поэтому предубеждения возникают по отношению к тем субъектам, которые, как представляется, нарушают нормы традиционного ролевого поведения мужчин и женщин. Так, например, хорошо известны предубеждения в отношении женщин–политиков, женщин–ученых, женщин—водителей автомобильного транспорта и в отношении мужчин, исполняющих роль домашней хозяйки. Гендерные предубеждения опосредованы полодифференцирующими практиками нормативной системы общественного сознания, которую субъект усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.
В структуре гендерных предубеждений, так же как и в любых других предубеждениях, можно выделить три компонента, соответствующие трем компонентам других социальных установок:
когнитивный– безосновательно предвзятые мнения о мужчинах или женщинах вообще, о способности женщин или мужчин быть успешными в некоторых сферах профессиональной деятельности;
аффективный– неприятие, принижение, недооценка, чувство брезгливости, отвращения к представителям другого пола;
поведенческий– негативное поведение, дискриминационные действия, направленные на членов социальной группы из–за членства в ней (например, оскорбления, сексуальные домогательства, проявления насилия и др.).
Из этих трех компонентов наиболее значимой в гендерных предубеждениях является поведенческая составляющая, а именно – дискриминационные практики и конкретные действия с отрицательной направленностью на человека и/или группы людей как объектов предрассудков. Предрассудки – деструктивный аспект социального поведения человека. Поэтому именно поведенческий компонент предубеждений, т. е. реальные поведенческие проявления и практики, свидетельствует о наличии у человека предубеждений в отношении какой–либо группы людей.
Рассмотрим формы гендерных предубеждений.В качестве основания классификации форм предубеждений можно использовать такой показатель, как степень деструктивности воздействия на объект предубеждения [13].
• Самая слабая форма проявления предубеждения – это невербальное выражение антипатии(пренебрежительный тон, нахмуренные брови, отрицательные покачивания головой, плотно сомкнутые губы и др.), демонстрируемые в ситуациях, когда поведение мужчин или женщин не соответствует традиционным нормам полоспецифичного поведения. Например, в эксперименте, описанном в книге Э. Аронсона [1], было установлено, что в ситуации дискуссии со смешанным половым составом участников лидеры–женщины по сравнению с лидерами–мужчинами получают меньше положительных невербальных реакций (улыбка, утвердительные кивки головой) и больше отрицательных реакций (нахмуренные брови, плотно сжатые губы, отрицательные покачивания головой). При этом различий по показателям компетентности в роли лидеров между мужчинами и женщинами получено не было. Объясняется этот факт тем, что в процессе деловой дискуссии действуют негласные ожидания, в соответствии с которыми женщины должны уступать мужчинам лидерские позиции при обсуждении значимых для группы вопросов. Если этого не происходит, то нетипичное поведение женщин вызывает неконтролируемые отрицательные невербальные реакции как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. В таких реакциях находит отражение феномен недооценки женского лидерства.
• Еще одна относительно слабая форма проявления гендерных предубеждения представлена вербальным выражением антипатиик представителям другого пола: сексистские анекдоты, высмеивающие мужские и женские качества личности и особенности поведения (анекдоты про блондинок, женщин–ученых, женщин – водителей автомобильного транспорта); высказывания, принижающие достоинства женщин или мужчин («Это не женского ума дело», «Женщинам (мужчинам) это не понять»); тенденция интерпретировать мотивы поведения ошибочным образом («У вас, мужчин, одно на уме»).
• Третья форма гендерных предубеждений – это избегание группы,по отношению к которой имеются предубеждения. Эта форма предубеждения проявляется в виде различных форм женоненавистничества/мужененавистничества. Все еще имеют место ситуации категоричного непринятия женщин в некоторые мужские сообщества (например, предрассудок «Женщина на корабле – к несчастью»). Распространено искаженное восприятие и избегание женщин–феминисток (феминистки воспринимаются как некрасивые и несчастные в личной жизни женщины, которые ненавидят мужчин; от феминисток лучше держаться подальше).
• Четвертая форма гендерных предрассудков относится к поведению с выраженной деструктивностью. Это конкретные действия, приводящие к дискриминациичленов группы. Данная форма предрассудков распространена в отношении тех женщин и мужчин, которые претендуют на места или уже работают в неполоспецифичных сферах профессиональной деятельности. Феномены «стеклянного потолка», «липкого пола», «стеклянных стен» как проявление дискриминации в отношении женщин многократно описаны в современной литературе. Примеры о различиях в зарплате мужчин и женщин, о существующем неравенстве их статусных позиций также хорошо известны.
• Самая сильная по степени деструктивности поведения форма проявления предрассудков обусловлена агрессивными предубеждениями, которые проявляются в актах насилия.Распространенными проявлениями этой формы поведения являются изнасилования, физическое и психологическое насилие в семье,которому женщины подвергаются чаще, чем мужчины.
Важно подчеркнуть, что действия каждого уровня облегчают переход к уровню более интенсивному, поэтому и необходима специальная работа с гендерными предубеждениями и предрассудками.
Понятие личности и социализация личности. Агенты, институты и этапы социализации личности.
Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называетсясоциализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.